Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:37, реферат
Общение — это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.
Введение
Организационные принципы речевой коммуникации.
Принципы вежливости Дж. Лича.
Эффективность речевой коммуникации.
Слушание.
Искусство спора.
Заключение.
Содержание
1.Введение
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.
Общение — это очень
сложный процесс
Наряду с термином общение широкое распространение
получило слово коммуникация.
Коммуникация (лат. сommunicatio — делаю общим,
связываю, общаюсь) — общение, обмен мнениями,
сведениями, идеями и т.д. — специфическая
форма взаимодействия людей в процессе
их познавательно-трудовой деятельности.
Человеческое общение, по данным исследователей,
на две трети состоит из речевого. Речевая
деятельность человека является самой
сложной и самой распространенной. Без
нее невозможна никакая другая деятельность,
она предшествует, сопровождает, а иногда
формирует, составляет основу любой другой
деятельности человека (производственной,
коммерческой, финансовой, научной, управленческой
и др.).
2. Организационные
принципы речевой коммуникации
К основным единицам речевого общения
исследователи относят:
Речевое событие -
протекающий в контексте речевой ситуации
дискурс.
Дискурс — это различные виды речевой
практики, бытовой диалог, интервью, лекция,
беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная
в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое
сопровождение речи (мимику, жесты)
Речевое событие, как следует из его определения,
включает два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится, сообщается)
и то, что ее сопровождает (дискурс);
2) условия, обстановку, в которой происходит
речевое общение между участниками, включая
самих участников, которые существенно
влияют на речевое событие (речевая ситуация).
Речевая ситуация, т. е. ситуация, составляющая
контекст высказывания, порожденного
в речевом акте, выполняет важную роль
в речевом общении. Следует иметь в виду,
что высказывание делается в определенном
месте в определенное время и имеет определенный
набор участников — это говорящий и слушающий.
К основным составляющим речевой ситуации
относят говорящего и слушающего, время
и место высказывания.
Речевая ситуация помогает понять смысл
сообщения, конкретизирует значение ряда
грамматических категорий, например, категории
времени, местоименных (дейктических)
слов типа л, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот
и др. Она позволяет также правильно интерпретировать
высказывание, уточнять его целевую функцию
(угроза, просьба, совет, рекомендация),
выявлять причинные связи данного высказывания
с другими событиями и т.д.
Различают канонические и неканонические
речевые ситуации.
Каноническими считаются
ситуации, когда время произнесения (время
говорящего) синхронно времени его восприятия
(времени слушающего), т. е. определен момент
речи; когда говорящие находятся в одном
и том же месте и каждый видит то же, что
и другой (в идеале, они располагают общим
полем зрения); когда адресат — конкретное
лицо и т.д.
Неканонические ситуации
характеризуются следующими моментами:
время говорящего, т.е. время произнесения
высказывания, может не совпадать со временем
адресата, т. е. временем восприятия (ситуация
письма); высказывание может не иметь конкретного
адресата (ситуация публичного выступления)
и т.д.
Речевое взаимодействие представляет
собой очень сложное явление.
От природы человек наделен речемыслительным
аппаратом, без которого невозможна была
бы речевая деятельность. Чтобы заниматься
речевой деятельностью, человек должен
обладать способностью мыслить и говорить,
должен испытывать желание реализовать
свою мысль, передать ее другому.
Речевая деятельность
носит социальный характер, поскольку
она является частью общественной деятельности
человека. Социальный характер речевой
деятельности проявляется и в том, что
для ее осуществления требуется коллектив
(самое меньшее два человека). В процессе
речевого (вербального) взаимодействия
субъектов участвуют их мышление, воля,
эмоции, знания, память — речемыслителъная,
модальная (волевая),
Речевая деятельность есть процесс, который
складывается, формируется из деятельностных
актов. Их характер, содержание зависят
от различных ситуаций, в которые попадает
человек. Например, необходимо устроиться
на работу, реализовать изготовленную
продукцию, принять участие в конференции.
Эти и другие обстоятельства определяют характер
речевой ситуации. В первом случае необходимо
подготовиться к собеседованию, во втором
— продумать агитационную речь (диалог),
в третьем — написать доклад.
