Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить взаимосвязь влияния черт характера на особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работе с конфликтными подростками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Понятие характера и черт характера……………………………………………… 5
1.1 Черты характера…………………………………………………………………... 7
1.2 Типологическая характеристика
развития черт характера у старших подростков…………………………………….13
2. Понятие о конфликте. Виды конфликтов и конфликтного поведения
у старших подростков…………………………………………………………………58
3. Влияние черт характера на конфликтное поведение
у старших подростков…………………………………………………………………74
4. Исследование конфликтного поведения
у старших подростков…………………………………………………………………79
4.1. Программа исследования…………………………………………………………79
4.2. Анализ и интерпретация результатов……………………………………………83
Заключение……………………………………………………………………………..89
Список литературы…………………………………………………………………….90
Приложение № 1……………………………………………………………………….95

Файлы: 1 файл

Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

Социальный конфликт — это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Таким образом, социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.[11,С.39]

Этот момент тесно связан с выяснением причин и природы конфликта, а также определением его границ: пространственных, временных, внутрисистемных. Пространственные границы конфликта определяются местоположением его участников (квартира, улица, дом, работа, регион и т. д. и т. п.). Временные параметры конфликта связаны с его продолжительностью, включая начало и конец.

Начало конфликта связано, по меньшей  мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что  эти действия направлены против него;

3) второй участник в ответ  предпринимает активные действия  против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Перечень элементов конфликта:

1) два участника или две стороны  конфликта;

2) взаимо-несовместимость ценностей  и интересов сторон;

3) поведение, направленное на  уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) применение силы для влияния  на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и  пр.;

8) характер внешней среды, присутствует  ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта:

— возникновение конфликтной ситуации,

— осознание конфликтной ситуации,

— собственно конфликтное поведение  — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

— развертывание конфликта или  его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

 

 

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ

Существует пять основных стилей. Они описаны и широко использованы в программах обучения управлению делами, в основу которых положена система, называемая методом Томаса — Килменна (разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х. Килменном в 1972 году). Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон.

Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой мы хотим удовлетворить  собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.

СЕТКА  ТОМАСА – КЛИМЕНА

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мера, в которой           Стиль соперничества                     Стиль сотрудничества              Активное

  вы стараетесь                                                                                                                                                   действие

 удовлетворить                                               Стиль компромисса                                           

  собственные                                                                                                                                                  Пассивное

     интересы                     Стиль избегания                          Стиль приспособления             действие

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                                              Индивидуальные                                              Совместные                                               

                                                     действия                                                         действия                      

 

                                         Мера, в которой мы стараемся  удовлетворить интересы другой  стороны

Эта сетка поможет нам определить собственный стиль или стиль  любого другого человека. Начните со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия. Если наша реакция пассивна, то мы будем стараться выйти из конфликта; если она активна, то мы предпримем попытки разрешить его. Такие оценки мы можем сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон[75, с.128].

Верхняя часть сетки относится  к совместным действиям. Если мы предпочитаем совместные действия, то мы будем пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют. Если же предпочитаем действовать индивидуально, то мы будем искать свой путь решения проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень кооперативности в поведении также легко может быть оценена для нас и для других людей.

Когда мы сложим вместе эти две части сетки, мы получим матрицу из пяти стилей со стилем компромисса в середине. Он в равных мерах включает кооперативное и индивидуальное, а также пассивное и активное поведение. Если мы внимательнее рассмотрим эти различные стили, то мы можем узнать тот, к которому мы обычно прибегаем в конфликтных ситуациях; мы можем также определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с нами люди. Однако в определенных условиях мы можем отдать предпочтение другому стилю. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей; в конце главы описаны способы применения каждого из них [75, c.129].

Стиль соперничества.

Как показывает сетка, человек, использующий стильсоперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Рационалист может сказать: “Меня не беспокоит то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение проблемы”. Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килмен-ном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно сильна, то нам это удается.

Это может быть эффективным стилем в том случае, когда мы обладаем определенной властью; мы знаем, что наше решение или подход в данной ситуации правильны и мы имеем возможность настаивать на них. Однако это, вероятно, не тот стиль, который мы хотели бы использовать в личных отношениях; мы хотим ладить с людьми, но стиль конкуренции может вызывать в них чувство отчуждения. А если мы применяем такой стиль в ситуации, в которой мы не обладаем достаточной властью, например, когда по какому-то вопросу наша точка зрения расходится с точкой зрения начальника, мы можете обжечься.

Вот примеры тех случаев, когда  следует использовать этот стиль:

    • исход очень важен для нас и мы делаем большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
    • мы обладаем достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое нами решение — наилучшее;
    • решение необходимо принять быстро и у нас есть достаточно власти для этого;
    • мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и что нам нечего терять;
    • мы находимся в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
    • мы не можете дать понять группе людей, что находимся в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
    • мы должны принять непопулярное решение, но сейчас нам необходимо действовать и у нас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Когда мы используем этот подход, мы можем  быть не очень популярным, но мы завоюем  сторонников, если он даст положительный  результат. Но если нашей основной целью  является популярность и хорошие  отношения со всеми, то этот стиль использовать не следует, он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное нами решение проблемы имеет для нас большое значение, когда мы чувствуем, что для 'его реализации нам необходимо действовать быстро, и когда мы верим в победу, потому что обладаем для этого достаточной волей и властью.

 

Стиль избегания.

Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации реализуется  тогда, когда мы не отстаиваем свои права, не сотрудничаем ни с кем для  выработки решения проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда мы чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Мы можем попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Мы можем подумать: “Мы не собираемся заниматься этим сейчас”. Короче говоря, мы не делаем попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого мы уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы [75, с.130].

Стиль уклонения может оказаться  подходящим в тех случаях, когда  мы вынуждены общаться со сложным  человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если мы пытаемся принять решение, но не знаем, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Вместо того, чтобы создавать напряженность, стараясь немедленно решить проблему, мы можем позволить себе роскошь отсрочки и можем сознательно уклониться от выбора сегодня. Может быть, нам потребуется создать впечатление, что мы вернетесь к этому вопросу при удобном случае; иными словами, этот подход может выглядеть как промедление или уход от ответственности. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной проблемы мы не располагаем достаточной информацией. Если мы должны занять выжидательную позицию и ответ может дать само время, то лучше признать это и сказать себе: “Сейчас мы не можем заниматься этим. Мы подождем”.

Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:

  • напряженность слишком велика и мы ощущаем необходимость ослабления накала;
  • исход не очень важен для нас и мы считаем, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
  • у нас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
  • мы знаем, что не можем или даже не хотим решить конфликт в свою пользу;
  • мы хотим выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;

Информация о работе Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков