Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение типов восприятия и аналитический обзор различных существующих тестов для выявление ведущего типа восприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные типы восприятия.
2. Рассмотреть особенности восприятия информации.
3.Рассмотреть тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.
Введение
Глава 1. Восприятия
1.1 Понятие восприятия
1.2 Виды восприятия
1.3 Обучение людей с разными типами восприятия
Глава 2. Выявление ведущего типа восприятия
2.1 Психологические тесты на выявление ведущего типа восприятия
2.2 Результаты
Заключение
Список использованной литературы
о
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Восприятия
1.1 Понятие восприятия
1.2 Виды восприятия
1.3 Обучение людей с разными типами восприятия
Глава 2. Выявление ведущего типа восприятия
2.1 Психологические тесты на выявление ведущего типа восприятия
2.2 Результаты
Заключение
Список использованной литературы
перечень сокращений, условных обозначений и терминов;
Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.
Гешта̀льт психоло́гия — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году
МMPI Minnesota Multiphasic Personality Inventory
16-PF
Введение
Все мы люди разные, и все мы по-своему прекрасные. Но у нас есть некоторые определённые черты, которые нас классифицируют. Мы можем разделяться по нескольким критериям, первый из которых, это типы восприятия.
Взгляните на человека, с которым вы чаще всего общаетесь. Как думаете, его можно каким-либо образом классифицировать? То есть определить, его манеры поведения и общения по каким-то определённым признакам. Да, он может быть близнецом или овном, а может быть агрессивным или снисходительным. Однако, одной из самых главных особенностей его мышления, это его тип восприятия мира, в котором он живёт. Таких типов восприятия всего три: визуалы, аудиалы и кинестетики.
Восприятие предметов и явлений материального мира – «непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира» (С.И. Ожегов) – занимает одно из центральных мест в деятельности человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать свою деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Анализируя свои собственные действия и их результаты, человек тем самым корректирует своё поведение.
В психологии восприятие всегда было предметом многих рассуждений и исследований. Пристальное внимание к этому виду деятельности объясняется её первостепенным значением для поведения человека.
Психологическая совместимость между преподавателем и учащимися – одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для преподавателя большое значение имеет знание того, как его воспринимают студенты. Эти знания дают ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные типы восприятия.
2. Рассмотреть особенности восприятия информации.
3.Рассмотреть тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.
Практическая значимость материалы этой работы могут быть использованы в качестве учебно-методического пособия по дисциплине: «Психология».
Объектом исследования различные типы восприятия человека, стили отношений между преподавателем и обучающимся.
Предметом исследования стали студенты.
Структура курсовой работы состоит из введения, содержания, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе описываются основные понятия восприятия, а также виды восприятия. Во второй главе описываются существующие тесты.
Объем курсового проекта составляет 23 страницы.
Понятие восприятия
Существует несколько вариантов определения понятия «восприятие».
Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.
Выделяется четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям [3].
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи [4].
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление
непосредственно
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий.
В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.
Наблюдение – это произвольное
планомерное восприятие, которое
осуществляется с определенной, ясно
осознанной целью с помощью произвольного
внимания. Важнейшими требованиями, которым
должно удовлетворять наблюдение, являются
ясность задачи наблюдателя и
планомерность и
Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.
Наблюдательность заключается
в умении подмечать характерные,
но малозаметные особенности предметов
и явлений. Она приобретается
в процессе систематических занятий
любимым делом и поэтому
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
Свойства восприятия:
Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категоризованным.
Осмысленное восприятие дает
возможность познать
Примером могут служить
опыты А.А. Любилинской, в которых
у ребенка дошкольного возраста
вырабатывалась дифференцировка на
тонкие, малозаметные зрительные признаки.
Выработка такой
Восприятие человека, таким образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации данных.
Всеми этими свойствами образ восприятия изначально, с момента рождения человека, не обладает, они появляются в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.
Принципы организации
восприятия (свойства предметности и
целостности) наиболее глубоко и
ярко описаны и проанализированы
представителями