Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей, основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее правильное развитие.
Память есть у всех живых существ в нашем мире, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Память – самая долговечная из наших способностей. Даже в старости мы помним события многолетней давности. Случайно оброненное слово может воскресить для нас давно забытые лица, имена, впечатления, ощущения и подробности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие и роль памяти в жизни человека………… .......……..3
Глава 2. Виды памяти……………………………………….................….6
Глава 3. Индивидуальные различия памяти у людей………………….. 10
Глава 4. Основные процессы и механизмы памяти……………………..12
Глава 5. Развитие памяти в процессе обучения………………………....17
Заключение ………………………………………………………………..21
Литература …………………………

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 49.42 Кб (Скачать файл)

Бурное развитие характеристик  памяти происходит в школьные годы. Это связанно с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся более активными. Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и перейти к эффективным приемам.

Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно является результатом  запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т. е. личности в целом.

 

Заключение

Таким образом, память обеспечивает целостность  и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе  познавательной деятельности, является важнейшим процессом, позволяющим  человеку сохранить накопленный  им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем, позволяет ему  ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном “я”, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои отношения с людьми.

 Выделяют две классификации памяти – по времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая) и по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная). Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего им используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание  и воспроизведение.

Развитие памяти происходит в процессе обучения, начиная буквально с самого рождения. Оно является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т. е. личности в целом.

Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать.

 

Литература

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова.- М: Прогресс,1980

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика,1979

3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973

4. Лурия А.Р. Внимание и память.- М., Изд-во МГУ,1975

5. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2001

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии.- СПб.: Питер,1999

7. Сухаребский Л. М. О памяти. – М., Изд-во МГУ, 1962

8. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.- М., Изд-во МГУ, 1979

 

1 Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973, стр.78

2 Сухаребский Л. М. О памяти. – М., Изд-во МГУ, 1962, стр.56

3 Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973, стр.108

4 Сухаребский Л. М. О памяти. – М., Изд-во МГУ, 1962, стр.92

5 Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.- М., Изд-во МГУ, 1979, стр.45

 

6 Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973, стр.82

7 Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова.- М: Прогресс,1980, стр.93

8 Лурия А.Р. Внимание и память.- М., Изд-во МГУ,1975, стр.67

 


Информация о работе Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения