Влияние алкоголя и наркотиков на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Проблема наркотизации населения актуализируется сегодня в мировом масштабе, становясь одной из глобальных проблем современности. Так, по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5-8% от населения этих стран. Вместе с тем, по данным ВОЗ, если 7% населения страны употребляет наркотики, то страна находится на грани кризиса.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психоактивные вещества (пав). характеристика пав и основные понятия
Глава 2. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами
Глава 3. Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами.docx

— 80.95 Кб (Скачать файл)

4-ая шкала - шкала "импульсивности" - выявляет активную личностную  позицию, высокие поисковую активность  и уровень притязаний, в структуре  мотивационной направленности - преобладание  мотивации достижения, уверенность  и быстроту в принятии решений.  Для лиц с ведущей 4-ой шкалой  характерны нетерпеливость, склонность  к риску, раскованность поведения,  непосредственность в проявлении  чувств, в речевой продукции и  манерах, тенденция к противодействию  внешнему давлению, склонность опираться  в основном на собственные  сиюминутные побуждения, стремление  к самостоятельности и независимости.

5-ая шкала - шкала "женственности-мужественности" - повышенные показатели по этой  шкале означают отклонение от  типичного для данного пола  ролевого поведения и усложнение  сексуальной межличностной адаптации.  Повышенная 5-ая шкала встречается  довольно часто в профиле подростков  и юношей, отражая при этом  лишь недифференцированность полоролевого поведения и мягкость, несформированность характера. У лиц женского пола высокие показатели 5-ой шкалы отражают черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, самостоятельности в принятии решений.

6-ая шкала - шкала "ригидности" – выявляет устойчивость интересов,  упорство в отстаивании собственного  мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил. Эта шкала отражает практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям и конкретике, к точным наукам и сферам знаний. Лица с повышенной 6-ой шкалой в профиле проявляют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их.

7-ая шкала - шкала "тревожности" - повышение профиля по этой  шкале выявляет преобладание  пассивно-страдательной позиции,  неуверенность в себе и в  стабильности ситуации, высокую  чувствительность и подвластность  средовым воздействиям, повышенную  чуткость к опасности. У таких  лиц превалирует мотивация избежания неуспеха, сенситивность, установка на конгруэнтные отношения с окружающими, зависимость от мнения большинства. Они отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромность, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, тревогой за судьбу близких.

8-ая шкала - шкала "индивидуалистичное™" - выявляет обособленно-созерцательную  личностную позицию, аналитический  склад мышления, превалирование  склонности к раздумьям над  чувствами и действенной активностью.  Лица с повышенной 8-ой шкалой  в профиле отличаются творческой  ориентированностью, оригинальностью  высказываний и суждений, своеобразием  интересов и увлечений. Им свойственны  избирательность в контактах,  известный субъективизм в оценке  людей и явлений окружающей  жизни, независимость взглядов, склонность  к абстракции.

9-ая шкала - шкала "оптимизма  и активности" - отражает активность  позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивную  самооценку, склонность к шуткам  и проказам, высокую мотивацию  достижения. У лиц с повышенной 9-ой шкалой в профиле отсутствует  склонность к серьезному углублению  в сложные проблемы, преобладает  беспечность, радостной восприятие  всего окружающего мира и своего  бытия, радужность надежд, уверенность  в будущем.

О-ая шкала - шкала "социальной интроверсии" - выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний (чем вовне) как константное свойство личности (т.е. интравертированность). Повышенная О-ая шкала в профиле отражает снижение уровня включенности в социальную среду, стремление к избежанию конфликтов ценою значительного сужения сферы межличностных контактов, выявляет известную замкнутость, застенчивость, скрытность.

Профиль СМИЛ - это та ломаная  линия, которая соединяет между  собой количественные показатели 10-ти базисных шкал. К нему примыкает  профиль шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку  испытуемых в отношении процедуры  обследования.

Шкала "L" - шкала "лжи" - показывает, насколько искренним  был обследуемый в процессе тестирования. Шкала включает в себя те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого  представить себя в возможно более  выгодном свете, продемонстрировав  очень строгое соблюдение социальных норм.

Шкала "F" - шкала "достоверности" - показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности  и готовности к сотрудничеству. Высокие  показатели по этой шкале, как правило, отражают высокий уровень эмоциональной  напряженности или являются признаком  личностной дезинтеграции, что может  быть связано как с выраженным стрессом, так и с нервно-психическими нарушениями иного характера.

Шкала "К" - шкала "коррекции" - выявляет степень искажения профиля  под влиянием закрытости испытуемого. Высокие показатели по этой шкале  указывают на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера  и наличие каких-либо проблем  и конфликтов.

В зависимости от показателей  этих шкал профиль признается как  достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются  через призму установок испытуемого  по отношению к процедуре обследования.

16-Личностных факторов  опросник (16-ЛФ опросник) опубликован Р.Б. Кэттеллом в 1949г., и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации, В настоящее время различные формы 16-ЛФ опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституциональными факторами. Таким образом, в отличие от опросника СМИЛ, который указывает на определенный тип личности, 16-ЛФ рассматривает отдельные черты личности, которые наиболее значимы в личности каждого, но не составляют определенной типологии.

Каждый личностный фактор в опроснике рассматривается как континуум определенного качества, измеряемый в стенах - единицах шкалы с минимальным значением в 0 баллов, максимальным - 10 баллов, и средним - 5,5 балла, характеризуемый биполярно по его крайним значениям. Буквенным обозначениям факторов соответствует отметка о биполярном содержании в виде значка "плюс" или "минус". Кроме буквенных обозначений, факторы имеют "специальные" названия. Характеризуя факторы, Р. Кэттелл подчеркивал, что они представляют собой совокупности определенных психологических качеств, каждое из которых рассматривается как "первичная личностная черта": поэтому "специальные" названия лишь приблизительно передают их сущность.

В связи с чем, необходимо привести краткие биполярные характеристики факторов, близкие к их "специальным  названиям".

Фактор "А" - аффектотимия (сердечность и доброта) - шизотимия (обособленность и отчужденность); фактор темперамента. Он описывает динамику эмоциональных переживаний и отражает легкость возникновения эмоциональных реакций.

Фактор "В" - определяет уровень интеллектуальных способностей человека. Высокие интеллектуальные способности - низкие интеллектуальные способности.

Фактор "С" - показывает эмоциональную стабильность личности. Данный фактор полностью дублирует  структуру личности по 3. Фрейду. Он выражает силу "Я" (эмоциональная  устойчивость) - слабость "Я" (эмоциональная  неустойчивость).

Фактор "Е" - выявляет потребность  человека в достижениях, стремлении быть лучше других. Доминирование, влиятельность - покорность.

Фактор "F" - рабочее название "беспечность - озабоченность", техническое "сургенты - десургенты". Жизнерадостность, беспечность - осторожность, подозрительность, беспокойность.

Фактор "G" - фактор контроля поведения. Его рассматривают как  фактор альтруизма - эгоизма. Совестливость, обязательность, дисциплинированность - неразборчивость в средствах, когда  дело касается личной выгоды, лживость, неуважительность к интересам других. Фактор "Н" - показывает чувствительность вегетативной системы к угрозе (генетически  обусловленный фактор). Социальная смелость, стеничность - застенчивость, сдержанность, осторожность.

Фактор "I" - обусловливает  восприимчивость нервной системы. Мягкосердечность, нежность - суровость, жесткость.

Фактор "L" - фактор, показывающий ригидность аффекта. Подозрительность, ревнивость, недоверие, завистливость - доверчивость, бескорыстие, терпимость, уступчивость.

Фактор "М" - рабочее  название "мечтательность - практичность". Романтичность, мечтательность - практичность, консерватизм.

