В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо
решает одни задачи, то он успешен и в решении
других, то есть, что все интеллектуальные
способностистатистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий
эффективность выполнения всех познавательных
задач. На практике оказалось, что
«факторg» трудно измерить
напрямую. Однако на его основе удалось
сформулировать величины, которые измерить
возможно и которые представляют собой
приблизительные меры g. Одним из таких
параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования
в области динамики IQ в разных странах
мира за длительный период и показал, что
этот коэффициент непрерывно возрастал
в течение 50 лет (Эффект Флинна).
Социальный
интеллект.
Социальный интеллект – способность
правильно понимать поведение людей. Эта
способность необходима для эффективного
межличностного взаимодействия и успешной
социальной адаптации. Сам термин «социальный
интеллект» был введен в психологию Э.
Торндайком в 1920 году для обозначения
«дальновидности в межличностных отношениях».
Многие известные психологи внесли свою
лепту в интерпретацию этого понятия.
В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный
интеллект со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические суждения
о людях, прогнозировать наиболее вероятные
реакции человека. Социальный интеллект,
по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный
дар», обеспечивающий гладкость в отношениях
с людьми, продуктом которого является
социальное приспособление, а не глубина
понимания. Затем способности социального
интеллекта многие известные ученые раскрывали
в структурах общего интеллекта. Среди
них наиболее ярко представлены модели
интеллекта, предложенные Д. Гилфордом,
Г. Айзенком. Среди психологов до последнего
времени ведутся дискуссии вокруг определения
интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект
есть то, что измеряется тестами интеллекта.
Имеются различные точки зрения на оценку
данного высказывания. По мнению Б.Ф. Анурина,
оно достаточно тавтологично, тривиально
и прямо напрашивается на критику. Другие
исследователи считают такое определение
рекурсивным, что является чрезвычайно
распространенным в математике, информатике,
компьютерном программировании, искусственном
интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением
Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает
он, составляются не случайным образом
и опираются в своей разработке на хорошо
известные, выявленные и проверенные природные
закономерности, такие как принцип «позитивного
многообразия».
Эмоциональный
интеллект.
Эмоциональный интеллект —
группа ментальных способностей, которые
участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих
Эмоциона́льный интеллект (EQ) — это понятие, которое характеризует
способность человека осознавать эмоции,
достигать и генерировать их так, чтобы
содействовать мышлению, пониманию эмоций
и того, что они означают и, соответственно
управлять ими таким образом, чтобы способствовать
своему эмоциональному и интеллектуальному
росту. Понятие эмоционального коэффициента
ввели Питер Саловей и Джек Майер в 1990
году.
В отличие от привычного всем
понимания IQ (интеллектуального коэффициента),
EQ является способностью правильно истолковывать
обстановку и оказывать на неё влияние,
интуитивно улавливать то, чего хотят
и в чём нуждаются другие люди, знать их
сильные и слабые стороны, не поддаваться
стрессу и быть обаятельным."
Измерение
интеллекта.
Вопрос об измерении умственных
способностей впервые стал актуальным
в конце XIX в. Первым приступил к исследованию
интеллекта с научной точки зрения сэр
Френсис Гальтон (1822–1911), и именно его
можно считать основоположником эмпирического
подхода к решению проблемы интеллекта,
одаренности, таланта.
На основании экспериментальных и статистических
методов Гальтон разработал учение о существовании
индивидуально-психологических отличий
между людьми – дифференциальную психологию.
При этом наблюдаемое различие он обосновывал
прежде всего влиянием наследственных
факторов. Именно Гальтон разработал научную
методику, позволяющую выяснить соотношение
между наследственностью и внешними влияниями
– так называемый «метод близнецов», успешно
и плодотворно использующийся и в настоящее
время. Гальтон также предпринял попытку
создания методов измерения способностей,
в более широком смысле – методов измерения
психических свойств индивидуальности,
и в качестве средства измерения интеллекта
человека предложил тесты сенсорного
различения.
Идеи Ф.Гальтона получили дальнейшее развитие
в работах американского психолога Р.Кеттела.
Он разработал системы тестов для исследования
различных видов чувствительности, времени
двигательной реакции, объема кратковременной
памяти. Следующий шаг в разработке методов
исследования интеллекта был сделан известными
французскими учеными А.Бине и Т.Симоном,
разработавшими первую в истории психологии
систему тестов для измерения уровня интеллектуального
развития детей.
Авторы критически отнеслись к исследованиям
Ф.Гальтона и Р.Кеттела по «измерению ума».
Например, как недостаток отмечалось,
что тесты, разработанные ими, рассчитаны
прежде всего на элементарные психические
процессы и вследствие этого неадекватно
измеряют высшие психические функции,
лежащие в основе интеллекта.
Перед исследователями стояла конкретная
практическая задача – определить, какие
дети будут учиться хорошо, а какие – плохо.
В итоге была получена методика, в которой
показатели умственного развития естественно
высоко коррелировали со школьной успеваемостью.
Затем первая шкала неоднократно пересматривалась
авторами, которые стремились изъять из
нее все задания, требующие специального
обучения.
Показателем умственного развития в шкалах
Бине–Симона был умственный возраст,
который был равен «хронологическому»
возрасту с прибавлением к нему добавочных
месяцев за правильно решенные задания
из уровней, находящихся выше. Анализируя
определенные таким образом несовпадения,
делали заключение либо об умственной
отсталости, либо об умственной одаренности.
В 1912 г. В.Штерн предложил понятие «коэффициент
интеллекта», определив его как отношение
«умственного» к «хронологическому» возрасту,
умноженное на 100. В дальнейшем IQ стал выражаться
в единицах стандартного отклонения, что
показывает, в каком отношении находится
результат испытуемого к средней величине
распределения результатов для его возраста.
В отличие от Гальтона, который рассматривал
интеллект как совокупность врожденных
психофизиологических функций, Бине признавал
влияние окружающей среды на особенности
познавательного развития. Поэтому интеллектуальные
особенности оценивались им не только
как врожденно сформированные познавательные
функции, но и на основе уровня усвоения
социального опыта: осведомленности, знания
значений слов, владения некоторыми социальными
навыками, способности к моральным оценкам
и т.д. В результате содержание понятия
«интеллект» оказалось расширенным как
с точки зрения перечня его проявлений,
так и с точки зрения факторов его становления.
Вслед за оригинальными тестами Бине появилось
множество модификаций, среди которых
нужно выделить Станфордскую редакцию
шкалы Бине, проведенную американским
психологом Л.Терменом в 1916 г. Он ввел понятие
«тестовая норма». Таким образом, произошел
переход на позицию чисто статистического
подбора заданий теста, а также обоснования
его валидности. Такая позиция в отношении
тестов интеллекта является определяющей
и по сей день.
Шкала Станфорд–Бине включала в себя
шесть тестов для исследования широкого
диапазона способностей – от простого
манипулирования до абстрактного рассуждения
– в зависимости от возраста испытуемого.
С появлением факторных моделей интеллекта
для измерения каждого фактора в тесты
вводились самостоятельные шкалы. Например,
модель интеллекта Гилфорда требует диагностики
120 факторов (в настоящее время уже определены
тесты для исследования 100 факторов), но
в среднем измеряется порядка десяти факторов
интеллекта (см. факторную модель интеллекта
Л.Терстоуна).
Перечислим наиболее популярные тесты
интеллекта с подшкалами, которые в них
измеряются.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
(I-S-T) (1953 г.) состоит из девяти субтестов:
логический отбор, определение общих черт,
аналогии, классификация, задания на счет,
ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками,
задания на внимание, которые определяют
индуктивное мышление, комбинаторные
способности, пространственное воображение.
Шкалы измерения интеллекта Векслера
(WAIS) (1939 г., модификация 1955 г.) включают
11 субтестов, разделенных на вербальную
шкалу и шкалу действия. Вербальная шкала
содержит субтесты общей осведомленности,
общей понятливости, арифметический тест,
тест установления сходства между парой
понятий, повторения цифровых рядов, словарный
тест. Невербальная шкала содержит следующие
субтесты: шифровки цифр, нахождение недостающих
деталей, кубики Косса, последовательность
картинок, составление фигур.
Прогрессивные матрицы Равена были предложены
Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 г. и состоят
из задач по выявлению отношений между
абстрактными фигурами. Обследуемый должен
выбрать недостающий элемент матрицы
среди 6–8 предложенных вариантов. Данный
тест диагностирует невербальный интеллект,
однако существуют модификации теста
вербальной шкалой.
Серия тестов общих способностей (GATB),
включающая вербальные и практические
серии заданий. Разработка GATB базировалась
на факторном анализе предварительного
набора из 50 тестов, в ходе которого были
выделены 9 основных факторов, в том числе
вербальные способности, умение оперировать
числами, точность восприятия, точность
понимания, моторная координация, моторика
пальцев, моторика рук. GATB включает в себя
12 тестов, направленных на измерение этих
основных факторов. Все субтесты являются
тестами скорости.
