Влияние алкоголя и наркотиков на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Проблема наркотизации населения актуализируется сегодня в мировом масштабе, становясь одной из глобальных проблем современности. Так, по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5-8% от населения этих стран. Вместе с тем, по данным ВОЗ, если 7% населения страны употребляет наркотики, то страна находится на грани кризиса.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психоактивные вещества (пав). характеристика пав и основные понятия
Глава 2. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами
Глава 3. Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами.docx

— 80.95 Кб (Скачать файл)

Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 - 3 процентов заболевших, поэтому  лучшим методом борьбы с злоупотреблением ПАВ является профилактика.

Портрет личности подростка, употребляющий ПАВ.

Психологические службы сделали  выборку обратившихся наркозависимых подростков в количестве 300 человек  на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.

В качестве параметров, определяющих индивидуально - психологические особенности  наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психопатизация личности, проявление конформности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.

На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие  выводы:

Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.

Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.

Склонность к конформизму  определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация  характера.

Наркозависимые более  чем в половине случаев склонны  проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие  со стороны другой личности с твердой  личностной позицией при одновременном  осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции. Также  существует ряд общих черт, свойственных подросткам, злоупотребляющие разными видами психоактивных веществ. Это такие черты как:

слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

низкая устойчивость к  всевозможным воздействиям;

неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;

эмоциональная неустойчивость и незрелость;

склонность неадекватно  реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации [18];

неполноценная психосексуальная организация;

агрессивность и нетерпимость;

слабые адаптационные  способности;

склонность к регрессивному  поведению;

сниженная способность к  искреннему общению с партнером  и т.д.

Изучение количественных и качественных показателей, связанных  с одурманиванием детей и подростков объективно затруднено. Связано это  с тем, что значительная часть  несовершеннолетних скрывает (насколько  возможно) свой опыт использования  наркотиков. При анкетировании или  тестировании многие дети и подростки  отвечают так, чтобы "понравилось  взрослым". Сейчас же определить хотя бы приблизительное число несовершеннолетних наркоманов, использующих одурманивающие вещества, крайне сложно.

В свою очередь ПАВ действуют  в сторону усиления преморбидных черт характера и особенностей личности, катализируя и провоцируя проявление особенности нервной системы, преморбидных черт характера и особенностей личности. Либо ПАВ используются больным для устранения невротических симптомов как средство самолечения, как лекарство при условии что больной хочет ввести себя в определенное нормативное, не психопатологическое состояние.

По мере развития химической зависимости преморбидная личность начинает меняться[3]. Происходит изменение в сторону заострения и появления типичных наркологических черт, усиление внутренних психологических проблем, все более отчетливая недостаточная психическая адаптация. Длительное потребление ПАВ приводит к появлению пассивности и безинициативности, безразличия к своему внешнему виду, социальному положению. Больные занимаются бесплодным фантазированием и теряют возможность принимать решения. Они не способны к сколько-нибудь длительному усилию и напряжению для достижения цели. Этическая деградация проявляется в лживости, обмане близких и конфликты с законом [3]. У наркозависимых подростков появляются такие особенности эмоциональной активности как снижение точности восприятия эмоций у другого человека по мимике, жестам и позе, нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками [11].

Обнаружено снижение активности мотивационной деятельности. В состоянии  интоксикации происходит активация  мотивационной деятельности, проявляющаяся  в переживании интереса, осуществление  безболезненного переживания горя-страдания [6]. Коммуникативные нарушения состоят в том, что социальные связи подростка сужены до контактов с членами референтной аддиктивной группы. [3]  По мере развития у подростка наркологических заболеваний. Вследствие употребления ПАВ, стираются индивидуальные особенности подростков и они становятся похожими друг на друга. Они становятся похожи внешне, в манере одеваться, рисунке поведения и в образе мышления и мировосприятия. Причина, механизмы описанных выше последствий потребления ПАВ множественны и состоят в действии на нейромедиаторный обмен, привыкании к формам поведения в период опьянения [5], а также в перенятии нравов и привычек членов референтной наркоманической группы.

Подобные черты по определению  являются коморбидными наркологическому заболеванию. Они проявляются различной яркостью, что зависит от преморбидных особенностей. Преморбидные черты гомономные, накапливающимся в ходе болезни, способствуют возникновению наркологического заболевания и усугубляют его течение, гетерономные - препятствуют и сопровождаются малой прогредиентностью заболевания. 

 

Глава 3. Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются  множество социальных и биологических  факторов. Учитывая сложность понятия  личности, следует сразу же согласиться  с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную  характеристику личности.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических  приемов, методов, методик, направленных на исследование личности подростка. [4]

Вот некоторые из них, которые  позволяют выявить особенности  личности подростка, употребляющий ПАВ.

В эмпирическом исследовании беседа, как один из методов психодиагностики, имеет важное значение. Необходимым условием успешного проведения беседы является создание доброжелательной доверительной обстановки, в которой она проводится. Беседа проводится наедине, в отдельном кабинете, все отвлекающие факторы должны быть устранены.

Вступительные слова и  первые вопросы играют важную роль в установлении контакта с учащимся. Они должны быть краткими, обоснованными, уверенными, вызывать у подростка  интерес и желание продолжить беседу. Контакт с собеседником в  постоянной поддержке и должен укрепляться  в процессе интервью. Совершенно необходимо соблюдать определенную дистанцию  в общении с подростком, которая, в то же время не должна нарушать формирующуюся доверительность  разговора. Проявляя интерес и внимание к ответам учащегося, не следует  демонстрировать свое оценочное  отношение к предмету разговора.

Целенаправленная беседа позволяет составить общее представление  об особенностях характера, мотивации, эмоциональной сфере и других личностных свойствах собеседника. Узловыми моментами в беседе являлись анамнестические сведения, сбор которых  производится по общепринятым психологии канонам. Они включают в себя сведения о родителях, о наличии в семье  психических заболеваний, злоупотреблении  членами семьи алкоголем или  наркотиками, характер внутрисемейных отношений, лидерство, конфликты в  семье и типичные способы их разрешения, характеры членов семьи, материально-бытовые  условия жизни. Выяснялись ведущие  черты характера подростка (самооценка), изменения характера в разные периоды жизни (раннее детство, детство, переход к подростковому возрасту) и причины их повлекшие.

Основной задачей беседы с подростками является выяснение  мировоззрения учащегося, его потребностей, жизненных установок и ориентировки в окружающем. Особое внимание обращалось на изучение личности учащегося, его  интересов, круга общения, а так  же выяснялось его отношения к  проблеме наркомании и личном опыте  употребления ПАВ.

Одним из важных моментов беседы является выяснение у подростка  его склонностей и интересов, увлечения (спорт, литературные и музыкальные  предпочтения, занятия во внеурочное время.)

Заканчивается интервью, как  правило, свободной беседой с  целью снятия напряжения у школьника. На этом этапе также могут выявиться  значимые особенности личности подростка. Для уверенности в достоверности  фактов, изложенных в автобиографических рассказах (беседе) Л. Гольштак (1990) выделяет следующие условия доверия личным документам;

1. осторожное отношение  автора к изучаемым фактам, которые  ни в коей мере не затрагивают  его личных интересов, не являются  предметом его пристрастия;

2. когда свидетельство  наносит определенный ущерб автору  и сама запись (речь) носит характер  исповеди;

3. если данные, сообщаемые  им, являлись на тот момент  всеобщим достоянием и автор  сообщает, следовательно, нечто общеизвестное;

4. когда сообщение или  его часть представляют интерес  для исследователя и вместе  с тем оказываются не соответствующими  точке зрения основного содержания  текста личного документа;

5. заслуживает доверия  также сообщение, которое находится  в противоречии с предполагаемыми  исследователем установками автора.

Наблюдение как метод  исследования есть целенаправленное, определенным образом организованное восприятие, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем, и  сущностью рассматриваемого явления. Важнейшими признаками, отражающими  сущность научного наблюдения, являются: замысел, соотнесение с другими  методами исследования, осмысление результатов, контроль. Наблюдение является основой  планирования эксперимента - метода наиболее адекватного для установления причинно-следственных отношений.

Наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану. Подлежат оцениванию особенности походки, выражение лица, мимические компоненты, пантомимика (осанка, поза, жестикуляция, двигательные реакции, общая двигательная активность), свойства голоса и речи.

В процессе исследования основной целью наблюдения являтся установление адекватности оценки личностных качеств подростка, его поведения и искренности при ответах на вопросы связанные с проблемой наркомании.

Диагностика психологических  особенностей подростков также осуществляется с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ). Это количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики. Усовершенствованный вариант MMPI - тест СМИЛ - в первую очередь нацелен на изучение личности. Он раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, позволяет понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. Эта методика, адаптированная Л.Н. Собчик, изначально была рассчитана на обследование контингента взрослых лиц от 16 до 80 лет. В связи с тем, что с 1984 г. опросник адаптировался совместно с педагогами Б.Н. Кодесс и Т.В. Кодесс, границы применения методики расширились. СМИЛ применим для изучения детей, начиная с 12 лет, при нормальном общем развитии интеллекта.

Базисным шкалам методики автором присвоены следующие  названия, соответствующие их психологической  сущности.

1-ая шкала - шкала "невротического  сверхконтроля" - выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Будучи ведущим пиком в профиле, эта шкала отражает подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственных реакций), сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальную направленность интересов, ориентацию на правила, инструкции, поверья, инертность в принятии решений, избежание серьезной ответственности из страха не справиться.

2-ая шкала - шкала "пессимистичности" - выявляет преобладание пассивной  личностной позиции. Ведущая мотивационная  направленность - избежание неуспеха. Для лиц с преобладающей 2-ой шкалой в профиле свойственны высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив, склонность к раздумьям, инертность в принятии решений. Для них также характерны выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях.

3-ая шкала - шкала "эмоциональной  лабильности" - выявляет неустойчивость  эмоций и конфликтное сочетание  разнонаправленных тенденций: высокий  уровень притязаний сочетается  с потребностью в ощущении  причастности к интересам группы, эгоистичность с альтруистическими  декларациями, агрессивность - со  стремлением нравиться окружающим. Лица с ведущей 3-ей шкалой  отличаются преобладанием художественного  типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего "Я" декларируемым идеалам, незрелостью установок и суждений.

Информация о работе Влияние алкоголя и наркотиков на формирование личности