Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:52, контрольная работа
Общественное мнение, являясь неотъемлемым элементом демократии, превращается в движущую силу развития и информационного общества, определяя специфические особенности существования и развития таких областей духовного бытия человечества как политика, наука, философия, право, искусство, религия, мораль. Общественное мнение - феномен исторический. По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия функционирования общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д.
Введение........................................................................................................ 3
1. Понятие общественного мнения в публичной деятельности .............. 5
2. Виды общественного мнения и методы его формирования ................ 19
Заключение ................................................................................................... 23
Список литературы ...................................................................................... 26
Низкий статус общественного мнения в России объясняется не только его незрелостью, но и неразвитостью институтов гражданского общества. Действенно-практический характер общественного мнения проявляется, как правило, не сам по себе. Для своего практически-действенного выражения он требует определенных организационных форм- институтов и организаций, которые, опираясь на поддержку общественного мнения способы вести длительный и регулярный диалог с властью или бизнес структурами. Вне этих форм сила давления общественного мнения может проявиться в основном лишь в отдельных спонтанных акциях протеста (типа забастовки, митинга).
Уровень сформулированности, зрелости общественного мнения, его статус и понимание структурами по связям с общественностью своих целей в работе с общественным мнением в решающей степени определяет диапазоны и содержание деятельности специалистов по связям с общественностью в данном направлении.
Анализ состояния
Всегда существует соблазн выделить
приоритетные группы по наиболее простым
и осязаемым социально-
Ценностные ориентации глобального характера могут быть сгруппированы в шесть сегментивных групп.
1.«Преданные».
Первоочередные ценности: уважение старших, защита семьи, честность, вера и долг. По выборке в целом - ни вера, ни долг не входят в первую десятку глобальных ценностей.
Меньше всего смотрят
2.«Альтруисты».
В число первоочередных ценностей входят защита семьи, честность и справедливость (справедливость не входит в первую десятку глобальных ценностей).
Средняя степень заинтересованности средствами массовой информации. Большая концентрация в Латинской Америке, России, Казахстане, Турции, Испании и Японии.
3.«Близкие друзья».
Первоочередные ценности: семья, честность, стабильная личная жизнь, дружба и самооценка.
Степень заинтересованности средствами массовой информации- выше среднего; наиболее заинтересованы в тех средствах, которые можно разделить с другими, например музыка, телевидение.
Высокая концентрация в христианско-иудейских обществах, например в Западной и Восточной Европе, США и Великобритании (4 из 10 британцев попадают в эту категорию).
4.«Борцы».
Главные ценности: семья, материальное благополучие, здоровье, благосостояние, уважение старших.
Низкая степень использования средств массовой информации (после них идут только «преданные»). Слишком заняты зарабатыванием средств на отдых и общественные занятия. Для них важны печатные издания.
Наибольшая концентрация в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Гонконге, Корее, Китае, Малайзии, Таиланде.
5.Творцы.
Наиболее важные ценности: честность, свобода, подлинность, самооценка. Для этой группы важно самосовершенствование.
Эта группа больше всего интересуется средствами получения информации, особенно печатными изданиями, персональными компьютерами.
Высочайшая концентрация в Латинской Америке, Западной Европе, США, Австралии.
Вполне понятно, что выявление
групп по принципам особенностей
сознания и поведения, которые могут
лишь частично пересекаться с социально-демографическими
параметрами (а могут не пересекаться
и вообще) требует серьезной
Наиболее ярко это проявляется во время избирательных компаний, каждая из которых в России неповторима и проводится, как правило, в качественно новой ситуации. Поэтому, перед началом компании обычно проводится обширный социологический опрос, выясняющий, что больше всего, какие проблемы волнуют людей, как они оценивают ситуацию в округе (стране), каков их общий настрой и самочувствие, за какую партию (политического лидера) они голосовали на прошлых выборах, участвовали в голосовании вообще и т. д., и т. п.
Естественно, что аналитик может выделять искомую группу (группы) только из числа тех, которые реально существуют. С точки зрения задач деятельности по связям с общественностью, общественную группу можно считать существующей лишь в том случае, если она готова к активной коммуникации по проблеме, что в свою очередь предполагает:
-признание группой наличия
-признания наличия внешних
-наличие определенного
В идеальном варианте любое исследование общественного мнения, по крайней мере, в целях решения задач публичной деятельности, должно начинаться с уяснения наличия (отсутствия) названных трех компонентов, характеризующих общественную группу как коммуникативно-активную. Если группа не готова к активному коммуникативному обмену по интересующей проблеме, не испытывает в этом потребности, любое публичное послание заранее обречено на неудачу, какие бы удачные ходы при этом не использовались.
На практике данной составляющей анализа общественного мнения далеко не всегда уделяется должное внимание, и многие специалисты предпочитают сразу брать «быка за рога», выясняя, какую позицию занимают избиратели (покупатели) в отношении того или иного кандидата (партии, товара).
Принципы изучения общественного мнения базируются на сборе максимально обширной по доступности информации, обращения к широкому спектру источников. Начинается изучение общественного явления, как правило, с анализа литературных и иных доступных источников, которые иногда называются вторичными. Это могут быть результаты ранее проведенных социологических исследований, результаты голосования на предыдущих выборах, анализ различного рода статистических данных, касающихся появляющейся популярности тех или иных марок, товаров, партий; анализ высказываний и оценок читателей газет, откликов на передачи радио или телевидения по интересующему вопросу и т. д.
Не последнюю роль играют и личные наблюдения, впечатления, полученные аналитиком во время личных встреч, бесед. В настоящее время немалую часть полезной информации можно найти в Internet.
Несмотря на все разнообразие источников, получение сведений об общественном мнении основным из них являются социологические исследования. Именно из этого источника получается большая часть данных, касающихся состояния общественного мнения. Проведение социологических исследований будь-то методом массовых опросов или ставших теперь популярными методы фокус групп требует специальной профессиональной подготовки.
Любой анализ общественного мнения
начинается с выявления отношения
интересующей специалиста по связям
с общественностью группы людей
к проблеме, явлению, выявлению знака
(оценки) этой проблемы (явления)- положительная-нейтральная-
В вопросах, допускающих возможность выбора нескольких альтернатив, интенсивность общественного мнения измеряется путем постановки дополнительного вопроса, предлагающего респонденту выделить самое главное (важное, значимое) и т. д.
Возможности воздействия на общественное мнение во многом зависит от того, в какой мере член группы считает, что его мнение, позицию по проблеме разделяют другие члены группы, в какой мере он ощущает общественную поддержку, часто независимо от того реальна эта поддержка или иллюзорна. Состояние общественного мнения по этому критерию выясняется вопросами типа «как вы полагаете, другие такие же, как Вы люди разделяют Вашу позицию?». Дополнительно косвенные вопросы могут глубже прояснить ситуацию, и, в частности, выявить насколько твердо убежден респондент в наличии общественной поддержки и на чем основана его уверенность .
Важной характеристикой
Одна из наиболее важных характеристик
состояния общественного мнения
- уровень стабильности. По своей
природе общественное мнение - явление
подвижное, изменяющееся под влиянием
новых обстоятельств и
Каков бы ни был реальный статус общественного
мнения игнорировать его не в силах
ни одна общественная или коммерческая
структура. Публичное сообщение, которое
не учитывает состояние общественн
2. Виды общественного мнения и методы его формирования
В социологических теоретических концепциях выявлению состояния общественного мнения уделяется приоритетное внимание. Исходная посылка состоит в том, что общественное мнение это, прежде всего, ценностное отношение, позиция (одобрение - не одобрение, поддержки-порицания, приемлемости - не приемлемости и т. д.) определенной общественной группы по жизненно значимому для нее вопросу (проблеме). Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, включенности группы в определенную систему отношений, широты (узости) ее общественных интересов, уровней развитости (не развитости) самой группы. Общественное мнение способствует процессам формирования сплоченности группы, а в определенных условиях и стабильности общества в целом. В измененном виде функции общественного мнения выполняются, по мнению Комаровского В.С., по отношению к внешнему окружению группы (другие общественные группы; институты государства и бизнес структуры). Соответственно: анализируя состояние общественного мнения, институты государства, политические лидеры, могут получить информацию об отношении к ним различных групп населения, приемлемости для граждан предлагаемых властью (лидерам) путей и методов решения проблем, получить предложения по их совершенствованию, выявить наиболее конструктивные формы сотрудничества с гражданами.
Информация о работе Виды общественного мнения и методы его формирования