Так как многие тесты интеллекта измеряют,
помимо собственно мыслительных способностей,
еще и приобщенность индивида к культуре,
были предприняты попытки создания так
называемых культурно-независимых тестов
интеллекта, предназначенных в основном
для измерения невербальных способностей.
Культурно-свободный тест интеллекта
(CFIT) был предложен Кеттелом в 1958 г., предназначен
для измерения «чистого» интеллекта. Этот
тест создан на основе перцептивных заданий,
в которых интеллект проявляется через
восприятие. Среди заданий теста – задания
на распознавание и продолжение закономерных
изменений в рядах фигур и т.д.
Таким образом, изначально тесты интеллекта
позволяли лишь дифференцировать испытуемых,
но не расставить их на абсолютной шкале
интеллекта. В общем же следует отметить,
что тесты интеллекта удачнее работают
по отрицательному критерию: хорошо дифференцируют
умственную отсталость от нормы и хуже
отличают норму от высоких уровней интеллектуальной
одаренности.
Тесты для измерения
интеллекта, их виды.
Строгой классификации тестов
для измерения ума или его отдельных особенностей
не существует. Сегодня как в отечественной,
так и в зарубежной литературе используются
следующие термины: наиболее обобщенный
и часто употребляемый - "тесты интеллекты" или
его несколько устаревший вариант "умственные
тесты". На ряду с ними встречаются такие
термины, как "тесты специальных возможностей", "тесты
общего интеллекта" или в качестве синонима
"тесты общих способностей". Исторически
сложилось деление этих тестов на измеряющие
общий интеллект и специальные способности,
и сегодня вряд ли есть необходимость
в новых классификациях, несмотря на все
чаще употребляемый для обозначения тех
и других термин "когнитивные тесты".
В зависимости от типа заданий
тесты подразделяются на: вербальные (например,
тест классификации слов) и невербальные (например,
матрицы Равена). Помимо этого тесты интеллекта
делятся на: индивидуальные (например, шкалы
Векслера) и групповые (например, армейский
тест Альфа). Кроме названных разновидностей
тестов, иногда выделяются тесты интеллекта
для специфических популяций (А. Анасиази).
Эти тесты предназначены для обследования
младенцев, лиц с физическими недостатками
и людей, принадлежащих к разным культурам.
Компьютеризация психодиагностических
исследований привела к появлению адаптивных
тестов интеллекта, в которых, в зависимости
от успешности решения ранее предложенных
заданий, осуществляется выбор сложности
последующих заданий.
Психометрический интеллект
по настоящее время рассматривается с
позиции двух школ - английской и американской
или, иными словами: школы, признающей
общие способности, и школы, их отрицающей.
В связи с существованием этих подходов
в понимании интеллекта, мы можем говорить
о тестах, в которых используется суммарная
оценка выполнения разных видов заданий,
и тестах, в которых интеллект предстает
в виде успешности выполнения отдельных,
не связанных друг с другом групп заданий.
В последние десятилетия на
Западе весьма популярна теория, согласно
которой интеллект подразделяется на текучий и кристаллизованный (в
рамках школы, признающий общность всех
способностей). Отсюда полагается существование
тестов, измеряющих тот или иной тип интеллекта.
Проблема измерения интеллекта
занимает особое место в психологической
науке не только потому, что с нее началась
психодиагностика, но и в связи с дерзким
стремлением исследователей оценить возможности
святая святых человека — его ума, важнейшего
органа познания как самое себя, так и
явлений окружающей действительности.
Первоначально тесты интеллекта понадобились
для решения задачи улучшения человеческой
породы посредством отбора наиболее разумных
ее представителей (Гальтон). Но очень
быстро поиски в этом направлении сменяются
задачей выявления в общеобразовательной
школе детей, которые имеют скольнибудь
заметные отклонения в своем психическом
(интеллектуальном) развитии и не могут
усваивать знания и умения, обеспечивающие
в дальнейшем адекватное функционирование
личности в обществе (Бине). С созданных
Бине и его коллегами тестов интеллекта
начинается их победное шествие по всему
миру.
