Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы; в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания и возникают конфликты.

Содержание работы

Введение
1 Понятие конфликта
2 Классификация конфликтов
3 Причины конфликтов
4 Стадии конфликта
5 Действия в конфликтных ситуациях
6 Выход из конфликтных ситуаций
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 72.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра психологии 
 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Психология»

 

на тему «Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций» 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр.  ЭКОдо-12-1

Шутов Д.Ю.

Проверил: преподаватель кафедры психологии

Полковникова Е.Ю.

 

 

 

 

Чита

2013

Введение 
1 Понятие конфликта 
2 Классификация конфликтов

3 Причины конфликтов 
4 Стадии конфликта 
5  Действия в конфликтных ситуациях 
6  Выход из конфликтных ситуаций

Заключение 
Список использованных источников  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы; в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания и возникают конфликты.

Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Люди имеют разные представления, интересы, мотивы, потребности, цели, установки, действия, и нередко они противоречат друг другу. Создаётся конфликтная ситуация. Конфликты существовали и, будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То какой стороной положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей коллектива, в который он включен в данный момент времени.

 

      

          1 Понятие конфликта

Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Само слово конфликт, происходит от латинского con – вместе и flictus – удар, т.е. дословный перевод означает "столкновение". Однако можно воспользоваться и другим словом, например "противодействие". Такое понимание этого термина позволяет лучше почувствовать суть явления, условия существования, а значит, и средства преодоления. Противодействие может возникать по разным поводам и приобретать весьма различный характер проявления

 В специальной литературе  конфликты рассматриваются на  социальном, социально-психологическом  или психологическом уровнях, которые  диалектически связаны друг с  другом. На основе анализа большого  числа отечественных и зарубежных  работ Н.В.Гришина предлагает  определять социально-психологический  конфликт как возникающее и  протекающее в сфере общения  столкновение, вызванное противоречивыми  целями, способами поведения, установками  людей, в условиях их стремления  к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении  конфликтов выступает соответствующее  сочетание объективных и субъективных  факторов. Факторы, объективно обуславливающие  возникновение конфликтов, интерпретируются  как некоторый набор объективных  параметров, вызывающих объективное  конфликтное состояние системы  межличностного взаимодействия. При  этом подчеркивается также существенная  зависимость конфликта от внешнего  контекста, в котором данный конфликт  возникает и развивается. Важной  составной частью этого контекста  называется социально-психологическая  среда, (различные социальные группы  с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.

 Если конфликты способствуют  принятию обоснованных решений  и развитию взаимоотношений, то  их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей  нашей психики и того, что большинство  людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

Конфликт = Конфликтная ситуация + инцидент

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

 

 

 

 

В общем виде процесс конфликта показан на Рисунке 1

                           Рисунок 1 – Процесс конфликта

 

2. Классификация конфликтов

В научной литературе существуют различные классификации конфликтов, на мой взгляд, наиболее оптимальным является подразделение: по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.

1) по объему конфликты подразделяют на:

- внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности ( потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)

- межличностный конфликт – вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

- конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

-    межгрупповые конфликты –  конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.

2) по длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

3) по источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

- Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе настроений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликта довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

- Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

 

3 Причины конфликтов

У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

- достаётся за то, что  ты не несешь ответственности;

- тебя не спрашивают  при решении вопросов, в которых  ты  компетентен;

- награды за то, что  сделал ты, достаются другим. Что  происходит? Как отстоять себя?

- тебя считают неспособным  что-то сделать самостоятельно. Задание  достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как  низко тебя ценят. Как реагировать  на унижение собственного достоинства?

- ты выдвигаешь идеи  и предложения, кто-то выдает их  за свои собственные. Как выйти  из этой роли?

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги, и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены.  

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

- стремление к превосходству;

- проявление агрессивности;

- проявление эгоизма.

Кратко рассмотрим конфликтогены каждого типа.

  1. стремление к превосходству:

прямые проявления превосходства: приказания, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм;

снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности;

хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, желание «поставить на место» хвастуна;

категоричность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, например «Я считаю», «Я уверен»;

навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просит. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства;

перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

  1. проявление агрессивности:

природная агрессивность. Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходячим конфликтогеном». Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы. Ситуационная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение или самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.

  1. проявление эгоизма:

слово «эгоизм» имеет корнем латинское слово «ego», обозначающее «Я». Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами; ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Информация о работе Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций