Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:35, курсовая работа
Проблема наркотизации населения актуализируется сегодня в мировом масштабе, становясь одной из глобальных проблем современности. Так, по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5-8% от населения этих стран. Вместе с тем, по данным ВОЗ, если 7% населения страны употребляет наркотики, то страна находится на грани кризиса.
Введение
Глава 1. Психоактивные вещества (пав). характеристика пав и основные понятия
Глава 2. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами
Глава 3. Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ
Заключение
Список использованной литературы
Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 - 3 процентов заболевших, поэтому лучшим методом борьбы с злоупотреблением ПАВ является профилактика.
Портрет личности подростка, употребляющий ПАВ.
Психологические службы сделали выборку обратившихся наркозависимых подростков в количестве 300 человек на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.
В качестве параметров, определяющих индивидуально - психологические особенности наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психопатизация личности, проявление конформности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.
На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.
Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.
Склонность к конформизму определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация характера.
Наркозависимые более чем в половине случаев склонны проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие со стороны другой личности с твердой личностной позицией при одновременном осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции. Также существует ряд общих черт, свойственных подросткам, злоупотребляющие разными видами психоактивных веществ. Это такие черты как:
слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;
низкая устойчивость к всевозможным воздействиям;
неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;
эмоциональная неустойчивость и незрелость;
склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации [18];
неполноценная психосексуальная организация;
агрессивность и нетерпимость;
слабые адаптационные способности;
склонность к регрессивному поведению;
сниженная способность к искреннему общению с партнером и т.д.
Изучение количественных
и качественных показателей, связанных
с одурманиванием детей и подростков
объективно затруднено. Связано это
с тем, что значительная часть
несовершеннолетних скрывает (насколько
возможно) свой опыт использования
наркотиков. При анкетировании или
тестировании многие дети и подростки
отвечают так, чтобы "понравилось
взрослым". Сейчас же определить хотя
бы приблизительное число
В свою очередь ПАВ действуют в сторону усиления преморбидных черт характера и особенностей личности, катализируя и провоцируя проявление особенности нервной системы, преморбидных черт характера и особенностей личности. Либо ПАВ используются больным для устранения невротических симптомов как средство самолечения, как лекарство при условии что больной хочет ввести себя в определенное нормативное, не психопатологическое состояние.
По мере развития химической
зависимости преморбидная лично
Обнаружено снижение активности
мотивационной деятельности. В состоянии
интоксикации происходит активация
мотивационной деятельности, проявляющаяся
в переживании интереса, осуществление
безболезненного переживания
Подобные черты по определению
являются коморбидными нарколог
Глава 3. Характеристика
экспериментальных методов
Личность является наиболее
сложным психическим
В настоящее время известно
множество экспериментально-
Вот некоторые из них, которые позволяют выявить особенности личности подростка, употребляющий ПАВ.
В эмпирическом исследовании беседа, как один из методов психодиагностики, имеет важное значение. Необходимым условием успешного проведения беседы является создание доброжелательной доверительной обстановки, в которой она проводится. Беседа проводится наедине, в отдельном кабинете, все отвлекающие факторы должны быть устранены.
Вступительные слова и первые вопросы играют важную роль в установлении контакта с учащимся. Они должны быть краткими, обоснованными, уверенными, вызывать у подростка интерес и желание продолжить беседу. Контакт с собеседником в постоянной поддержке и должен укрепляться в процессе интервью. Совершенно необходимо соблюдать определенную дистанцию в общении с подростком, которая, в то же время не должна нарушать формирующуюся доверительность разговора. Проявляя интерес и внимание к ответам учащегося, не следует демонстрировать свое оценочное отношение к предмету разговора.
Целенаправленная беседа
позволяет составить общее
Основной задачей беседы
с подростками является выяснение
мировоззрения учащегося, его потребностей,
жизненных установок и
Одним из важных моментов беседы является выяснение у подростка его склонностей и интересов, увлечения (спорт, литературные и музыкальные предпочтения, занятия во внеурочное время.)
Заканчивается интервью, как
правило, свободной беседой с
целью снятия напряжения у школьника.
На этом этапе также могут выявиться
значимые особенности личности подростка.
Для уверенности в
1. осторожное отношение
автора к изучаемым фактам, которые
ни в коей мере не затрагивают
его личных интересов, не
2. когда свидетельство
наносит определенный ущерб
3. если данные, сообщаемые
им, являлись на тот момент
всеобщим достоянием и автор
сообщает, следовательно, нечто
4. когда сообщение или
его часть представляют
5. заслуживает доверия
также сообщение, которое
Наблюдение как метод исследования есть целенаправленное, определенным образом организованное восприятие, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем, и сущностью рассматриваемого явления. Важнейшими признаками, отражающими сущность научного наблюдения, являются: замысел, соотнесение с другими методами исследования, осмысление результатов, контроль. Наблюдение является основой планирования эксперимента - метода наиболее адекватного для установления причинно-следственных отношений.
Наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану. Подлежат оцениванию особенности походки, выражение лица, мимические компоненты, пантомимика (осанка, поза, жестикуляция, двигательные реакции, общая двигательная активность), свойства голоса и речи.
В процессе исследования основной целью наблюдения являтся установление адекватности оценки личностных качеств подростка, его поведения и искренности при ответах на вопросы связанные с проблемой наркомании.
Диагностика психологических особенностей подростков также осуществляется с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ). Это количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики. Усовершенствованный вариант MMPI - тест СМИЛ - в первую очередь нацелен на изучение личности. Он раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, позволяет понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. Эта методика, адаптированная Л.Н. Собчик, изначально была рассчитана на обследование контингента взрослых лиц от 16 до 80 лет. В связи с тем, что с 1984 г. опросник адаптировался совместно с педагогами Б.Н. Кодесс и Т.В. Кодесс, границы применения методики расширились. СМИЛ применим для изучения детей, начиная с 12 лет, при нормальном общем развитии интеллекта.
Базисным шкалам методики автором присвоены следующие названия, соответствующие их психологической сущности.
1-ая шкала - шкала "невротического сверхконтроля" - выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Будучи ведущим пиком в профиле, эта шкала отражает подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственных реакций), сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальную направленность интересов, ориентацию на правила, инструкции, поверья, инертность в принятии решений, избежание серьезной ответственности из страха не справиться.
2-ая шкала - шкала "пессимистичности"
- выявляет преобладание
3-ая шкала - шкала "эмоциональной
лабильности" - выявляет неустойчивость
эмоций и конфликтное
Информация о работе Влияние алкоголя и наркотиков на формирование личности