Речевые ситуации бывают разнообразными,
но этапы осуществления речевой деятельности
в основном одни и те же. В какой бы речевой
ситуации ни оказался человек, если он
стремится добиться успеха, достичь цели,
обратить на себя внимание, то должен прежде
всего сориентироваться в сложившейся
обстановке, осознать, что может привести
к успеху, чем следует руководствоваться.
В русском языке есть глаголы обдумывать,
продумывать, рассуждать, соображать.
Все они называют действие, характерное
для начального этапа любой деятельности,
в том числе и речевой. В результате обдумывания,
рассуждений рождается внутренний план высказывания.
Это первый этап речевой деятельности.
На втором этапе происходит порождение,
структурирование высказывания. Из памяти
извлекаются нужные слова, по синтаксическим
моделям строятся предложения. Механизм
порождения речи, к сожалению, еще недостаточно
изучен. Третий этап — самый ответственный.
Начинается говорение. Субъект речевого
действия повествует, докладывает, рассуждает,
иными словами, творит звучащую речь, использует
вербальные средства общения.
Речь, высказывание — продукт речевой
деятельности, ее порождение. По речи можно
определить психологическое состояние
говорящего (речь взволнованная, искренняя,
льстивая, грубая, ласковая), ее целевое
назначение (речь убеждающая, информационная,
агитационная), ее коммуникативную значимость
(речь содержательная, бессмысленная,
пустая, глубокая, осмысленная), отношение
говорящего к собеседнику (речь презрительная,
ироническая, хвалебная, угрожающая).
Речевая деятельность чаще всего преследует
какую-то цель, поэтому важен результат.
О нем судят по обратной связи, по тому,
как воспринимают сказанное, как на него
реагируют.
Исследование речевой деятельности органически
связано с психологией, психофизиологией,
социологией. В речевом общении изучаются
различные аспекты, соответствующие поставленной
говорящими цели: информативной, прескриптивной
(воздействие на адресата), экспрессивной
(выражение эмоций, оценок), межличностной
(регулирование отношений между собеседниками),
игровой (апелляция к эстетическому восприятию,
воображению, чувству юмора) и др.
В процессе речевого взаимодействия недостаточно
только знать язык. Собеседник должен
придерживаться определенных принципов,
правил ведения разговора, которые позволяют
координировать их действия и высказывания.
Эти правила составляют конвенциональную
(условную, принятую) основу вербального
взаимодействия. Большой вклад в изучение
этой проблемы внесли работы создателей
теории речевых актов Дж. Остина, Дж.Р.
Сёрля, П.П. Грайса, исследователя организации
повседневного разговора Г. Сакса и др.
Принципы речевой коммуникации (общения):
- принцип последовательности – предполагает смысловое соответствие ответной реакции, т.е. ожидание ответной реплики соответствующего типа. Если первая реплика – вопрос, то вторая – ответ; приветствие должно сопровождаться ответным приветствием, просьба – принятием или отклонением ее и т.д. Данный принцип требует завершения речевого фрагмента;
- принцип предпочтительной структуры – характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Так, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой. Например:
А. 1) – Я прошу Вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.
2) – Хорошо.
Б. 1) – Я прошу Вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. – (пауза)
2) – Я бы с удовольствием, … но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую.
Пауза служит индикатором
нежелательных отклоняющих
В. 1) – Я прошу Вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. – (пауза) 1) – И тогда я смогу предоставить Вам несколько дней отпуска, как Вы просили.
2) – Хорошо.
Соблюдение описанного принципа
позволяет не обидеть собеседника,
избежать критической направленности
разговора. Принцип кооперации
- принцип кооперации является основой речевого общения. Он предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулирован в конкретных правилах, соблюдение которых соответствует выполнению данного принципа.
В работе «Логика и речевое общение» П.П. Грайс пишет: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». Далее автор выделяет и более конкретные постулаты, соблюдение которых в общем и целом соответствует выполнению этого принципа. Эти постулаты он делит на четыре категории — Количества, Качества, Отношения и Способа.
1) категория количества связана с тем количеством информации, которую необходимо передать. К этой категории относятся следующие правила:
- высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога);
- высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.
2) категории качества определяется общим правилом: «Старайся, чтобы высказывание было истинным», и двумя более конкретными:
- не говорить того, что можно посчитать сложным;
- не говорить того, что не имеет достаточных оснований.