Изучение структуры интеллекта,
начавшееся с работ Спирмена, первоначально
приводит ученых к утверждению о существовании
генерального фактора, связывающего между
собой различные способности, а позднее
— и к открытию других факторов. Ныне никто
из психологов не отрицает существования
как генерального, так и групповых факторов,
однако до сих пор существует известное
противостояние в понимании природы интеллекта.
В ряде теорий, оказавшихся достаточно
жизнеспособными, игнорируется общая
основа интеллекта, он распадается на
независимые способности, число которых
варьирует от исследователя к исследователю.
Ценность этих теорий (ни одной из которых
так и не удалось доказать отсутствие
связей между разными сторонами измеренного
интеллекта) в открытии новых факторов,
на основе которых создаются новые тесты.
Одним из важнейших вопросов,
обсуждаемых уже многие десятилетия, является
определение роли наследственности и
среды в развитии и формировании интеллекта.
Высказанное Бине на заре развития психодиагностики
предостережение о том, что полученные
с помощью тестов интеллекта результаты
зависят не только от наследственности,
но прежде всего определяются факторами
социальными, было быстро забыто. Уже в
1920-е гг. тесты интеллекта, во всяком случае
в большинстве европейских стран и в США,
приобретают значение инструментов, с
помощью которых можно определить природные особенности
ума. С этого времени проблема измерения
интеллекта становится не только проблемой
психологической, но приобретает исоциально-политическое
значение. Социальным последствиям
измерений интеллекта посвящал свои заседания
Конгресс США, у нас эта проблема была
«по-революционному» быстро и с известными
последствиями для науки и общества решена
печально знаменитым постановлением ЦК
ВКП(б) от 1936 г.
Неисчислимые попытки, вплоть
до фальсификации результатов, доказать,
что измеряемый с помощью тестов интеллект
имеет генетическую (биологическую) основу,
оказались безуспешными и постепенно
(хотя и очень медленно идет этот процесс!)
становятся в большей мере достоянием
истории, нежели сегодняшнего дня. Свидетельством
тому являются современные представления
о структуре интеллекта (Стернберг) и его
развитии (биоэкологическая теория).
Рассмотренные нами многочисленные
исследования, посвященные установлению
связей показателей интеллекта с характеристиками
биологической среды, полом, возрастом,
особенностями питания, числом детей в
семье и очередностью их рождения, свидетельствуют
об определяющем значении социальных
факторов, причем наиболее заметная роль
принадлежит образованию.
Подводя итоги нашему достаточно
подробному анализу проблем, возникающих
в диагностике интеллекта, нужно подчеркнуть,
что любое его измерение сегодня, конечно
же, не может раскрыть все стороны и аспекты
сложнейшей разумной деятельности человека.
Наука всегда идет от простого к сложному.
Достаточно вспомнить о том, что когда-то
время определяли по солнцу и это вполне
удовлетворяло людей на определенном
отрезке существования человечества.
Современные тесты для измерения интеллекта
достаточно широко и успешно используются
психологами для установления имеющегося
уровня развития познавательных функций
у детей и взрослых, для целей профессиональной
ориентации и профессионального отбора,
для установления выраженности интеллектуального
дефекта при некоторых психических заболеваниях.
Измерение
ЭИ на основе самоотчета (опросники)
Смешанные модели ЭИ характеризуются
большим разнообразием и отличаются друг
от друга тем, какие личностные характеристики
в них включаются. Эти модели трактуют
ЭИ не как чисто когнитивную способность,
а как сложное психическое образование,
имеющее одновременно и когнитивную, и
личностную природу. Такой взгляд позволяет
использовать для измерения ЭИ опросники.
Концептуализация и измерение.
Применение опросников предполагает,
что люди способны давать точный самоотчет
относительно своего поведения и своих
умений и навыков, входящих в понятие ЭИ.
Это допущение представляется сомнительным,
так как установлено, что самооценки когнитивных
способностей лишь умеренно связаны с
результатами объективных тестов интеллекта
(Paulhus, Lysy, Yik, 1998).
ECI (Emotional Competence Inventory–360),
EQ–i (Bar–On Emotional Quotient Inventory), SSRI (Schutte et al.
Self-Report Index).
Список литературы.
Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте. 2007.
Козырев В. И. Социальный интеллект
как фактор управления организацией. 2006.
Ильясов
Ф. Н. Разум искусственный
и естественный 1986
Козубовский В. М. Общая
психология: личность. 2008.
Хокинс Д., Блейксли
С. 2007
Еремин
А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. 2005.
Дружинин
В. Н. Психология общих способностей.
2002