Власть и влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
Влияние: сущность, виды, модели и механизмы ………………………..…..…4
Власть и влияние: разграничение понятий …………………………….….…..12
Власть. Виды власти……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………….……22
Список литературы……………………………………………………..………..25

Файлы: 1 файл

Реферат_влияние и власть.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 

Реферат по дисциплине

«Психология управления»

 

 на тему:

«Власть и влияние»

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……2

Влияние: сущность, виды, модели и механизмы ………………………..…..…4

Власть и  влияние: разграничение понятий …………………………….….…..12

Власть. Виды власти……………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………….……22

Список литературы……………………………………………………..………..25 
Введение

 

Одним из самых  весомых слагаемых успешности предприятия, в независимости от того, будь то небольшая частная фирма или гигантский машиностроительный завод, является эффективная система управления, основу которой составляет пара элементов: руководитель - подчинённый, а её эффективность зависит от характера их взаимодействия.

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние  на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.

Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Существует  много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности  руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто  не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

 

  1. Влияние: сущность, виды, модели и механизмы

 

Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения  индивидуумом поведения другого  человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.1

Г.А. Ковалев  объединяет понятия «психологическое воздействие» и «влияние». Под влиянием он понимает «процесс, осуществляющий регуляцию (саморегуляцию) активности взаимодействующих равноупорядоченных систем определенного психологического содержания, результатом которого является поддержание функционального состояния этих систем или изменения состояния хотя бы в одной из них».

Психологическое воздействие — это влияние  на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Все приведенные  определения, взаимно дополняя друг друга, раскрывают разные стороны понятия  «психологическое влияние».

В дальнейшем для  краткости мы будем употреблять термин «влияние», имея в виду «психологическое влияние».

Инициатор и адресат влияния. В процессе психологического воздействия участвуют две стороны. Будем называть инициатором влияния ту из них, которая изначально стремится повлиять на другую сторону; последнюю будем называть адресатом (влияния).

Инициатор и  адресат могут быть представлены как индивидами, так и группами (малыми и большими).

Мы предпочитаем эти термины в отличие от других часто употребляемых — субъект и объект, объясняя это следующим.

«Нередко этот процесс воздействия принимает  характер психологического взаимодействия, т.е. представляет собой соединение двух сопряженных актов, когда индивид А воздействует на индивида Б, а последний не только реагирует на это воздействие, но в свою очередь оказывает воздействие на индивида А. В таких случаях субъект и объект воздействия, а точнее — субъекты взаимодействия, как бы последовательно меняются местами. Партнеров психологического воздействия на когнитивном уровне связывает взаимное, хотя и с разными целями познание».

Не менее  существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов  является и факт их взаимных изменений  как результат взаимовлияния  друг на друга. Взаимодействие «является  исходным понятием для психологии».

Поэтому проблема психологического воздействия может быть успешно решена только в том случае, если рассматривать воздействие не как «традиционно» однонаправленный процесс от субъекта к объекту, а как процесс взаимовоздействия, т.е. в контексте «субъект-субъектной» парадигмы.

Однако не следует  забывать (и это отражено термином), что у инициатора есть существенные преимущества — он инициирует воздействие и изначально инициатива на его стороне. Он имеет возможность подготовиться к контакту, чем еще более усиливает асимметрию в возможностях влияния в процессе взаимодействия.

Виды и типы влияния.

Прежде всего, выделим следующие типы влияния:

  • Влияние созидательное и разрушительное. Это зависит от того, каковы последствия влияния на адресата. Если цели инициатора эгоистичны и он достигает их, нанося ущерб адресату, то это разрушительное влияние. Если же адресат остается в выигрыше, то влияние созидательное. Особую значимость вопрос о последствиях влияния приобретает при скрытом влиянии, поскольку воздействие на адресата может осуществляться вопреки его воле. Наиболее отчетливо это может проявляться при скрытом управлении.
  • Явное и скрытое влияние. Влияние можно подразделить на явное и скрытое. В первом случае акт влияния и цели инициатора доводятся до адресата, во втором — скрываются от него. К явному влиянию относятся: убеждение, самопродвижение, внушение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение, слухи. К скрытому влиянию можно отнести заражение, уподобление, расположение, манипуляцию.

В исследованиях  отечественных авторов выделялись следующие виды влияния: подражание, заражение, внушение (В.М. Бехтерев); убеждение, внушение, заражение (Б.Д. Парыгин, А.В. Кириченко); внушение, убеждение, конформизм (В.Н. Куликов); заражение, подражание, убеждение, внушение (Г.М. Андреева, В.Г. Зазыкин); убеждение (А.Ю. Панасюк); манипулирование (Е.Л. Доценко, Л.И. Рюмшина).

В зарубежной психологии перечень изучаемых видов влияния  значительно шире.

Классифицированы  следующие виды влияния:

1) убеждение (аргументация);

2) самопродвижение;

3) внушение;

4) просьба;

5) принуждение;

6) игнорирование;

7) нападение (агрессия);

8) заражение;

9) побуждение к подражанию (уподобление);

10) формирование благосклонности (завоевывание симпатии, расположение);

11) манипуляция. Скрытое управление адресатом против его воли, наносящее адресату ущерб, мы называем манипуляцией. Манипулирование выступает как частный случай скрытого влияния, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.

