Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:33, реферат
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Если со словесной информацией в первую очередь работает наш разум и логика. То с невербальной информацией так же и наш внутренний голос или интуиция, который в итоге всегда знает, что для нас важнее. И что да как нам лучше всего воспринимать.
Цель данной работы является, характеризировать вербальные и невербальные отношения людей и способы общения при помощи определенных приемов.
Введение 3
1. Вербальные средства общения 4
1.1 Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 4
1.2 Совершенствование навыков письменной речи 4
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла. 4
1.3 Денотаты и коннотации 5
1.4 Структура речевой коммуникации 5
2.2 Подсистемы невербальное общение 8
2.3 Обмен невербальной информацией 9
2.4 Общее представление об языке телодвижений 9
2.5 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия 10
2.6 Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы 10
2.7 Качество присутствия и элементы невербального общения 10
2.8 Позиция и дистанция 11
2.9 Открытая поза 11
2.10 Выражение лица 12
2.11 Визуальный контакт 12
2.12 Кивки головой 13
2.13 Тон, темп и громкость голоса 13
2.14 Паузы и молчание 14
Заключение 17
Список использованной литературы и Интернет ресурсов 18
Несмотря на то, что проделано
много исследований, ведутся горячие
дискуссии по поводу того, являются
ли невербальные сигналы врожденными
или приобретенными, передаются ли
они генетически или
Каждый из нас в той или иной степени чувствителен к проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость к невербальным проявлениям отношения к нам другого человека отражает базисную человеческую потребность в межличностных отношениях.
Качество присутствия
включает в себя как физическое,
так и психологическое
Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу. Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. Располагая кресла под некоторым углом и изменяя дистанцию, можно регулировать степень открытости и участия в контакте. Изначальное расположение кресел под определённым углом и на определённой дистанции задаёт последующие возможности регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под небольшим углом.
Хороший консультант с
уважением относится к
Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и его восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлечённости в беседу.
Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидит в ней весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное впечатление, когда она будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное использование вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использование жестов свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и порой напоминает танец.
Выражение лица является важнейшим
источником информации о человеке,
особенно о его чувствах. Именно
мимические реакции собеседника
свидетельствуют о его
Наиболее заметным проявлением
мимики является улыбка, которая, не будучи
чрезмерно используемой, является хорошим
позитивным стимулом. “Улыбка, как
правило, выражает дружелюбие, однако
чрезмерная улыбчивость зачастую отражает
потребность в одобрении... Натянутая
улыбка в неприятной ситуации выдаёт
чувства извинения и
Сдвинутые брови сами по
себе обычно передают неодобрение. Сжатые
челюсти могут
Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения.
Визуальный контакт - это
также средство взаимной регуляции
процесса беседы. Всем нам из опыта
повседневного общения
Визуальный контакт - это процесс взаимодействия двух личностей.
Кивки головой - очень хороший способ показать клиенту, что вы его слушаете. Кивки головой являются для клиента непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Это простейшее умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление - о том, что смысл, который пытается выразить клиент, ухвачен. Кивки головой как ничто другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.
То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. Приглушенный голос в большей мере способствуют возникновению у собеседника ощущения доверительности.
Одним из проявлений голоса
является смех. Смех может звучать
мягко и с металлическими нотками,
искренне и деланно. В некоторых
ситуациях смех - это лучший способ
снять напряжённость или
Умение выдерживать паузу
является одним из важнейших профессиональных
навыков консультанта. Соблюдая паузу,
консультант предоставляет
Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию.3
3. Классификация вербального и невербального общения
I. Речевые (вербальные) средства:
· лексика;
· стилистика;
· грамматика;
· семантика;
· правильность произношения,
· ударения,
· словоупотребление,
· формообразование,
· стиль.
II . Hеречевые (невербальные) средства общения
1) оптокинетические:
· жестикуляция,
· мимика,
· пантомимика - движение и позы,
· направление взгляда,
· визуальный контакт,
· покраснение и побледнение кожи,
· стереотипы моторики).
В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:
2) паралингвистические: интенсивность, тембр, интонация голоса, качество голоса, диапазон голоса, тональность голоса.
3) экстралингвистические: паузы, темп речи, связность речи, смех, покашливание, заикание.
4) проксемические:
физическая дистанция контакта:
персональное пространство:
интимная (0-40-45см)
личная (45 -120-150см)
социальная (150-400 см)
публичная (400-750-800см)
угол поворота к собеседнику
5) предметные контактные, тактильные действия: рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары.
6) ольфакторные - связанные с запахом.4
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 2009 34с переиздание
2.Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 2010 78с Глава 7. Имидж делового человека.
3.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 2009.12с
4.Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/2008.56с
Интернет источники:
1. http://www.students.ru/
2. http://referat.students.ru
3. http://www.referats.com
4. http://www.bankreferatov.ru
1 Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/2008.56с
2 Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 2009 34с переиздание
http://www.bankreferatov.ru
3 Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 2010 78с Глава 7. Имидж делового человека.
http://www.students.ru/
http://www.referats.com
4 Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 2009.12с
http://referat.students.ru