Виды общения. Функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 23:49, реферат

Описание работы

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3 стр.
1. Виды общения………………………………………………………..3-7 стр.
2. Функции общения……………………………………………………7-11 стр.
3. Средства общения…………………………………………………..11-14 стр.
Заключение………………………………………………………………...15 стр.
Список литературы………………………………………………………..16 стр.

Файлы: 1 файл

Виды общения.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

 Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение цели с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

А) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

Б) предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все что ново, необычно. Мы редко осознаем что толкование событий другим человеком столь же законно что и наше собственное;

В) плохие отношения между людьми, поскольку если отношения человека враждебны, трудно его убедить в справедливости вашего мнения;

Г) отсутствие внимания и интереса собеседников. Интерес возникает если собеседник осознает значимость информации для себя;

Д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключение при отсутствии достаточного числа фактов;

Е) ошибки в построении высказывании: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

Ж) неверный выбор стратеги и тактики общения.

Каждый из видов общения имеет свою стратегию и тактику.

Стратегии общения:

1) открытое – закрытое общение. При открытом общении проявляется  желание и умение выразить  полно свою точку зрения и  готовность учесть позиции других. Закрытое общение предполагает  нежелание либо неумении понятно свою точку зрения, свое отношение, а также имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в таких случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметно компетентности и бессмысленно тратить время силы на поднятие компетентности низкой стороны; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств и планов противоборствующей стороне нецелесообразно.

2) Существуют полузакрытые коммуникации, например, по типу одностороннего  спрашивания, когда человек пытается  выяснить позиции другого, в тоже  время не раскрывая свои позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто предъявляет  свою проблему, выражает чувства, не интересуясь тем, желает ли  другой человек войти в чужие  обстоятельства, слушать «излияния».

3) Монологическая-диалогическое общение.

4) Ролевое (исходя из социальной  роли) – личностное (общение «по  душам»).

Различные виды общения предполагающие выбор той или иной стратегии, подчиняются своим специфическим правилам.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют следующие позиции:

- доброжелательная позиция по  отношению к собеседнику 

- нейтральная позиция;

- враждебная позиция, неприятие  собеседника;

- доминирование, или «общение сверху»;

- общение «на равных»;

- подчинение, или общение «снизу».

 Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. – психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

 Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.

Следующая функция общения - это организация межличностных отношений.[5]

Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:

- подлинный интерес к другому  человеку, стремление познать и  понять его;

- осознания себя как части  целого – частички человеческого  взаимодействия;

- стремление так организовать  взаимоотношения, чтобы общение  с вами было приятным для другого;

- взаимоотношения не должны  складываться стихийно, необходимо  направленно их формировать, тогда  быстрее и приятнее пройдет  взаимопонимание. __________________________________________________________________

[5] Канн-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. С. 18.

Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Взаимодействие людей всегда есть борьба – борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

3. Средства общения

Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:

- речевой (вербальный);

- неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит:

- значение и смысл слов и  фраз;

- речевые и звуковые явления  – темп речи, модуляция высоты  голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения  показывают, что наиболее привлекательной  в общении является плавная, спокойная  манера речи.

- выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи и т.д.;

- разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки – паузы.

Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:

- чувства и эмоции;

- движения мышц лица (изучает  мимика);

- жестовые движения отдельных  частей тела (изучается жестикой);

- моторика всего тела – позы, осанка, поклоны, походка (изучается  понтамимикой);

- прикосновения в ситуации общения  – рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания.;

- расположение людей в пространстве  также несет определенную информацию.

Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:

- интимная зона (15-45 см), в эту  зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой  зоны характерно доверительное  общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны  влечет определенные физиологические  изменения в организме. Преждевременное  вторжение в интимную зону  в процессе общения всегда  воспринимается собеседником как  покушение на его неприкосновенность.

- личная или персональная зона (45-120 см), для обыденной беседы  с друзьями и коллегами, предполагает  только визуально-зрительный контакт  между партнерами, поддерживающими  разговор.

- социальная зона (120-400 см), обычно  соблюдается во время официальных  встреч, как правило с теми, кого не очень знают.

- публичная зона (свыше 4 м), подразумевает  общение с большой группой  людей.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

 

 

    Взгляд по своей специфике может быть:

- деловым, когда он фиксируется  в районе лба собеседника, это  предполагает создание серьезной  атмосферы делового партнерства;

- светским, взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ. Такой взгляд способствует непринужденной светской обстановке.

- интимным – направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции – радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Много информации несут жесты. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения – указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.

2. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие  отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы- это заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, пошлепывания партнера, перебирания предметов руками и т. д.

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

 Существуют и микрожесты – движения глаз, покраснения щек, слушателя важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.

 Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении чаще всего возникают следующие виды жестов:

- жесты оценки – почесывание  подбородка, вытягивание указательного  пальца вдоль щеки;

- жесты уверенности – раскачивание  на стуле, соединение пальцев  в купол;

- нервозности и неуверенности  – переплетенные пальцы рук, пощипывание  ладони, постукивание по столу  пальцами и т. д.

- жесты самоконтроля – например, заведение рук за спину, поза  сидящего в кресле человека. Вцепившегося  в подлокотник;

Информация о работе Виды общения. Функции общения