Виды и функции речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Содержание работы

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Виды речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Функции речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Виды и функции речи.docx

— 31.51 Кб (Скачать файл)

3. Программирующая функция  речи выражается в построении  смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений,  в переходе от замысла к  внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса —  внутреннее программирование, осуществляемое  с помощью внутренней речи. Как  показывают клинические данные, оно необходимо не только для  речевого высказывания, но и для  построения самых различных движений  и действий. Программирующая функция  речи страдает при поражениях  передних отделов речевых зон  — заднелобных и премоторных отделов полушария.

К передним отделам речевых  зон коры относится и центр  Брока. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой страдает собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется. При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов за счет невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока большую часть своих ошибок осознают. Говорят они с большим трудом и мало.

Поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах  премоторной коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи). Протекает она на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку.

 

Центр Вернике относится  к задним отделам речевых зон  коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При  его поражении возникают нарушения  фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная  афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больной не замечает своих дефектов. С поражением задних отделов речевых зон коры связывают также акустико-мнестическую, оптико-мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, и семантическую афазию — нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.

Задняя речевая система  сообщается с моторной и премоторной зонами коры как непосредственно, так и через подкорковый путь. Последний включает левые базальные ганглии и ядра передней части таламуса. Через эти пути осуществляется двойной контроль произнесения звуков речи. Подкорковый путь активируется при приобретении и исполнении речевого навыка. Корковый путь связан с более осознанным контролем речевого акта. Похоже, что во время речевого акта корковая и подкорковая системы действуют параллельно. При заучивании ребенком слова «желтый» одно­временно активируются область, ответственная за цветовые понятия, система словообразования и двигательного контроля (через корковый и подкорковый пути). Со временем устанавливается прямой путь между понятийной системой и базальными ганглиями, и тогда роль структуры посредника уменьшается. Последующее заучивание нового названия цвета на иностранном языке снова потребует участия системы посредника для установления соответствия слуховых, кинестетических и двигательных фонем.

Левые базальные ганглии  — составная часть передней и  задней систем речи. Известно, что базальные  ганглии объединяют компоненты сложных  движений в единое целое. По-видимому, сходную функцию они выполняют  и в отношении речевых реакций, связывая слова в предложения.

Таким образом, исследователи  выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Эти функции выполняют  важную роль для общения людей. Они  обеспечивают общение между людьми с помощью языка, с их помощью  человек овладевает собственным  поведением, а так же правильно  строит свое речевое высказывание, различные движения и действия.

Организацию речевых процессов  осуществляет центр Брока, который отвечает за активность речи (устной и письменной) -  за возможность произносить слова, отвечает за координацию движений руки при письме.

Центр Вернике отвечает за восприятие речи. Этот центр позволяет  расшифровывать услышанное, дает возможность читать.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь - это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального  поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь - это действительно  важное средство, к которому  прибегает  человек, когда ему нужно разумно  аргументировать свое отношение  к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция  речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат  своих размышлений. Для большинства  же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями  или просто получать удовольствие от разговора.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Александров  Ю.И. “Основы психофизиологии”  М.: Инфра – М, 1997. – 432 с.

 

2.     Годфруа Ж. “Что такое психология” Т –1, М.: Мир, 1992. – 496 с.

 

3.     Данилова  Н.Н. “Психофизиология” М.: Аспект  Пресс, 2000. – 373 с.

 

4.     Крутецкий В.А. “Психология” М.: Просвещение, 1990. – 352 с.

 


Информация о работе Виды и функции речи