3. По результатам констатирующего
этапа исследования вычерчивается
зависимость влияния определенных
черт характера на поведение
в конфликтной ситуации – подростки
с эктраверсивными чертами характера
ведут себя в конфликтных
ситуациях агрессивнее, чем интроверты.
В ходе проведенного исследования были
выявлены основные виды агрессивного
поведения, а также уровень агрессивности
и враждебности, а также стратегии
поведения в конфликтных ситуациях
у подростков. Изучение конфликтности
подростков показало, что у них наблюдаются
высокие уровни вербальной, физической,
косвенной агрессии, а также раздражимости,
что вызывает у них чувство вины. В конфликтных
ситуациях 27% подростков предпочитают
стратегию соперничества, что усугубляет
конфликт и может приводить к разрыву
отношений. В соответствии с выявленными
особенностями поведения подростков были
даны общие рекомендации для родителей
и учителей, необходимые для профилактики
и урегулирования конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из актуальных проблем среди
родителей и учителей является повышенная
конфликтность и агрессивность детей
подросткового возраста. Подростковый
возраст – это один из кризисов, с которым
сталкивается ребенок на протяжении периода
своего взросления. Кризис связан с половым
созреванием. Дети начинают интенсивно
расти, все системы в организме соответственно
функционируют как у взрослых. Такая резкая
перестройка вызывает дискомфорт у детей,
и соответственно это сказывается на всех
психических функциях. Для того, чтобы
компенсировать внутреннюю дисгармоничность,
ребенок старается выплеснуть это наружу.
Именно поэтому в этом сложном возрасте
у детей проявляется протестующий характер
по отношению к окружающим, дисгармоничность
в строении личности, а также агрессивность,
повышенная тревожность, жестокость. То
есть в подростковом возрасте в силу сложности
и противоречивости особенностей растущих
людей, внутренних и внешних условий их
развития могут возникать ситуации, которые
нарушают нормальный ход личностного
становления, создавая объективные предпосылки
для возникновения и проявления агрессивности
и конфликтности.
Подводя итог курсовой работы, мы отмечаем,
что задачи, поставленные в начале
работы, выполнены:
- Изучили психолого – педагогическую литературу по проблеме.
- Разработали программу, позволяющую диагностировать
поведение в конфликтной ситуации в зависимости
от черт характера.
- Выявили экстравертивные и интровертивные черты характера.
- Выявили уровень конфликтности подростков
- Провели количественный и качественный анализ полученных данных
- Проанализировали результаты и доказали гипотезу
Таким образом, выдвинутая в начале
исследования гипотеза о влиянии определенных
черт характера на поведение в конфликтной
ситуации, - подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.
- Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.
- Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.
- Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.
- Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.
- Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.
- Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.
- Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.
- Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999
- Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005
- Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.
- Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1989.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.
- Личко А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Л.: Медицина, 1979., 118 с.
- К. Leonhard —“Акцентуированная личность”,
1968., 100 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, «Медицина, 1983., 76 с.
- Кабанов М.М., Личко А.Е. и др. Методы психодиагностики и психокоррекции, М.: 1993., 90 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2007., 190
с.
- Исурина Г.Л. Групповой метод психотерапии и психокоррекции. М.: 1994., 56 с.
- Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика классической психодрамы, М.: 1994., 123 с.
- Лэндрет Г.Л. Игровая психотерапия: искусство отношений. М.: 1994., 98 с.
- Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция
поведения трудных подростков. // Вопросы
психологии, 1988 №3., 80 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович И.Т. Краткий психологический словарь: Личность. Образование. Самообразование. Профессия. – МН: «Хэлтон», 1998., 97 с.
- Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология
индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.,
20 с.
- Анастази А. Дифференциальная психология //
Психология индивидуальных различий.
Тексты. М., 1982., 32 с.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика // Психология индивидуальных
различий. Тесты. М., 1982., 145 с.
- Джемс В. личность. // Психология личности. Тексты. М., 1981., 27
с.
- Зейгарник Б.В. О патологическом развития личности // Психология личности. М., 1982., 30 с.
- Ильенков Э.В. Психология личности. Тексты. М.,
1982., 76 с.
- Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н, Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 23 с.
- Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты. М., 1982., 19 с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер //
