Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 10:15, реферат
Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью.
Динамика подростково-юношеского возраста за последние 10 лет
уменьшилась на 15-20%, при этом подростковая преступность увеличилась.
Исследование агрессивного поведения подростков,
предотвращение его наиболее жестких проявлений имеет значение не только для настоящего, но и для будущего, определяя собой направление развития взаимоотношений следующих поколений, и тем самым, предопределяя судьбу всего общества.
уровня .
3. Агрессия как результат неадекватной оценки ситуации подростком.
Выбор той или иной поведенческой программы связан прежде всего
с субъективной оценкой ситуации. Недостаточное развитие познавательной
деятельности
несовершеннолетних и
в первую очередь недостаточный уровень обобщения
и абстрагирования, затруднения дифференциации
существенного и второстепенного, проблемы
установления причинно-
следственных связей, приводит к возникновению
у них затруднений в
принятии решений, особенно в эмоционально
значимых ситуациях. В силу
этого целый ряд объективно сложных ситуаций
остаются для подростка
непонятными, а потому угрожающими, и вызывают
защитную реакцию.
В целом ряде случаев склонность к агрессивному
поведению проявляют
подростки, имеющие разные формы мозговой
патологии. В то же время
целый ряд специалистов полагают, что
влияние этих факторов в этиологии
агрессивного поведения сильно преувеличено.
Исследования
несовершеннолетних
преступников, совершивших убийства, далеко
не всегда
выявляют у них признаки органической
церебральной патологии. По данным
J. H. Satterfield и A.M. Schell в лонгитюдном
исследовании у детей 12-14 лет
были обнаружены
две психологически
неотличимые формы
гиперактивности, отличающиеся
4. Аффективная агрессия.
Эмоции играют важную роль в формировании агрессивного поведения. Поскольку эмоции отражают значимость ситуации для субъекта, то именно благодаря им обеспечивается сила и устойчивость мотивации. Для обеспечения высокого энергетического уровня, необходимого для разрешения ситуации и преодоления препятствий необходимо наличие определенного психического состояния, характеризующегося сочетанием высокого уровня активации со столь же высоким уровнем эмоционального напряжения. В этом плане эмоции способствуют повышению общего нервно-психического напряжения, общего уровня активации, обеспечивая энергетический потенциал необходимый для проявления агрессивного поведения. Кроме того сильные эмоции затрудняют процесс принятия решений, приводят к проявлению неадаптивных, примитивных форм поведения.
У несовершеннолетних эмоциональная неустойчивость определяется рядом причин. Прежде всего надо отметить, что в подростковом возрасте происходит мощная эндокринная перестройка, что приводит к общей дестабилизации эмоциональной сферы. Период полового созревания характеризуется повышением активности центральной нервной системы, нарушением соотношения нервных процессов в сторону преобладания возбуждения. На поведенческом уровне это обнаруживается в целом ряде неадекватных реакций на внешние воздействия. Так, например, сильные и слабые раздражители могут вызывать у подростков одинаковую по силе ответную реакцию. Возможны и формы парадоксального реагирования, когда подросток не реагируя на сильные раздражители, дает мощную неадекватную реакцию на слабые воздействия. Среди возрастных особенностей эмоционального реагирования подростков указывается облегченность возникновения эмоциональных реакций, беспричинная смена настроения, повышенная обидчивость.
Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении, что усугубляется неустойчивостью их самооценки, отсутствием социального статуса.
В силу этих возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих
3.4. Мотивация агрессивного поведения подростков
Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Так, для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознанно субъектами как таковое; во-вторых необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс, и в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения – враждебность.
Нужны определенные провоцирующие условия, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость» (характеризующие его «возбудимость», «конфликтность») подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший вклад в агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность.
Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного поведения. Как показал Реан А.А.влияет и такая особенность личности (характера), как «демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении. Часто нарочито демонстративном.
Шляхтина О.О. показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором – неудовлетворенностью своим положением.
Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию. Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния – досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта.
Возникновение намерения наказать, отомстить ведет к поиску конкретного пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается вторая стадия формирования мотива агрессивного поведения, субъект рассматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта, установки на разрешение конфликтов.
Пропустив все эти способы через «внутренний фильтр», субъект переходит к третьей стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта. На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, то есть принимается решение. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят потребность личности отреагировать на конфликтную ситуацию. Способ и средство этого реагирования и обоснование, почему выбраны именно они. Таким образом, у субъекта появляется обоснование агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришел к пониманию необходимости такого поведения (что побудило), что он хочет достичь (какова цель).
Фантазия как компонент психической жизни подростка
В зарубежной литературе сущность и функции мечты рассматриваются с психоаналитических и бихевиористических позиций как замещение реального действия, поведения, как способ уйти от реального совершения того, что связанно со слишком большим риском или трудом.
Фешбах С. показал, что после «агрессивных» мечтаний реальная агрессивность уменьшается. Таким образом, в западной психологии мечта понимается как способ разрядки возникшего потребностного напряжения.
Мечта всегда проявляется в воображении, рождая образы желаемого будущего; она имеет яркую эмоциональную окраску; она осознанна и прочно закреплена в личности, то есть обладает устойчивостью. Додонов Б.И. выделяет мечту-игру, характерную для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели (по сути, речь идет о фантазии). Чаще всего дети и подростки прибегают к таким мечтам ради самоутешения или «самоуслаждения».
Фантазии – неотъемлемый атрибутивный компонент психической жизни подростка. Фантазия подростка движется от конкретного наглядного образа, через абстрагирование к воображаемому образу.
По мнению Выготского, именно для подростка характерен период от пассивного и подражательного фантазирования ребенка к активной и подражательной фантазии. Он полагал, что самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Первое – продукт начавшейся интенсивной гормональной перестройки, второе – использование в качестве строительного материала внешних впечатлений.
Современные представления о значении фантазии уходят корнем в гипотезу Фрейда, согласно которой в фантазиях реализуются наши тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной и моральной нормативности, и поэтому вытесняемые в область бессознательного. Фрейд считал, что в основе подобных желаний лежат два генерализующих феномена – агрессии и сексуальности, если они не удовлетворяются в реальности, то их энергия переносится в мир фантазий , наполняя его агрессивными и сексуальными образами.
Две стороны фантазии:
релаксационная, направленная на слияние сексуального и агрессивного напряжения субъективно управляемая и сублимируемая в реальную просоциальную деятельность.
регрессивная, замыкающая индивида в рамках фантастического мира, который воспринимается им как особым образом организованная реальность. Настоящая реальность редуцируется ввиду невозможности индивида удовлетворять через нее свои базисные потребности. Подобный уход в суррогатную реальность не снимает сексуального и агрессивного напряжения, а лишь переводит его в деструктивную плоскость.
Мир фантазий подростка – это мир тайно вынашиваемых грандиозных планов пульсирующих сексуальных желаний, амбивалентных чувств и переживаний. Дисбаланс физического, психологического и духовного развития накладывает заметный отпечаток на воображение подростка, которое структурируется вокруг новых ценностей – своей возрастной группы и своей Я-концепции. Подросток при всей своей нацеленности на независимость все же больше ориентируются на поведенческую эмансипацию, чем на разрыв экономической или эмоциональной связи с родителями.
Направленность разрушительной злобы и агрессии на близких людей, причем без достаточно мотивированного повода, представляет собой своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия подростка направлены на разрыв кровных связей – жизненной основы его существования.
Все это находит отражение в фантазиях подростков. В них встречаются значительно больше агрессивных образов нежели в фантазиях детей.
Для подростка агрессия не столько действие воспринимаемое как таковое им самим сколько поведение, идентифицируемое как агрессивное группой сверстников.
«Материалом» для агрессивного фантазирования служат психотравмирующие ситуации, которые в пубертатной фазе усложнены гормональной революцией и активным процессом самостроительства личности. Именно в этот временной период подросток наиболее сензитивен к макро- и микро- средовым воздействиям, которые воспринимаются далеко не адекватно. Подросток постоянно находится в состоянии внутренней напряженности в стрессовых условиях. Уход в фантазию – бегство от стресса, но не только. Это и уникальное средство интроспекции, возможность до беспредельных масштабов расширять пространство для психофизиологического экспериментирования, которое в реальной жизни связано с жесткими ограничениями и запретами. В фантазии эксперимент не наказуем, более того, он позволяет испытывать переживания связанные с тайными, но страстными желаниями.
В фантазиях подростка также отражается стремление к устранению лидера той референтной группы, которая наиболее значима для него, с целью занятия места прежнего лидера или же стремление к укреплению своего социального статуса в группе. У фантазирования есть опасная сторона: бессознательное узнавание в чужой фантазии своего собственного вытесненного желания может послужить соблазном для его актуализации. Ибо при нарушении равновесия между реальностью и фантазией кажется, что преодолевается граница, за которой желание становится всемогущим. Тогда фантазии могут все более и более овладевать человеком, по крайней мере, это будет выглядеть так со стороны, хотя сам он может считать, что его фантазии и есть настоящая реальность. Или же независимо от его воли будут повторяться определенные фантазии или фантастические структуры, как это, например, бывает в случае так называемой игроманией. В конце концов человек теряет способность жить нормальной человеческой жизнью.
Желания, возникающие в ответ на отказы в удовлетворении элементарных потребностей и проявляющиеся в фантазиях о величии собственного «Я», ведут к самоослеплению миром супергероев и других могущественных персонажей.
Информация о работе Влияние агрессивных игр на психику подростков