Ведущий тип восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение типов восприятия и аналитический обзор различных существующих тестов для выявление ведущего типа восприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные типы восприятия.
2. Рассмотреть особенности восприятия информации.
3.Рассмотреть тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Восприятия
1.1 Понятие восприятия
1.2 Виды восприятия
1.3 Обучение людей с разными типами восприятия
Глава 2. Выявление ведущего типа восприятия
2.1 Психологические тесты на выявление ведущего типа восприятия
2.2 Результаты
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Габдуллина Жанерке Ин(е)-10 КР.docx

— 462.75 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Виды восприятия

 

Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени  волевого контроля.

Согласно первой классификации  существует три вида восприятия. Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие движения —  это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные  признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Механизм использования  косвенных признаков состоит  в том, что при обнаружении  неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и  выносится суждение том, что предмет  движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное для  неподвижного предмета положение его  частей [12].

Восприятие времени —  наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени. В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма [2].

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные восприятия – характеризуются  тем, что в  их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с волевыми усилиями человека и могут существовать в  форме организаторского восприятия, целенаправленного восприятия предметов  или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при  которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятии не связан с волевыми усилиями человека. Его формой выступает неорганизованное восприятие окружающей действительности [2].

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычное восприятие - результат  взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени  участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать  осязательное восприятие, в котором  участвуют тактильный и кинестетический  анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует  двигательный анализатор. Различные  виды восприятия редко встречаются в чистом виде [13].

Все люди воспринимают окружающий мир по-разному, однако, все же можно  выделить три основных типа восприятия.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Когда он думает, в своем сознании он рисует картинки. Около 35% из нас - визуалы. Ваши слова визуалы сразу превращают в картинки. Если Вы выражаете свои мысли визуальными терминами, они понимают Вас и чувствуют себя комфортно. У них - великолепная зрительная память. Они могут описать вещи, которые когда-то видели, с точностью до детали, четко запоминают цвета и формы. 

Основные черты  визуалов: голова вверх, спина прямая, движения напряженные, губы тонкие, напряженные, дыхание неглубокое, верхом легких, речь быстрая громкая, высокий тон, взгляд поверх других.

Правила слушания: «Я должен видеть для того, чтобы слышать» (на дистанции). 
Движения глаз: вверх влево, вверх вправо.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют 25% населения. Аудиалы обращают внимание не столько на то, что Вы говорите, сколько на то, как Вы говорите: на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Аудиалы очень любят телефон. Аудиалы зачастую склонны разговаривать сами с собой или бурчать себе что-нибудь под нос. Это не признак шизофрении, это - способ решить проблему через ее проговаривание вслух. Речь аудиалов отличается размеренностью, ритмичностью и неторопливостью - осознанием каждого слова, в отличие от речи визуалов, которые говорят высоким голосом и дышат учащенно. 

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.  
Среди населения кинестетики составляют 40%. Эти люди воспринимают информацию преимущественно посредством прикосновения, эмоций, инстинктивного мышления. Руководствуются прежде всего своими ощущениями и, кроме того, очень быстро решают для себя, нравится им человек или нет. Прежде чем довериться Вам, у них должно возникнуть чувство, что они поступают правильно.

Кинестетикам требуется  больше времени, чтобы "прочувствовать" решение, чем визуалам - нарисовать картинку, аудиалам - оценить звук. Поэтому  они как бы думают медленнее. Они  делают более продолжительные паузы  между фразами, часто раздражающие собеседника "м-м-м", "э-э-э", "ну-у-у". Во время этих пауз они прислушиваются к своим ощущениям, и когда  определяются с ними, продолжают разговор. Кроме того, кинестетики любят  прикасаться к людям и вещам, часто во время разговора вертят в руках какие-нибудь мелкие предметы. Прикосновение помогает им установить контакт. Кроме того, кинестетики  наиболее чувствительны к температурным  перепадам.

 

 

  1. Обучение людей с разными типами восприятия

 

 

      Почему важно  знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  • На паре преподаватель может представлять информацию студентам, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и преподаватель и студент - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного.
  • От того, какой канал у студента ведущий, зависит освоение многих важных навыков.
  • Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
  • Если преподаватель знает, к какой категории относится их студент, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке".

Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.  
            Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.  
             Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.  
             Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у  преподавателя и родителей понаблюдать  за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на  доске.

  1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
  2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в учебном заведении, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одногруппников.
  3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

 

      Многое даст наблюдение за поведением студентов на перемене

  1. Визуал: чаще всего остается в кабинете, если большинство студентов из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими или рассматривать информацию на стенах.
  2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем паре пришлось "держать рот на замке".
  3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

 

      Так же индивидуально нужно подходить  к каждому из них и в учебной  работе

Специалисты говорят:

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны преподавателей.

 

      При выполнении работы на уроке  или дома рекомендуется:

  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

 

      Разумеется, очень важно общаться с студентом на "его языке":

  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Особенности восприятия учащимися  информации (на основе М.Гриндера).

Визуал. Часто сидит на краешке стула. Подбородок вверх, высокий тембр голоса cамый быстрый темп речи и  обработки информации, наблюдательный, ориентированный на внешний вид.  Увиденное запоминает легко, словесную инструкцию с трудом. Предпочитает читать сам, а  не чтобы читали ему. Читает  хорошо, быстро. Аккуратно,  хорошо и правильно пишет, но теряется, если пишет слова, никогда ранее не виденные.   При общении предпочитает самую далекую дистанцию.   Организован, аккуратен, все вещи «на своих местах»,  подбирает цвета, размеры. Склонен фантазировать, его описания живые, образные [14].  

 

Аудиал. Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы. В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо. Начинает говорить в раннем возрасте. Успешен в изучении иностранных языков.  Задумавшись, может разговаривать сам с собой. Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается на внешний шум. Не может сосредоточиться в условиях шума. В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии.

Кинестетик. Лучше обучается, делая. Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. С трудом выдерживает болевые ощущения. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, обычно ниже пояса. Отличается ранним физическим развитием. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Часто неопрятен.

Разумеется, любой человек  в своей жизни, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Информация о работе Ведущий тип восприятия