Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей, основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее правильное развитие.
Память есть у всех живых существ в нашем мире, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Память – самая долговечная из наших способностей. Даже в старости мы помним события многолетней давности. Случайно оброненное слово может воскресить для нас давно забытые лица, имена, впечатления, ощущения и подробности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие и роль памяти в жизни человека………… .......……..3
Глава 2. Виды памяти……………………………………….................….6
Глава 3. Индивидуальные различия памяти у людей………………….. 10
Глава 4. Основные процессы и механизмы памяти……………………..12
Глава 5. Развитие памяти в процессе обучения………………………....17
Заключение ………………………………………………………………..21
Литература …………………………

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 49.42 Кб (Скачать файл)

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из вышеперечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей памятью выступает зрительная память. 5

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые  чаще всего используются. Большой  отпечаток на этот процесс накладывает  профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая  смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом  связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно  и эмоционально значимо, запоминается лучше. Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

 

 

Глава 4. Основные процессы и механизмы памяти

Каждому человеку непросто найти нужную информацию, которая хранится в сокровищницах  его памяти. Случается, что мы очень  долго вспоминаем нужное слово, имя  или адрес, а через какое-то время  эта информация как бы сама собой  всплывает в памяти. Поэтому если мы говорим о хорошей памяти, то подразумеваем не только способность  быстро и много запоминать, долго  хранить, но главное — точно и  вовремя воспроизводить.

Поиск нужной информации в памяти у некоторых людей похож на бесплодные рыскания по огромному складу, где предметы свалены в кучу без  всякой системы, и предположить, где  может находиться нужная вещь, совершенно невозможно. Следовательно, эффективность  нахождения информации тесно связана  с тем, насколько хорошо организован  материал в памяти, по каким правилам он «архивирован». При этом большое  значение имеет система классификации  материала. Как полагают американские психологи, именно контекст в воспроизведении  нужной информации помогает нам легче  узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем  вспомнить что-то без специальных  опорных точек или объектов для сравнения.

Процесс узнавания мы иногда путаем с процессом воспроизведения. Частый случай: ученик перед началом урока  бегло просматривает страницы параграфа  — «А, ну это я знаю!». Но почему-то во время ответа на уроке ничего не может воспроизвести. В чем  же дело? В том, что он обманулся, приняв узнавание материала за его  знание, то есть за способность к  воспроизведению.

С воспроизведением информации связано  явление, получившее название реминисценции. Это явление заключается в  отсроченном воспроизведении материала. Например, мы долго заучиваем литературную цитату, но в точности воспроизвести  ее нам так и не удается. И вдруг  без всякого повторения эта цитата через несколько дней как бы сама собой всплывает в нашей памяти.6

Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется  во время передачи информации в кратковременную  память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и  идентификация информации).

Хранение – накопление материала  в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической  памяти хранится информация о различных  событиях нашей жизни. Семантическая  память содержит правила, лежащие в  основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая  память служит своего рода каркасом для  событий текущей жизни, которые  хранятся в эпизодической памяти.

Информация всегда воспроизводится  на основе той структуры, в составе  которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя  путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более  чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Формы воспроизведения:

    • узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
    • воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
    • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
    • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
    • эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Забывание – процесс, необходимый  для эффективной работы памяти. С  помощью забывания человек поднимается  над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность  обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

  • возраст;
  • характер информации и степень ее использования;
  • интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
  • подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Кто-то из философов метафорически  прокомментировал одну из причин забывания. «Это было, - сказала Память. - Этого  не могло быть, - сказала Гордость. И Память сдалась». Научно объяснил этот процесс великий австрийский  психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он считал, что многие факты забывания  связаны с особым психологическим  защитным механизмом - вытеснением. Те события, которые неприятны для человека, болезненно им переживаются, как бы выталкиваются из области сознания в область бессознательного. Мы забываем что-то именно потому, что хотим это забыть. И тогда постоянно «вылетает» из памяти какой-то номер телефона или адрес. Никак не вспоминается имя человека, который чем-то нам неприятен. Стирается в памяти ситуация, в которой мы вели себя неподобающим образом.

Другой причиной забывания является старение организма. Пожилые люди, как  правило, хуже запоминают новую информацию, хотя порой очень подробно помнят события своей молодости и  детства. Как показали специальные  исследования зарубежных психологов, в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная  память существенно улучшается; затем  она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а затем — от 30 до 70 лет  — может либо ухудшаться, либо —  в некоторых случаях - улучшаться.

Психологом Т. Рибо был открыт важный закон, получивший название закона регрессии: сначала забывается то, что усвоено недавно, потом забывание распространяется на то, что усваивалось раньше. По этой причине некоторые пожилые люди лучше помнят то, что случилось десятки лет назад, чем вчерашние события.

Человек может забывать нужную информацию (или сильно искажать ее) из-за интерференции  — воздействия (наложения) другой информации с которой оперирует человек. Если мы смотрели подряд несколько  похожих друг на друга фильмов, то в голове может возникнуть невообразимая  мешанина из имен, ситуаций, фактов именно за счет «наложения» больших объемов  сходной информации друг на друга. Интерференция  может проявиться и в случае ссоры  с лучшим другом накануне экзамена — какое уж тут запоминание  учебного материала!

Если человек не пользуется той  или иной информацией, она со временем забывается. Крылатое выражение «Образование — это то, что остается, когда  все выученное забыто» не утратило своей истинности.

Но ошибается тот, кто думает, будто проглоченное забыванием уже  никогда не вспомнится. Специальные  эксперименты показали, что человек  в состоянии гипноза может  восстановить и воспроизвести практически  все, что когда-то воспринимал. Интересно  также, что двигательные навыки почти  не забываются. Даже если мы двадцать или  тридцать лет не садились на велосипед, то худо-бедно сумеем на нем проехать. Это касается и вязания, и игры на музыкальных инструментах, и рисования.

 

Глава 5. Развитие памяти в процессе обучения

Обратимся теперь к вопросу о  развитии памяти, то есть о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.

Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемонических приемов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно  выделить две генетические линии:

- её совершенствование у всех  без исключения цивилизованных  людей по мере общественного  прогресса;

- её постепенное улучшение у  отдельно взятого индивида в  процессе его социализации, приобщения  к материальным и культурным  достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание  филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями её исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая.7

П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и также  в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл П.П. Блонский, «память-рассказ». Она уже имеется у ребенка 3-4-х летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни ребенка, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.

Ранее других, в возрасте около 6 месяцев, начинает проявляться аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.

Однако многие данные, в частности  факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости  младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важными из которых является письмо. (В течение ХХ в., уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения информации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом). Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания и воспроизведения информации.8

Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.

Решающие события в жизни  человека, изменяющие отношения между  памятью и  другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые  существовали между памятью и психологическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить».

Информация о работе Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения