Виды общественного мнения и методы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Общественное мнение, являясь неотъемлемым элементом демократии, превращается в движущую силу развития и информационного общества, определяя специфические особенности существования и развития таких областей духовного бытия человечества как политика, наука, философия, право, искусство, религия, мораль. Общественное мнение - феномен исторический. По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия функционирования общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
1. Понятие общественного мнения в публичной деятельности .............. 5
2. Виды общественного мнения и методы его формирования ................ 19
Заключение ................................................................................................... 23
Список литературы ...................................................................................... 26

Файлы: 1 файл

Комуникационный менеджмент.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Естественно, формируя, способствуя формированию общественного мнения в определенном направлении через использование механизмов связей с общественностью властные структуры тем самым получат возможность контроля за деятельностью и поведением группы, общества в целом.

Общественное мнение может существовать в нескольких видах. Эти виды отличаются друг от друга способом отражения  действительности, особенностями своего развития и т.д. но, прежде всего, своим  предметом. Каждая форма сознания отражает определённую сторону действительности. Но общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какого-либо одного вида, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть :

1) Оценочное – это мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

2) Аналитическое и конструктивное - общественные мнения тесно связаны  между собой: принятие какого-либо  решения требует глубокого и  всестороннего анализа, для чего  необходимы элементы теоретического  мышления.

3) Регулятивное общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

Подготовка проведения изучения общественного  мнения включает следующие этапы:

-постановка цели исследования. Цель должна быть четко сформулирована, какие сведения предполагается получить, как использовать и на что направить обобщенные итоги.

-разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться  четко, быть краткими, не допускающими различных толкований. Следует избегать прямых, «лобовых» вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке, его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопросы (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос). После набора возможных вариантов ответов-подсказок обозначается место для других вариантов, не предусмотренных анкетой :

-подготовка выборки (число и  состав опрашиваемых). При проведении  исследований в городе, районе  по проблемам, касающимся всех  социальных слоев оптимальное  количество опрашиваемых должно  составлять 1 - 1,5 процента от общей  численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения - по национальности, возрасту, социальному положению, образованию.

-проведение анкетирования, опроса. Как правило, его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов этого дела, насколько они умело настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.

-обработка анкет, подготовка  выводов, рекомендаций и предложений,  по преодолению развития нежелательных  процессов, прогнозирование возможных  результатов и последствий их  реализации.

-принятие конкретных мер.

-последующие проверки правильности  решений и результатов принятия мер (отслеживание).

Наиболее значимым, является влияние  СМИ на общественное мнение. СМИ  в своем воздействии используют следующие методы :

1. Воздействие через негативную  реакцию (или «оскорбление»).

Наиболее распространенным этот метод был в период «перестройки», когда обличать считалось не только хорошим тоном, символом прогресса, но и необходимым условием политического роста. Заметим, это считалось и проявлением незаурядного ума и большого интеллекта. Наибольший «урожай» от применения данного метода «сняли» М. Горбачев, Б. Ельцин, А. Собчак, Г. Попов, С. Станкевич и другие. Кроме того, особенности русской национальной психологии, выражающиеся в искренней симпатии к «гонимым» и «страдальцам», склонность россиян становиться на сторону пострадавшего в конфликте с властью, еще более усилили эффект применения данного метода.

Этот метод не исчерпал себя и  сейчас. Для основной части населения, применение данного метода, позволяет  активно влиять на общественное мнение и получить немалые политические дивиденды тем силам, которые находятся под патронажем СМИ и особенно телевидения.

Сегодня этот метод уже не столь  актуален. Возможно, зрители и читатели уже насытились оскорблениями. «Гонимых»  и «страдальцев» сегодня, скорее всего, воспринимают адекватно действительности. Если раньше любую шумиху вокруг власти «глотали» без раздумий, то сейчас «дутые» скандалы порядком всем поднадоели, и никого особенно не удивляют. Обличать власть уже не так модно, как было несколько лет назад.

Тем не менее, этот способ формирования общественного существует и в настоящее время. Однако теперь, не очень действенны грубые его формы.

 

 

Заключение

 

Не сложно догадаться, что общественное мнение не может быть одинаковым в  различных временных пространствах, в обществах с различными культурными, нравственными ценностями и т. д. Так же общественное мнение не может быть одинаково в различных общественных системах и при различных устройствах системах управления.

Общественное мнение формируется  там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения.

Общественное мнение чаще всего  касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе.

Третье условие формирования общественного  мнения – уровень компетентности.

Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный, практически-действенный характер, находящий прямое отражение в поведении и деятельности группы, общества в целом. По отношению к группе оно выполняет целый ряд жизненно важных функций: информирование и консультирование своих членов по определенному вопросу (проблеме), контроль за их действиями и поведением, определение позиции и допустимых (приемлемых, желательных) способов решения проблемы, форм участия в определенного рода деятельности.

Управление общественным мнением  – одна из главных проблем, связанных  с использованием социологических научных знаний. Базой такого управления является пропаганда, основанная на точных научно обоснованных данных о направленности, интенсивности и интеграции общественного мнения.

Результатом пропагандистского воздействия  должно быть изменение сознания и поведения людей в нужном направлении (через убеждение). Поэтому изменение сознания людей и их практической деятельности принято считать показателям эффективности пропаганды.

Так же не секрет, что средства массовой информации (печать, радио, телевидение) оказывают наиболее сильное влияние на формирование общественного мнения. Идея воздействовать на опросчиков через регламентацию рекламы, поскольку данные часто используются в целях политической или экономической рекламы». Именно поэтому во время предвыборных кампаний так часто показывают рейтинги партий или тех или иных политиков, которые иногда могут не соответствовать действительности. Это тоже является элементами пропаганды, т. е. таким образом СМИ вырабатывают у населения страны «эффект стадного поведения», тем самым стараясь подвести избирателей к «нужной» точке зрения.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Что касается демократизации, то можно заметить, что в тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. В современной России так же есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику.

Соответственно использование  такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия  на сознания людей.

Понимание обществом нужности и  значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие  рамки существующего режима) общественного мнения, поможет развиваться общественному мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотру некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Алешина И.В. Паблик рилейшнз  для менеджеров. М, 2006.

2.Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик  рилейшнз. М., 2008.

3.Бодуан Ж.-П. Управление имиджем  компании. Паблик рилейшнз: предмет  и мастерство /пер. с фр. – М.: ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2006.

4.Богомолова Н.К. Социальная  психология печати, радио и телевидения.  М., 2005.

5.Буари Филипп А. Паблик рилейшнз  или стратегия доверия: Пер.  с фр. М., 2008.

6.Гавра Д.П. Общественное мнение  как социологическая категория  и как социальный институт. СПб., 2006.

7.Грушин Б.А. Мнения о мире  и мир мнений. М., 2007.

8.Доти Д. Паблисити и паблик  рилейшнз: Пер. с англ. М., 2008.

9.Зборовский Г.Е., Костина Н.Б.  Социология управления: Учебное  пособие. М., 2007.

10.Калиберда Е.Г. Исследование  влияния на общественное развитие паблик рилейшнз с использованием различных медиатизированных видов коммуникации // Управление организационными системами: концептуальные основания и модели. М., 2008.








Информация о работе Виды общественного мнения и методы его формирования