Влияние агрессивных игр на психику подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 10:15, реферат

Описание работы

Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью.
Динамика подростково-юношеского возраста за последние 10 лет
уменьшилась на 15-20%, при этом подростковая преступность увеличилась.
Исследование агрессивного поведения подростков,
предотвращение его наиболее жестких проявлений имеет значение не только для настоящего, но и для будущего, определяя собой направление развития взаимоотношений следующих поколений, и тем самым, предопределяя судьбу всего общества.

Файлы: 1 файл

1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

         Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью. 
      Динамика подростково-юношеского возраста за последние 10 лет 
уменьшилась на 15-20%, при этом подростковая преступность увеличилась. 
          Исследование       агрессивного       поведения подростков,

предотвращение его наиболее жестких проявлений имеет значение не только для настоящего, но и для будущего, определяя собой направление развития  взаимоотношений следующих поколений, и тем самым, предопределяя судьбу всего общества.

 

 

Специфика агрессии в подростковом возрасте

            Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

               В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции .

       Речь вдет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

          Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

          Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

             Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

        Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

         Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

         Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

         На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

         Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.

                  Диагностические  критерии  агрессивности  для   подростков

1.  Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

2.  Инициируют физические драки.

3.  Используют в драке предметы, которые могут ранить.

4.  Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

5.  Воровство по отношению к человеку, который не нравится.

6.  Намеренная порча имущества.

7.  Шантаж, вымогательство.

8.  Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.

9.  Побег из дома.

10.  Не ходит в школу, либо выгнали из школы.

        В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают подростки, у которых в течение 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

            Американский психолог М. Алворд  выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных подростков, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты . Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных подростков являются предметом коррекционной работы.

               Характерологические особенности агрессивных подростков

1.  Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2.  Сверхчувствительны к негативному отношению  к себе.

3.  Заранее настроены на негативное восприятие себя  со стороны окружающих.

4.  Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5.  Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6.  В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7.  Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8.  Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9.  В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11.  Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12.  Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14.  Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

16.Имеют высокий уровень личностной тревожности;

17. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

18.Чувствуют себя отверженными.

Причины проявления агрессивного поведения у подростков.

               Выделяют   четыре   основные   причины   агрессивного   поведения: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.

       Агрессию порождают социальная среда - это, прежде всего слова и поступки со стороны окружающих, а также внешние факторы - особенности среды или ситуации обитания (жара, шум, теснота, загрязненный воздух, воздействие средств массовой информации). Поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности приводит к не контролируемому росту агрессивности.

       Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным и личностным детерминантам (устойчивые черты характера, наклонности: эмоциональная чувствительность, тревожность, установки, ценностные ориентации, самосознание личности и другие черты). Истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции входящие в комплекс враждебности - гнев, отвращение и призрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям. В подростковом возрасте роль индивидуальных причин агрессии чрезвычайно велика потому, что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, так как отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля. Именно поэтому детский и отчасти подростковый период -это период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения. По мере формирования и развития самой личности, ее самосознания агрессивность становится все более контролируемым параметром.

Агрессивное поведение подростков становится источником страданий не только родителей, но и самих подростков, которые часто становятся его жертвами со стороны сверстников. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей, тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждает детей к послушанию, другая часть не интересуется потребностями ребенка, третья - переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами массовой информации. Обилие «боевиков» провоцирует агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью. Таким образом, подростковый возраст является самым благоприятным для проявления  агрессии, а сложная социльно-экономическая обстановка в нашей стране подстегивает проявление данного поведения.

3.3. Формы проявления агрессии у подростков.

1. Мотивационная или смысловая агрессия.

Одним из главных и наиболее очевидных факторов, определяющих

формирование   этого   поведения,   являются   особенности   мотивационной

сферы   субъекта.    Устойчивость   мотивации   обеспечивает   стабильность

отношения   субъекта   к   ситуации.   Важное   значение,   имеет   значимость актуализированного мотива, его место в структуре мотивационной сферы личности. Чем значимее мотивы, тем труднее субъекту отказаться от их реализации. В ряде случаев проявление агрессивного поведения является целесообразной  формой поведения, обеспечивающей удовлетворение витальных потребностей субъекта и его выживание. Причем устойчивость мотивации, в свою очередь, определяется рядом разнообразных факторов: субъективных и объективных. В соответствии с современными представлениями о структуре деятельности главным звеном формирования социально ориентированного поведения человека является содержание ведущих устойчивых мотивов личности, ее основных ценностных ориентации. Именно эти образования личности определяют направленность поведения. Существенным моментом при анализе любого поведения является этап формирования цели этого поведения и способов ее достижения. Цель поведения, являясь глубоко личностным образованием, ставится человеком на основе всего его прошлого опыта, его социальных установок, направленности личности, общения, под влиянием социальных требований, норм морали, ценностных ориентации.

        Таким образом, наиболее очевидной формой проявления агрессии у подростков является мотивационная агрессия, формирующаяся как осознанная произвольная деятельность, носящая мотиво-целесообразный характер.

           2. Агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. Стабильность отношения к ситуации может определяться особенностями познавательной деятельности несовершеннолетних. Выбор данной формы агрессивного поведения в значительной степени определяется наличием у субъекта опыта поведения в таких ситуациях и широтой репертуара имеющихся стратегий их разрешения.

                У подростков гораздо меньше возможностей справиться с трудными ситуациями, чем у взрослых, что определяется высокой социальной зависимостью подростков (отсутствием    социального     статуса,     материальной     и     финансовой самостоятельности) и их психологическими особенностями: недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей,   малый   репертуар   конструктивных   программ   поведения   в конфликтных     и     фрустрирующих     ситуациях.     Будучи     неспособным  конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует  примитивно, в форме агрессии. Все другие стратегии поведения (изменение  мотивации, переосмысливание и переконструирование ситуации) требуют определенного уровня личностной зрелости. Агрессия же не требует от субъекта   ничего,   кроме   значительных   энергозатрат,   направленных   на разрешение  ситуации.   Довольно  часто  проявление   агрессии  у  ребенка рассматривается     как     нормальная     реакция     здорового     ребенка     на ненормальную ситуацию в семье или в среде сверстников. В то же время подкрепление этой поведенческой программы приводит к ее фиксации, что в  дальнейшем   облегчает   ее   актуализацию       в   ситуациях,   оцениваемых субъектом как сходные. Аффекту предшествует целый  ряд неудачных попыток субъекта справиться с конфликтной ситуацией. Как показывают исследования Н.Б. Морозовой, особенно тяжелые аффективные  реакции у подростков  возникают на фоне психогенного развития личности,  формирующегося    под    воздействием    пролонгированного    психогенного травмирования.    По   мнению    И.А.    Кудрявцева,    в   ходе    длительного  переживания  конфликтной  ситуации   происходит  перестройка  личности,обнаруживающаяся прежде всего как деформация его смыслового

Информация о работе Влияние агрессивных игр на психику подростков