Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:45, контрольная работа
Описание работы
Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших. Порой представляется, что это старейшая проблема относящаяся к "инвариантному ядру" (выражением М.Г. Ярошевского) этой науки, т.е. к той системе категорий и проблем, которые подвергаются исследованию на протяжении её возникновения развития и существования.
Содержание работы
Введение. Что такое интеллект? Виды интеллекта. Взгляды на интеллект. 5. Социальный интеллект. 6. Эмоциональный интеллект. 7. Измерение интеллекта. 8. Тесты для измерения интеллекта, их виды. 9. Измерение ЭИ на основе самоотчета. 10. Список литературы.
Проблема исследования интеллекта,
интеллектуальных способностей, интеллектуального
(умственного) развития в психологии относится
к числу старейших. Порой представляется,
что это старейшая проблема относящаяся
к "инвариантному ядру" (выражением
М.Г. Ярошевского) этой науки, т.е. к той
системе категорий и проблем, которые
подвергаются исследованию на протяжении
её возникновения развития и существования.
Значимость проблемы измерения
интеллекта и умственного развития в первую
очередь определяется той ролью, которую
они играют в разрешении комплекса социальных
и индивидуально - психологических проблем
человека. Интеллект опосредует успешность
деятельности, выполняемой человеком,
от него зависит разумность его поведения
и взаимоотношений с окружающими, социальная
ценность и социальный статус индивида.
Интеллект играет важнейшую роль в структуре
целостной индивидуальности.
Вместе с тем интеллект остается
многозначным понятием, отражающим способности
к познанию, достижению целей, адаптации,
решению проблем и многое другое. Этим
понятием пользуется не только психологи,
но и им оперируют также в знания философии,
социологии, педагогике, кибернетике,
физиологии и других областей научного
знания. Также оно существует в обыденном
сознании, является понятием житейским.
В каждой из областей знания вырабатывается
свои представления об интеллекте.
Психодиагностика как прикладная
наука не могла остаться в стороне от проблем
интеллекта и умственного развития. Более
того, условно принимается, что под возникновении
научной психодиагностике (1890) определяется
временем понятия "интеллектуальный
тест" как средства, предназначенного
для измерения интеллекта. В течении первых
двух десятилетий психодиагносты занимались
в основном только разработки (индивидуальных
планом) индивидуальных тестов. Поэтому
в определенной степени можно признать,
что психодиагностика обязана своим возникновением
существованию проблемы интеллекта, необходимости
его измерять в интересах практики.
Что такое
интеллект?
Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности
адаптироваться к новым ситуациям, способности
к обучению на основе опыта, пониманию
и применению абстрактных концепций и
использованию своих знаний для управления
окружающей средой. Общая способность
к познанию и решению трудностей, которая
объединяет все познавательные способности
человека: ощущение, восприятие, память, представление,
мышление, воображение.
Интеллект является основной
формой познания действительности.
Существует три разновидности
в понимании функции интеллекта: 1) способность
к обучению, 2) оперирование символами,
3) способность к активному овладению закономерностями
окружающей нас действительности.
Интеллект — это, прежде всего,
основа целеполагания, планирования ресурсов
и построение стратегии достижения цели. Есть основания
полагать, что зачатками интеллекта обладаютживотные, и уже на этом уровне их интеллект
посредством механизмов целеполагания
и достижения целей влиял и влияет на эволюцию
животных[3]. Изучением интеллекта животных
занимается сравнительно молодая область
науки, когнитивная этология.
Интеллект относится к наиболее
сложным умственным способностям личности.
В понимании его сущности мнения психологов
расходятся. Трудности возникают даже
при самом определении интеллекта. Вот
некоторые из определений.
Интеллект - это способность
к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения,
направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных
мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика
познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека
адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное
для объяснения причин различий между
людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность
человека действовать разумно, рационально
мыслить и хорошо справляться с жизненными
обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая
структура умственных способностей индивида.
Налицо кризис понятия «интеллект».
В этой связи имеются предложения вообще
отказаться от этого понятия (Д. Кэррол,
С. Максвелл) или заменить его другими,
например «адаптабельностью» или «умственной
структурой» (Д. Меллер и др.).
Интеллект можно рассматривать
как способность к мышлению. При этом интеллект
не увязывают с нравственностью, эмпатичностью,
человеколюбием, профессией и даже с элитным
образованием. Очевидно, именно это имел
в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять
интеллект. У него есть могучие мышцы,
но нет лица».
Мышление представляет собой
процесс, через который интеллект проявляется,
реализуется. Ум - обобщенная характеристика
познавательных возможностей человека,
процесса мышления. Ум - это целый комплекс
качеств, так тесно связанных, что, взятые
и отдельности, они проявляют себя по-иному.
Когда человека называют умным, эта оценка
относится одновременно ко многим его
качествам.
Что касается структуры интеллекта,
то в настоящее время из-за сложности и
самого феномена, и несовершенства его
формулировки трудно предложить полноценную
его модель. Идет накопление информации
по этому уникальному психическому образованию.
А пока имеющиеся результаты в большей
мере обусловлены спецификой научных
позиций ученых. В понятие интеллекта
включаются от нескольких до десятков
факторов. Естественно, это затрудняет
оценку интеллекта как целостного явления.
Виды интеллекта.
В структуре интеллекта различные
исследователи выделяют несколько составляющих:
Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий)
- совокупность психических свойств личности,
которые предопределяют успех любой деятельности,
адаптацию к окружающей среде и высокий
темп переработки информации. Общий интеллект
обеспечивается общими способностями.
Например, коммуникативные способности
человека востребованы многими видами
деятельности: управленческой, педагогической,
артистической, дипломатической.
Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный)
- совокупность психических свойств, которые
необходимы для решения узких задач в
том или ином виде деятельности. Этот вид
интеллекта обеспечивается специальными
способностями человека. Примерами специального
интеллекта могут служить:
- профессиональный интеллект, ориентированный
на спе-1шализацию деятельности (музыкальный,
математический);
- социальный интеллект, ориентированный
на проблемы межличностных отношений,
взаимодействие деловых партнеров.
Потенциальный интеллект - обусловливает способность
человека к мышлению, абстрагированию
и рассуждению. Название связано с тем,
что этот интеллект «созревает» примерно
к 20 годам (по Р. Кет-теллу).
Кристаллический
интеллект - «выкристаллизовывающийся»
у человека в процессе накопления им знаний,
навыков и умений при адаптации к среде
и усвоении ценностей общества.
Интеллект А - врожденная часть
интеллекта, его «гумус».
Интеллект В - результат взаимодействия
интеллекта А с окружающей человека средой
в процессе его жизни.
Имеются и другие подходы к
пониманию структуры интеллекта человека.
Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых
способностей, определяющих интеллект,
назвав их первичными умственными потенциями
(скорость восприятия, ассоциативная память,
словесная гибкость и др.). «Кубическая»
модель интеллекта Д. Гилфорда включает
120 составляющих, характеризующих содержание
умственной деятельности (чем заняты мысли
индивида), ее операции (как она реализуется)
и результат мыслительной деятельности
(к какой форме приводится обрабатываемая
информация).
Таким образом, при всех различиях
во взглядах на проблему общее состоит
в многокомпонентности феномена «интеллект»,
его тесной связи с познавательными психическими
процессами, врожденными и социальными
факторами.
Влияние интеллекта выходит
за пределы жизни одного человека. Развитие
интеллекта у человека выделило его из животных и
стало началом развития общества, а затем
и человеческой цивилизации.
Интеллект как способность
обычно реализуется при помощи других
способностей. Таких как: способности
познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию
путем её анализа, определять её применимость
(классифицировать), находить в ней связи, закономерности
и отличия, ассоциировать её с подобной
и т. д.
К параметрам, формирующим отличительные
особенности интеллектуальной системы
человека относят:
объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,
многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,
сознание,
память.
Выделяются биофизические параметры «интеллектуальной энергетики»:
количество информации, ускорение (частота, скорость) и расстояние её передачи, - с объединением
их в «формулу интеллекта».
Существенными качествами человеческого
интеллекта являются пытливость и глубина
ума, его гибкость и подвижность, логичность
и доказательность:
любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.
Различное содержание деятельности
требует развития определённых интеллектуальных
способностей индивида. Но во всех случаях
необходима чувствительность индивида
к новому, актуальным проблемам, к тенденциям
возможного развития ситуации. Показателем
развития интеллекта является несвязанность
субъекта внешними ограничениями, отсутствие
у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.
Существенное качество ума
индивида — предвидение возможных последствий
предпринимаемых им действий, способность
предупреждать и избегать ненужных конфликтов.
Одной из основных особенностей развитого
интеллекта является способность к интуитивному
решению сложных проблем.
Развитие отдельных качеств
интеллекта определяется как генотипом
данного индивида, так и широтой его жизненного
опыта. В тоталитарных социальных режимах
у конформных индивидов формируется так
называемое целевое мышление —
сфера мышления индивида сужается до крайне
ограниченных житейских пределов, широко
распространяется интеллектуальный инфантилизм,
а в среде интеллектуалов — созерцательность.
В групповом мышлении начинают преобладать расхожие
стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные
матрицы поведения. Возникают деформации
в содержании интеллекта. Возможны деформации
и в структуре интеллекта, в его организации.
Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления
— его негибкость, предвзятое отношение
к явлению, преувеличение чувственного
его впечатления, приверженность к шаблонным
оценкам.
Взгляды на интеллект.
Согласно Линде Готтфредсон интеллект — это весьма общая
умственная способность, которая включает
возможность делать заключения, планировать,
решать проблемы, абстрактно мыслить,
понимать сложные идеи, быстро обучаться
и учиться на основании опыта. Это не просто
изучение книг, узкие академические знания
или навыки проходить тесты. Напротив,
по мнению учёного, интеллект отражает
более широкую и глубокую способность
познавать окружающий мир, понимать суть
вещей и соображать, что делать в той или
иной ситуаци.
Ф. Н. Ильясов определяет интеллект
как «способность системы создавать в
ходе самообучения программы (в первую
очередь эвристические) для решения задач
определенного класса сложности и решать
эти задачи».