Виды и функции речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Содержание работы

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Виды речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Функции речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Виды и функции речи.docx

— 31.51 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«---------------------------------------------------------------»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине: «Психология и педагогика»

Тема: Виды и функции речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 г.

 

Содержание:

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Виды речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

3. Функции речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  13

5. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

ВВЕДЕНИЕ

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого  через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через  речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.

 

ВИДЫ РЕЧИ

В психологии различают два  основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это  речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая  реплики, может помочь закончить  мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой  диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь —  длительное, последовательное, связное  изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается  в процессе общения, но характер общения  здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного  построения фраз. Он предъявляет ряд  требований к темпу и звучанию речи. Монолог труднее диалога, поэтому  развивается позже.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это  особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической  деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения  при восприятии ситуации. Внутренняя речь – это фаза проговаривания про себя как подготовка к устной и письменной речи.

Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному  закону: в ней в первую очередь  сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Её примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре». Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

Основной закон развития значений употребляемых ребенком в  общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими  ассоциациями. Во внутренней же речи —  и в этом состоит ее главная  отличительная особенность —  преобладание смысла над значением  доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие  от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

Еще одной особенностью семантики  внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в  одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово  как бы обогащается двойным или  даже тройным смыслом, взятым по отдельности  от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так можно дойти  до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно  становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Внутренняя речь, по-видимому, и состоит  из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

А.Н.СОКОЛОВ показал, что  в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное  течение которого очень важно  для реализации тех психологических  функций, в которых внутренняя речь принимает участие. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.

Еще более показательными, чем с взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные  с младшими школьниками. У них  даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения  в чтении и понимании текста и  приводила к грубым ошибкам в  письме.

Письменный текст —  это наиболее развернутое речевое  высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал  А.Н. Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного  контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

Промежуточное положение  между внешней и внутренней речью  занимает эгоцентрическая речь. Это  речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны  другого человека, присутствующего  в данный момент и находящегося рядом  с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.

Элементы этой речи можно  встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

 

 

ФУНКЦИИ РЕЧИ

Исследователи выделяют три  основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

1. Коммуникативная функция  обеспечивает общение между людьми  с помощью языка. 

Язык – это система  словесных знаков, средство, с помощью  которого осуществляется общение между  людьми. Речь – это процесс использования  языка в целях общения людей.

Люди жили и живут в  обществе. Общественная жизнь и труд людей вызывают необходимость постоянно  общаться, устанавливать контакты друг с другом, воздействовать друг на друга.

Под деятельностью общения  не следует понимать простую передачу от одного индивида к другому некоторой  информации. “Коммуникация есть не только и не столько взаимодействие людей в обществе, сколько, прежде всего взаимодействие людей как  членов общества, как «общественных  индивидов» - говорил К. Маркс. Применительно  к первобытному человеческому коллективу можно сформулировать эту мысль  так: речь есть не столько общение  во время труда, сколько общение  для труда. Одним словом, речь не «прилагается» к жизни и совместной деятельности общества, социальной группы, а является одним из средств, конституирующих  эту деятельность. Речь по существу своему не дело индивида, не дело изолированного носителя языка: это прежде всего внутренняя активность общества, осуществляемая им через отдельных носителей языка или, точнее, при их помощи.

Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного  контакта с ними. Система словесных  символов расширяет возможности  приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством  и зафиксированные в устной и  письменной речи, человек связан с  прошлым и будущим.

Способность человека к общению  с помощью слов-символов имеет  свои истоки в коммуникативных способностях высших обезьян.

Язык представляет собой  определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает  язык в течение жизни. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.

Человек может владеть  многими языками. Это означает, что  он использует возможность обозначать один и тот же предмет разными  символами как в устной, так и в письменной форме. При изучении второго и последующих языков, по-видимому, используются те же нервные сети, которые ранее были сформированы при овладении родным языком. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков.

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются  генетические предпосылки к общению  с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани. Амбидексы — лица, у которых функциональная асимметрия полушарии менее выражена, обладают большими языковыми способностями.

2. Регулирующая функция  речи реализует себя в высших  психических функциях — сознательных  формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции  введено Л.С. Выготским и развито  А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Предполагают, что речи принадлежит  важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально  высшая психическая функция как  бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение  другого с помощью специальных  раздражителей («знаков»), среди которых  наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально  использовались для регуляции поведения  других людей, человек приходит к  овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

А.Р. Лурия и Е.Д. Хомская в своих работах показали связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий. Ими установлена важная роль конвекситальных отделов префронтальной коры в регуляции произвольных движений и действий, конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов. Больной с патологией в этих отделах не может выполнять соответствующие действия, следуя инструкции. Таким образом, высшие формы управления фазическим и тоническим ориентировочными рефлексами, так же как и регулирующая функция речи, зависят от сохранности лобных долей.

Информация о работе Виды и функции речи