Власть и влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
Влияние: сущность, виды, модели и механизмы ………………………..…..…4
Власть и влияние: разграничение понятий …………………………….….…..12
Власть. Виды власти……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………….……22
Список литературы……………………………………………………..………..25

Файлы: 1 файл

Реферат_влияние и власть.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

6. Власть, основанная  на представлении о зависимости. Обеспечивает быстроту исполнения поручений и действенна в случаях, когда другие методы не действуют. Вместе с тем при неоднократном использовании влияющий может попасть в зависимость к лицу, на которое влияет.

7. Власть, основанная  на обладании ресурсами (материальными, энергетическими, информационными). В последнее время особое и все увеличивающееся значение приобретает власть, основанная на обладании информационными ресурсами, т. е. на возможности доступа к нужной и важной информации, а также умении использовать ее для влияния на окружающих. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и тем самым осуществлять власть или влияние.

Имеется также две  других формы влияния, которые могут  побудить исполнителя к активному  сотрудничеству: убеждение и участие.

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения. Оно, как и разумная вера, основано на силе примера и власти эксперта. Разница состоит лишь в том, что исполнитель полностью осознает, что делает и почему. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении, авторитете; следовательно, сила влияния возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель понимает, что к нему переходит доля власти руководителя. Этот способ влияния на людей особенно эффективен, если у руководителя мало формальной власти над другими или если он не может предложить им достойное вознаграждение.

При этом способность  влиять зависит от ряда факторов. Прежде всего руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень исполнителей. Цель, которую ставит руководитель, не должна противоречить системе ценностей исполнителей.

Важным преимуществом  влияния путем убеждения является то, что человек, на которого влияют, постарается выполнить работу лучше  и в большем объеме, чем от него требуется, потому что считает, что  эти действия помогут удовлетворить его личные потребности. Слабой стороной влияния путем убеждения являются медленное воздействие и неопределенность.

Необходимо иметь в  виду, что, оказывая влияние путем  убеждения, нельзя отказываться от других форм влияния и власти. Так, харизма  только способствует убеждению, помогая слушателю отождествлять себя с руководителем. Влияние с помощью традиции и вознаграждения усиливает убеждение, повышает доверие к руководителю. Если исполнитель знает, что руководитель имеет возможность принудить его, но старается избежать этого, сила убеждения значительно возрастает.

Оказывая влияние через участие (привлечение) сотрудников в управлении, руководитель не прилагает особенных усилий, чтобы навязать исполнителям свою волю или мнение. Он лишь направляет их усилия и способствует свободному обмену информацией. Влияние при этом имеет успех потому, что люди работают лучше на ту цель, которая была сформулирована с их участием. Однако важно отметить, что этот подход можно использовать только в тех случаях, когда такие потребности, как власть, успех или самовыражение, являются активными стимулирующими факторами, а также при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.

Таким образом, в управлении руководитель использует страх, вознаграждение, традиции, харизму, разумную веру, убеждение  и участие для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Причем наиболее сильное влияние будет оказано тогда, когда исполнитель высоко оценивает ту потребность, к которой апеллирует руководитель, а также уверен в том, что его усилия будут вознаграждены и оправдают ожидания руководителя.

 

Власть и влияние можно применять  в различных случая и с различными мотивами. Но не всегда выбранный вид  власти является максимально эффективным.

Известен забавный случай. Руководство одной западной страховой  компании объявило о том, что лучшие агенты будут премированы бесплатной поездкой на две недели на Багамы с женой. Результат озадачил руководителей. Лучшие мгновенно перестали таковыми быть! Продажи стремительно и неуклонно поползли вниз! Служба персонала была в панике и не понимала, что происходит. Пока в кулуарах кто-то не подслушал разговор двух страховых агентов: "Багамы, конечно, это здорово, 
но на кой черт мне там сдалась жена?"

Всегда можно выбрать  нужный вид власти, но не всегда эффективное  её применение поможет решить конкретную проблему или ситуацию. Если руководитель на все сто уверен, что подчиненные разделяют его ценности, - можно поступить еще проще. Соберите своих людей и скажите им: "Вот классная цель, она достижима, и вам это хорошо известно. Куда пойдем, что будем делать?". Поощренные доверием люди наперегонки начнут придумывать, проявлять свою компетентность, усердно работать для достижения этой самой цели. Причем - сами, без понукания и приказов, без страха и упрека. Просто потому, что они - люди. 
А в людях так много неизведанного...

 

Заключение

 

Влияние — это  любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.

Власть —  это возможность влиять на поведение  других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется  власть, так как он зависит от людей как в пределах своей  цепи команд, так и вне ее. Руководителю необходимо развивать власть потому, что, во-первых, руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, а, во-вторых, потому, что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его приказов только потому, что он — начальник.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. Зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей.

Таким образом, власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без  власти нет организации и нет  порядка.

Власть - это социальный по своей сути термин. Власть имеет  один индивид в отношении другого, одна группа - в отношении другой. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяется пониманием власти, знанием как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть - это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Известно, как меняются рейтинги руководителей, проведенные в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.

Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Но это не совсем верно. Авторитет - это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая  подчиненными как-то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет, как понятие, не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появляться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.

Личная власть - это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Семёнов А.К. Виды власти. Вестник СПБГУ, 2011. 87 с.
  2. Вергилес Э.В. Психология управления:. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 51 с.
  3. "Менеджмент организации", под редакцией 3. П. Румянцевой, Москва, 1996.
  4. "Управление персоналом организации", под редакцией А. Я. Кибанова, Москва, 1997.
  5. "Управление поведением в фирме", Ю. Д. Красовский, Москва, 1997
  6. "Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха", сост. Р. Р. Кашапов, Екатеринбург, 1996.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» - М., 1994.

1 С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.


Информация о работе Власть и влияние