К числу видов  влияния можно отнести также управление людьми, нейролингвистическое программирование (НЛП) и слухи.

  • Слухи. Слухи — это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения или специально кем-либо распространяемой с целью оказания воздействия на общественное сознание людей. Таким образом, слухи являются одним из видов психологического влияния.
  • Нейролингвистическое программирование (НЛП) как вид влияния. НЛП, как определяют его основатели Р. Бэндлер и Д. Гриндер, — это «модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации, позволяющая описать человеческую деятельность и производить глубокие и устойчивые изменения этой деятельности».

Являясь также  технологией для целенаправленной коммуникации, НЛП задается следующими вопросами: какое влияние оказывает вербальная и невербальная коммуникация? Как можно целенаправленно использовать это влияние? Как можно с помощью коммуникации помочь человеку измениться?

Таким образом, НЛП представляет собой технологию, ориентированную на влияние посредством коммуникации. В различных контекстах цели такого влияния могут быть различными. В процессе терапии речь идет о решении проблем пациента; в обучающем контексте — об обучении; в коммерческом — о продаже, успешных переговорах и т.д.

Модель  психологического воздействия.

Модель  — эталон, стандарт, устройство, воспроизводящее, имитирующее строение, функции, действия какого-либо другого устройства (при испытаниях); образ, аналог, схема некоего фрагмента реальности, объекта культуры, познания оригинала; интерпретация (в логике, математике).

Психологическое воздействие должно рассматриваться  как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями. Эти связи и отношения влияют друг на друга и на эффективность психологического воздействия.

С целью структурного описания процесса влияния предлагается следующая четырехкомпонентная  модель психологического влияния.

Вовлечение в контакт ® фоновые факторы ® воздействие на мишени ® побуждение к активности.

Поясним содержание каждого из блоков модели.

Вовлечение (в контакт) — предъявление адресату информации с целью активизации его определенной направленности в соответствии с целью оказываемого воздействия.

Фоновые факторы (фон) — использование состояния сознания и функционального состояния адресата и присущих ему автоматизмов, привычных сценариев поведения; создание благоприятного внешнего фона (доверие к инициатору, его высокий статус, привлекательность и т.п.).

Мишени  воздействия — источники мотивации адресата. К таковым относятся его актуальные потребности и их проявления — интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т.п.

Побуждение (к активности)— это то, что стимулирует, подталкивает адресата к активности в заданном инициатором направлении (принятие решения, совершение действия). Побуждение может явиться суммарным результатом вовлечения + фоновых факторов + воздействия на мишени или стимулироваться специальными приемами — подталкиванием к включению нужного психологического механизма у адресата (внутреннее побуждение), а также прямой актуализацией желаемого мотива, подходящим распределением ролей (позиций), заданием сценариев, включением адресата в соответствующую деятельность или референтную для него группу, подпороговым воздействием и т.п.

В раде конкретных случаев отдельные блоки модели могут присутствовать априори и  срабатывать в интересах инициатора неявно.

Ввиду сложности  психических механизмов, задействованных в процессе влияния, границы между блоками подчас размыты.

Психологические механизмы и модель влияния.

Психологические механизмы — это такое понятие, в котором сливаются образно-метафорическое описание (ведущее начало от родового «механизма») и научное представление о внутрипсихических процессах, обеспечивающих эффективность — в нашем случае— психологического воздействия.

Модели влияния  в случае действия вышеназванных  психологических механизмов выглядят следующим образом.

Модель перцептивно-ориентированного влияния

Вовлечение  — через образ.

Мишени  — желания, интересы.

Фон — межмодальные ассоциации, соответствие образа мотиву, намеченному в качестве мишени воздействия.

Побуждение  — прямая актуализация мотива, соблазнение, провокация.

Модель  конвенционально-ориентированного влияния

Вовлечение  — с помощью специальных схематизмов: правил, норм, сценариев.

Мишени  — готовые образцы поведения.

Фон — социально заданные и индивидуально усвоенные программы жизни, принятые адресатом сценарии поведения, личностно усвоенные представления о том, что необходимо исполнять, и пр.

Побуждение  — распределение ролей, соответствующие сценарии, напоминания (о договоренности, об общении, о должном, о запретах, об ожидаемом и т.п.).

Модель  операционально-ориентированного влияния

Вовлечение  — посредством использования таких автоматизмов, как сила привычек, инерция, навыки, логика действий.

Мишени  — привычные способы поведения и деятельности.

Фон — инерция, стремление к завершению гештальта.

Побуждение  — подталкивание адресата к включению соответствующего автоматизма.

Модель  влияния, ориентированного на умозаключение

Вовлечение  — когнитивная схема, внутренняя логика ситуации, стандартное умозаключение.

Мишени  — закономерности познавательных процессов, когнитивные установки.

Фон — снятие когнитивного диссонанса.

Побуждение  — намек, «озадачивание», имитация попыток решения проблемы.

Модель  влияния, ориентированного на личностные структуры

Вовлечение  — поступок, принятие решения.

Информация о работе Власть и влияние