3) категорией отношений связано одно-единственное правило смыслового соответствия: нельзя отклоняться от темы.
4) категория способа касается не того, о чем говорится, а того, как говорится. К ней относится общие правило: «Выражайся ясно», а также несколько частных правил:
- избегай непонятных выражений;
- избегай неоднозначности;
- будь краток (избегай ненужного многословия);
- будь организован.
3. Принципы вежливости
Дж. Лича
Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип
коммуникации — принцип вежливости, представляющий
собой совокупность ряда максим. Кратко
охарактеризуем их.
1. Максима такта. Это максима границ личной
сферы. В идеале любой коммуникативный
акт предусматривает определенную дистанцию
между участниками. Следует соблюдать
правило: «Делать коммуникативную цель
собеседника предметом обсуждения допустимо
лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно
(открыто) обозначена». Не следует затрагивать
тем, потенциально опасных (частная жизнь,
индивидуальные предпочтения и т. д.).
2. Максима великодушия. Это максима необременения
собеседника, она предохраняет его от
доминирования в ходе коммуникативного
акта. Например, предположение должно
быть сформулировано таким образом, чтобы
его можно было отложить, не следует связывать
партнера обещанием или клятвой. Хороший
коммуникативный акт не должен быть дискомфортным
для участников общения.
3. Максима одобрения. Это максима позитивности
в оценке других («Не судите, да не судимы
будете», «Не осуждай других»). Атмосфера,
в которой происходит речевое взаимодействие,
определяется не только позициями собеседников
по отношению друг к другу, но и позицией
каждого по отношению к миру и тем, совпадают
ли эти позиции. Если оценка мира (позитивная
или негативная) не совпадает с оценкой
собеседника, то это сильно затрудняет
реализацию собственной коммуникативной
стратегии.
4. Максима скромности. Эта максима неприятия
похвал в собственный адрес. Одним из условий
успешного развертывания коммуникативного
акта является реалистическая, по возможности
объективная самооценка. Сильно завышенные
или сильно заниженные самооценки могут
отрицательно повлиять на установление
контакта.
5. Максима согласия. Это максима не оппозиционности.
Она предполагает отказ от конфликтной
ситуации во имя решения более серьезной
задачи, а именно — сохранения предмета
взаимодействия, «снятие конфликта» путем
взаимной коррекции коммуникативных тактик
собеседников.
6. Максима симпатии. Это максима благожелательности,
которая создает благоприятный фон для
перспективного предметного разговора.
Неблагожелательность делает речевой
акт невозможным. Определенную проблему
представляет так называемый безучастны
и контакт, когда собеседники, не будучи
врагами, не демонстрируют доброжелательности
по отношению друг к другу. Максима доброжелательности
дает основание рассчитывать на положительное
развитие речевой ситуации с намечающимся
конфликтом.
Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости
Лича составляют основу так называемого
коммуникативного кодекса, представляющего
собой «сложную систему принципов, регулирующих
речевое поведение обеих сторон в ходе
коммуникативного акта и базирующихся
на ряде категорий и критериев».
Базовые категории, формирующие коммуникативный
кодекс, — коммуникативная (речевая) цель
и коммуникативное (речевое) намерение. Важнейшими
критериями в составе коммуникативного
кодекса признаются критерий истинности
(верность действительности) и критерий
искренности (верность себе).
При рассмотрении коммуникативного кодекса,
анализе возможностей его использования
в практике речевого общения, конечно,
следует иметь в виду, что сформулированные
максимы не имеют абсолютного значения,
ни одна из максим сама по себе не обеспечивает
успешного взаимодействия собеседников,
более того, соблюдение одной максимы
может привести к нарушению другой и т.п.
4.Эффективность речевой коммуникации.