Фактор "N" - рабочее название этого фактора "проницательность - наивность". Умение себя вести, эмоциональная  сдержанность, честолюбие - прямолинейность, естественность, непосредственность, бестактность.

Фактор "О" - это фактор, характеризующий уверенность в  себе. Самоуверенность, самостоятельность - неуверенность, возможны комплексы  неполноценности.

Фактор "Q1" - характеризует  стремление человека к новым впечатлениям, экспериментам. Радикализм, гибкость - консерватизм, ригидность.

Фактор "Q2" - показывает, насколько выражена самодостаточность, независимость от группы, социабельность. Независимость, самодостаточность - потребность быть в социуме, зависимость от группы.

Фактор "Q3" - характеризует  уровень самоконтроля поведения. Высокое  чувство "Я" - низкая интеграция "Я".

Фактор "Q4" - характеризует  порог фрустрации. Фрустрация - это  состояние, обусловленное блокадой мотивированного поведения. Для  этого обязательны два условия: наличие актуально значимой потребности  и препятствие для реализации мотивированного поведения. Напряженность - расслабленность.

16-PF измеряет 16 "функционально  независимых и психологически  значимых параметров, которые были  выделены (и в дальнейшем подтверждены) при помощи факторного анализа  в ходе более чем 30-летних  исследований на группах здоровых  и больных людей" (Р.Б. Кэттелл, 1972).

Р.Б. Кэттелл (1970) считает, что 16-PF особенно хорошо характеризует неврозы, психопатии, делинквентное поведение, поэтому этот опросник играет большую роль в исследовании как нормы, так и пограничных состояний.

Метод цветовых выборов (МЦВ) является адаптированным вариантом  цветового теста М. Люшера, проведенного Л.Н. Собчик и О.В. Трошиным. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но также и неосознанные реакции на них, что позволяет считать метод глубинным, проективным. Цветовое видение связано с восприятием каждого отдельного цвета через призму субъективного опыта.

Оценивается актуальное психодинамическое состояние подростков, фон настроения, общая психическая активность, особенности мотивационной сферы, напряженность потребностей, а также уровень тревожности, уровень психологической дезадаптации, степень агрессивности.

Выбор цветового ряда зависит  от набора личностных характеристик, связанных  с конституциональными особенностями  субъекта и с его актуальным состоянием.

Процедура обследования протекает  следующим образом: испытуемому  предлагается выбрать из разложенных  перед ним таблиц самый приятный цвет. Не соотнося его ни с расцветкой одежды, ни с обивкой мебели, ни с  чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить обследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть 2 см. Выбранный эталон убирается со стола и переворачивается лицом вниз. При этом необходимо записывать номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо.

Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы:

1 - темно-синий,

2 - сине-зеленый,

3 - оранжево-красный,

4 - желтый,

5 - фиолетовый,

6 - коричневый,

7 - черный,

О - серый.

Каждый раз испытуемому  следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны.

Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным  цветам, определяется и кодируется следующим образом;

"Явное предпочтение" обозначается знаком "+", который  присваивается первым двум предпочитаемым  цветам. Из них цвет, стоящий на  первой позиции, определяет "основной  способ действия", а на второй - "цель", к которой стремится  испытуемый.

"Предпочтение" (3-я и  4-я позиции) обозначается знаком "X" и указывает на "истинное  положение вещей" (ситуацию), "образ  действия", вытекающий из данной  ситуации.

"Безразличие" (5-я и  6-я позиции) обозначается знаком "=" и указывает на невостребованные  в данный момент резервы, индифферентную  зону, бездействующие свойства личности.

"Неприятие" (антипатия) - 7-я и 8-я позиции, им присваивается  знак "-", их функциональное значение - "подавленные потребности".

Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) - ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) - смешанные.

Основные цвета символизируют  базисные психологические потребности:

1. Синий - потребность в  глубокой привязанности как инструмент  достижения внешней защиты, эмоционального  комфорта, покоя.

Информация о работе Влияние алкоголя и наркотиков на формирование личности