Вербальные и невербальные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:33, реферат

Описание работы

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Если со словесной информацией в первую очередь работает наш разум и логика. То с невербальной информацией так же и наш внутренний голос или интуиция, который в итоге всегда знает, что для нас важнее. И что да как нам лучше всего воспринимать.
Цель данной работы является, характеризировать вербальные и невербальные отношения людей и способы общения при помощи определенных приемов.

Содержание работы

Введение 3
1. Вербальные средства общения 4
1.1 Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 4
1.2 Совершенствование навыков письменной речи 4
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла. 4
1.3 Денотаты и коннотации 5
1.4 Структура речевой коммуникации 5
2.2 Подсистемы невербальное общение 8
2.3 Обмен невербальной информацией 9
2.4 Общее представление об языке телодвижений 9
2.5 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия 10
2.6 Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы 10
2.7 Качество присутствия и элементы невербального общения 10
2.8 Позиция и дистанция 11
2.9 Открытая поза 11
2.10 Выражение лица 12
2.11 Визуальный контакт 12
2.12 Кивки головой 13
2.13 Тон, темп и громкость голоса 13
2.14 Паузы и молчание 14
Заключение 17
Список использованной литературы и Интернет ресурсов 18

Файлы: 1 файл

рус.docx

— 47.51 Кб (Скачать файл)

2.6 Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы

Несмотря на то, что проделано  много исследований, ведутся горячие  дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными  или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются  каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми  людьми, которые не могли бы обучиться  невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян и макак.

2.7 Качество присутствия и элементы невербального общения

Каждый из нас в той  или иной степени чувствителен к  проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость  к невербальным проявлениям отношения  к нам другого человека отражает базисную человеческую потребность  в межличностных отношениях.

Качество присутствия  включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие  в их единстве. Конгруэнтность здесь  крайне желательна, однако не стоит  забывать, что демонстрация присутствия - это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени психологического присутствия и аутентичности.

2.8 Позиция и дистанция

Расположение лицом к  лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность  расположения консультанта и клиента  друг к другу. Позиция лицом к  лицу, которая задаётся расположением  кресел консультанта и клиента в  пространстве кабинета - это приглашение  к диалогу. Располагая кресла под  некоторым углом и изменяя  дистанцию, можно регулировать степень  открытости и участия в контакте. Изначальное расположение кресел под  определённым углом и на определённой дистанции задаёт последующие возможности  регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под  небольшим углом.

Хороший консультант с  уважением относится к психологическим  границам другого человеческого  существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для клиента, и использует реакции клиента в качестве обратной связи относительно оптимальной  физической дистанции и психологической  близости.

2.9 Открытая поза

Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует  об открытости консультанта и его  восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами  которой считаются скрещивания  ног или рук, свидетельствует  о меньшей вовлечённости в  беседу.

Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидит  в ней весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное впечатление, когда она  будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное  использование вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использование жестов свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и порой напоминает танец.

2.10 Выражение лица

Выражение лица является важнейшим  источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника  свидетельствуют о его эмоциональном  отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме  того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией  не только об испытываемых консультантом  чувствах, но и о его способности  сохранять над ними контроль.

Наиболее заметным проявлением  мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим  позитивным стимулом. “Улыбка, как  правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая  улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство” (Евсикова. Н.И. 1999)

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение. Сжатые челюсти могут свидетельствовать  о твердости и уверенности, а  также об агрессивном настрое. Страх, восторг, или удивление могут  заставить слушателя открыть  рот, как будто этим чувствам не хватает  места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ  мог бы сказать: “Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я  не одобряю ни этот воздух, ни вас”.

2.11 Визуальный контакт

Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения.

Визуальный контакт - это  также средство взаимной регуляции  процесса беседы. Всем нам из опыта  повседневного общения известно, что визуальный контакт легко  поддерживается при обсуждении приятной темы.

Визуальный контакт - это  процесс взаимодействия двух личностей.

2.12 Кивки головой

Кивки головой - очень хороший  способ показать клиенту, что вы его  слушаете. Кивки головой являются для клиента непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним, шаг  за шагом понимая сказанное. Это  простейшее умение, если его последовательно  использовать, начинает выполнять функцию  обратной связи. Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания  и необходимости прояснения, а  их появление - о том, что смысл, который  пытается выразить клиент, ухвачен. Кивки  головой как ничто другое требуют  меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

2.13 Тон, темп и громкость голоса

Голос является важным средством  выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.

То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить  индикатором силы чувств. Та или  иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный  смысл. Так можно говорить уверенным  и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. Приглушенный голос в большей мере способствуют возникновению у собеседника ощущения доверительности.

Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать  мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых  ситуациях смех - это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой  положительный потенциал в консультативной  практике, и его наличие в умеренных  дозах - это признак хорошей атмосферы, однако слишком частые весёлые сессии требуют исследования. Кроме того, не стоит забывать, что такие слова  как “высмеивать” и “насмехаться”  отражают негативный аспект смеха.

2.14 Паузы и молчание

Умение выдерживать паузу  является одним из важнейших профессиональных навыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возможность  говорить клиенту, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности  происходящего, поэтому не следует  слишком спешить задавать вопросы  или комментировать то, что говорит  клиент. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение.

Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза  может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует  агрессию.3

 

 

 

3. Классификация вербального и невербального общения

I. Речевые (вербальные) средства:

· лексика;

· стилистика;

· грамматика;

· семантика;

· правильность произношения,

· ударения,

· словоупотребление,

· формообразование,

· стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

· жестикуляция,

· мимика,

· пантомимика - движение и  позы,

· направление взгляда,

· визуальный контакт,

· покраснение и побледнение  кожи,

· стереотипы моторики).

В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

2) паралингвистические: интенсивность, тембр, интонация голоса, качество голоса, диапазон голоса, тональность голоса.

3) экстралингвистические: паузы, темп речи, связность речи, смех, покашливание, заикание.

4) проксемические:

физическая дистанция  контакта:

персональное пространство:

интимная (0-40-45см)

личная (45 -120-150см)

 социальная (150-400 см)

публичная (400-750-800см)

угол поворота к собеседнику

5) предметные контактные, тактильные действия: рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары.

6) ольфакторные - связанные с запахом.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение. 

 

 

 

Список  использованной литературы и Интернет ресурсов

1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 2009 34с переиздание

2.Бороздина Г.В. Психология  делового общения. М.: Деловая  книга, 2010 78с Глава 7. Имидж делового человека.

3.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 2009.12с

4.Кнапп М.Л./Невербальные  коммуникации/2008.56с

Интернет источники:

1. http://www.students.ru/referats

2. http://referat.students.ru

3. http://www.referats.com

4. http://www.bankreferatov.ru

1 Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/2008.56с

2 Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 2009 34с переиздание

http://www.bankreferatov.ru

3 Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 2010 78с Глава 7. Имидж делового человека.

http://www.students.ru/referats

http://www.referats.com

 

4 Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 2009.12с

http://referat.students.ru

 


Информация о работе Вербальные и невербальные отношения