Под эффективной речевой коммуникацией понимается
достижение адекватного смыслового восприятия
и адекватной интерпретации передаваемого
сообщения. Правильная интерпретация
считается состоявшейся, если реципиент
трактует основную идею текста в соответствии
с замыслом коммуникатора. Если реципиент
усвоил, для какой цели порожден данный
текст, что именно хотел сказать его автор
с помощью всех использованных средств,
можно утверждать, что он интерпретировал
текст адекватно. Неадекватное понимание
устного и письменного сообщения у отправителя
и получателя может привести к серьезным
ошибкам во время выработки и принятия
решения, стать причиной нежелательных
конфликтов. Как отмечают исследователи, языковая
данность «речевое общение» во многом
формируется неязыковыми факторами и
конструирует внеязыковые сущности: отношения,
действия, состояния, эмоции, знания, убеждения
и т.д. Поэтому и успешность речевого общения,
и неудачи далеко не всегда зависят от
выбора говорящими языковых форм.
Специалисты выделяют условия, способствующие
эффективному обмену информацией и осуществлению
коммуникативной цели, которые следует
учитывать при организации речевой коммуникации:
· потребность в общении, коммуникативную
заинтересованность;
· настроенность на мир собеседника, близость
мировоззрения говорящего и слушающего;
· умение слушателя проникнуть в замысел
(намерение, интенцию) говорящего;
· внешние обстоятельства (присутствие
посторонних, физическое состояние),
· знание норм этикетного речевого общения
и др.
Очень важно создать позитивный коммуникационный
климат, помогающий установить контакт
и взаимоотношение в процессе общения.
По данным зарубежных ученых, количество
передаваемой информации, ее точность
увеличивается в атмосфере доверия и открытости
между участниками общения.
При организации речевой коммуникации
следует помнить о двух важных законах
коммуникации:
1. Суть не в том, что сообщает отправитель,
а в том, что понимает получатель.
2. Если получатель неправильно толкует
сообщение отправителя, то вину несет
отправитель, т. е. ответственность за
точную коммуникацию лежит на отправителе.
Межличностные барьеры, возникающие в
процессе речевого общения, зачастую обусловлены
особенностями восприятия речевых средств.
Серьезным препятствием в информационных
обменах являются расхождения в понимании
смысла употребляемых слов у отправителя
и получателя. Это нередко бывает связано
с неточностью словоупотребления, неправильным
использованием многозначных слов, синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов. Поэтому
при отборе лексических средств для сообщения
рекомендуется учитывать следующие факторы:
значение слова, его многозначность, сочетаемость
с другими словами, эмоционально-экспрессивную
окраску, стилистическую характеристику,
сферу употребления, грамматическую оформленность.
5. Слушание
Необходимым условием эффективной речевой
коммуникации является умение слушать.
«Умение слушать — редкая способность
и высоко ценится.
Однако слышать и слушать — не совсем
одно и то же. Слышать означает физически
воспринимать звук, а слушать — это не
просто направлять слух на что-либо, а
сосредоточиться на воспринимаемом, понимать
значение принимаемых звуков. Большинство
людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать
слова других, особенно если они не задевают
их реальных интересов. Исследования показывают,
что умением выслушать собеседника сосредоточенно
и выдержанно, вникнуть в сущность того,
что говорится, обладают не более 10 % людей,
а руководители слушают с 25-процентной
эффективностью.
Между тем умение слушать — это необходимое
условие правильного понимания позиции
оппонента, верной оценки существующих
с ним разногласий, залог успешного ведения
переговоров, беседы, существенный элемент
культуры делового общения.
Манера слушать, или так называемый стиль
слушания, во многом зависит от личности
собеседников, от характера и интересов
слушателей, от пола, возраста, служебного
положения участников общения. Например,
подчиненные, как правило, более внимательны
и сосредоточенны в разговоре с «начальством»,
нежели наоборот, они далеко не всегда
решаются прервать своего оппонента.
Психологи установили также существенные
различия в поведении мужчин и женщин.
Они считают, что в разговоре мужчина перебивает
женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну
треть времени разговора женщина собирается
с мыслями, пытается восстановить ход
прерванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются
на содержании разговора, а женщины больше
внимания уделяют самому процессу общения.
Мужчины любят слушать самих себя. Они
склонны слишком быстро давать готовые
ответы, не выслушивая собеседника до
конца и не задавая ему вопросов.
Различают два вида слушания:
· нерефлекснвное
- умение внимательно молчать, не вмешиваться
в речь собеседника своими замечаниями.
На первый взгляд такое слушание кажется
пассивным, но оно требует значительного
физического и психологического напряжения.
