Важность профинформационной работы для будущих учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:59, доклад

Описание работы

Ведущая роль в психологической подготовке будущих учителей к сознательному пониманию выбранной профессии принадлежит вузу. Центральным элементом всей вузовской профориентационной работы является профессиональная информация, под которой мы понимаем систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение студентами необходимого круга знаний о социально-экономических условиях правильного понимания перспективы профессии.

Файлы: 1 файл

статьи.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

Полученные данные обрабатываются следующим образом. Материал всей группы (класса или иной выборки) анализируется на предмет частоты встречаемости тех или иных качеств в основной массе. Например:

Лучшие Непривлекательные Средние

1.Отзывчивый(12) 1. Хитрый (8)1. Аккуратный (7)

2.Добрый(Ю) 2. Подлый (7) 2. Тихий (6)

3.Старательный(Э) 3. Нахальный(б) 3. Старательный(5)

4. Внимательный(З) 4. Вредный(5)4. Обычный(5) б....

10....

Допустимо объединение по смыслу. Например: энергичный, работоспособный, любит трудиться, добрый, доброжелательный. Процесс объединения сложный и требует привлечения компетентных судей.

Полученный материал рассматривается как общий фон, с которым сопоставляются индивидуальные варианты. Отклонения здесь констатируются по резкости выступания из общего фона, по предпочтению качеств, типичных для делинквентов (надежный, не выдает, верный, есть дух), или по качествам неодобряемого человека (дешевка, продажный, шкура). Особенно значимым представляется набор, которым наделяют типичного среднего. Это либо боязнь (вредный, садист, урод как все, примазывается ко всем), либо пренебрежение, возникающее, как правило, в связи с поддержкой группой делинквентов (трус, предатель, карьерист, маменькин сынок, свисток).

Чаще всего отклонение сказывается в нарушении инструкции. Как правило, определяются не качества, а роли или трафареты, идущие от блатного мира. Другая особенность — наделение всех отрицательными качествами.

Все подростки с любыми достаточно отчетливо выступающими особенностями отношения к качествам должны стать предметом специального анализа.

Методика СО — СВ САМООЦЕНКА — САМОВЫРАЖЕНИЕ

Методика направлена на определение степени значимости для индивида отдельных общезначимых личностных качеств и на выражение различий в предпочтении отдельных качеств.

Методика основана на использовании тенденций каждого индивида к выделению себя из социальной среды путем сопоставления степени выраженности своих качеств с качествами других людей. Такое подчеркивание различий базируется на стремлении индивида оповестить интересующихся им людей о своих собственных свойствах и о его представлении об этих свойствах. При этом каждый человек ориентируется на то, что анализирующий эту самооценку другой индивид будет соотноситься с ней при общении и взаимодействии с ним.

Замечено было, что система выраженности личностных качеств не является постоянной, она меняется и в зависимости от ситуаций, в которых находится человек, и от представления роли того, кому будет адресована эта система.

Эти тенденции особенно ярко выступают у подростка и определяют изменчивость его поведения и меняющееся отношение к другим людям. В то же время названный однажды набор качеств фиксируется и является для подростка на определенное время тем эталоном, с которым он соотносит акты своего поведения при общении со значимыми другими.

Предварительно создаваемый набор, обеспечивающий фон, необходимо набирать как из положительных, так и из отрицательных свойств. Наиболее рациональным представляется набор из 15 качеств, которые получили наиболее частотные положительные характеристики, и 15 качеств, которые получили отрицательные характеристики (для этого используются материалы, полученные при работе с методикой Пяти качеств).

При анализе ряда опасных свойств, которые зафиксированы в уголовно-правовых документах как связанные с правонарушениями, могут быть также включены, например, такие качества, как жестокость, хитрость, лживость, несмотря на то, что в личностных характеристиках группы они не упоминались.

Таким образом, предполагается, что первые тридцать (положительных и отрицательных) свойств, взятых из лексикона конкретной группы, в которую входит подросток с отклонениями в поведении, будут способствовать включению подростка в систему теста. Они же вовлекут его в процесс дальнейшей работы над качествами, которые он не применял по отношению к своим сверстникам, но с которыми он знаком из обычной литературы.

Очень важным представляется, при рассмотрении самооценок, анализ тех качеств, против которых стоит несколько минусов. Исследование этой тенденции показало, что она отражает особое стремление человека отмежеваться от опасных качеств. Одновременно это и желание показать человеку, который будет знакомиться с его самооценкой, ряд неодобряемых качеств, что они далеки от него. Установлено, что такая тенденция присуща лицам, для которых такие качества — проблема. Они либо действительно чрезвычайно резко осуждают эти качества, либо имеют их реально, но очень боятся, что о них узнают другие и также осудят.

Ключевые термины: тест личностных конструктов, делинквент, слова-представления, психологическая дистанция, сигма, квартиль, тезаурус личности.

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным условием развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.

Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе.

Еще одна причина, побудившая нас остановиться на социально-психологической характеристике школьного класса, связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка. В целом соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой — мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.

Таким образом, говоря о диагностике учителем межличностных отношений в классе, мы имеем в виду общую социально-психологическую характеристику класса как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в классе. В этом разделе рассмотрим основыне пункты такой социально-психологической характеристики отношений в классе.

Психологическая структура школьного класса

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную)- Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой будет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности, которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная структура — это стихийно возни-кающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важ ные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно. Ниже мы остановимся на вопросе о механизмах становления структуры в группе — о механизмах ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ. А сначала разберемся более подробно с неформальной структурой отношений. Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: звезды, предпочитаемые (или популярные), отвергаемые и изолированные. Расшифруем суть этих категорий на материале школьного класса. Звезды — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников. Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта широта может сильно отличаться в разных классах). Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Итак, для оценки положения ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ученик обладает статусом звезды или предпочитаемого в классе, то можно быть уверенным, что особых проблем с одноклассниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с товарищами, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ученика.

Для характеристики отношений в классе существенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько звезд и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных. Необходимо отметить, что существуют серьезные возрастные различия в характере отношений между учащимися в разных классах. Ниже мы вернемся к анализу этих возрастных особенностей.

Для определения статусной структуры школьного класса (как, впрочем, и многих других групп) часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ МЕТОДИКУ. Есть много разнообразных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов. Так что мы остановимся лишь на самых общих моментах. Что собой представляет социометрическая методика? Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Например: Напиши, пожалуйста, с кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? или С кем из одноклассников ты пошел бы в трудный поход? Очень важно при формулировке вопросов учитывать реальные интересы ребят и правильно прогнозировать, почему они будут выбирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров. Эти вопросы в социальной психологии называются СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМИ КРИТЕРИЯМИ, или критериями социометрического выбора. Они должны быть значимыми для ребят, чтобы их взаимные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание.

Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность.. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко бывают откровенны. Учащиеся старших классов свою неискренность даже почти не скрывают, а малыши не всегда сами осознают, что им не очень хочется раскрывать свои секреты учителю. Но, на наш взгляд, в этом нет большой беды, так как в большинстве случаев педагогу совершенно не нужно проводить социометрическое обследование в полном объеме. Это действительно задача скорее для школьного психолога. Учитель имеет такой большой опыт общения со своим классом в повседневной школьной жизни, что всю необходимую информацию нужно только суметь извлечь из этого опыта. Так, например, учитель может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание отношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.

Информация о работе Важность профинформационной работы для будущих учителей