Нерефлексивное слушание обычно используется
в таких ситуациях общения, когда один
из собеседников глубоко взволнован, желает
высказать свое отношение к тому или иному
событию, хочет обсудить наболевшие вопросы,
испытывает трудности в выражении своих
проблем. Однако такое слушание не всегда
бывает уместным. Ведь молчание можно
принять за знак согласия. Нерефлексивное
слушание норой ошибочно истолковывают
как принятие позиции оппонента. Поэтому
намного честнее сразу прервать собеседника,
открыто высказать свою точку зрения,
чтобы впоследствии избежать недоразумений.
· Кроме того, следует иметь в виду, что
некоторые собеседники не имеют достаточного
желания высказывать собственное мнение,
другие, напротив, ждут активной поддержки,
одобрения своим словам. В таких случаях
рекомендуют применять другой вид слушания
— рефлексивный. Суть
его заключается в активном вмешательстве
в речь собеседника, в оказании ему помощи
выразить свои мысли и чувства, в создании
благоприятных условий для общения, в
обеспечении правильного и точного понимания
собеседниками друг друга.
6. Искусство спора
Значений слова спор:
1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо
между двумя или несколькими лицами, при
котором каждая из сторон отстаивает свое
мнение, свою правоту.
2. Взаимное притязание на владение, обладание
чем-либо, разрешаемое судом.
3. Перен. Поединок, битва, единоборство
(преимущественно в поэтической речи).
Состязание, соперничество.
В современной научной, методической,
справочной литературе слово спор служит
для обозначения процесса обмена противоположными
мнениями. Однако единого определения
данного понятия нет.
В русском языке есть и другие слова для
обозначения данного явления: дискуссия,
диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно
часто они употребляются как синонимы
к слову спор.На это указывают толковые
словари русского литературного языка
и словари синонимов. В научных исследованиях,
в публицистических и художественных
произведениях эти слова нередко служат
и наименованиями отдельных разновидностей
спора.
Например, дискуссией (лат.
Слово диспут тоже пришло к нам из латинского
языка (diputar — рассуждать) первоначально
означало публичную защиту научного сочинения,
написанного для получения ученой степени.
Сегодня в этом значении слово диспут не
употребляется. Этим словом называют публичный
спор научную и общественно важную тему.
Другой характер носит полемика — это не
просто спор, а такой, при котором имеется
конфронтация, противостояние, противоборство
сторон, идей и речей. Исходя из этого,
полемику можно определить как борьбу
принципиально противоположных мнений
по тому ил иному вопросу, публичный спор
с целью защитить, тстоять свою точку зрения
и опровергнуть мнение оппонента.
Из данного определения следует, что полемика
отличается от дискуссии, диспута именно
своей целевой направленностью. Участники
дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые
суждения, стараются прийти к единому мнению, найти
общее решение, установить истину.
Цель полемики иная: надо одержать победу
над противником, отстоять и утвердить
собственную позицию. Однако следует иметь
в виду, что подлинно научная полемика
ведется не просто ради победы как таковой.
Опираясь на принципиальные позиции, полемисты
решают социально значимые вопросы, их
выступления направлены против всего,
что мешает эффективному общественному
развитию.
Полемика — это наука убеждать. Она учит
подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми
доводами, научными аргументами. Полемика
особенно необходима, когда вырабатываются
новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие
ценности, права человека, складывается
общественное мнение. Она служит воспитанию
активной гражданской позиции.
Слово дебаты французского происхождения
(debat— спор, прения). Прения — русское слово,
зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый
словарь определяет эти слова так:дебаты
— прения, обмен мнениями! по каким-либо
вопросам, споры; прения — обсуждение какого-либо
вопроса, публичный спор по каким-либо
вопросам.
Словами дебаты, прения, как правило, именуют
споры, которые возникают при обсуждении
докладов, сообщений, выступлений на собраниях,
заседаниях, конференциях и т.п.
Cуществуют разные виды споров. В научной
и методической литературе делаются попытки
систематизировать их. В качестве оснований
берутся самые различные признаки. Однако
единая классификация споров на сегодняшний
день отсутствует. К основным факторам,
влияющим на характер спора и его особенности,
относятся:
· цель спора,
· социальная значимость предмета спора,
· количество участников,
· форма проведения спора.
7.Заключение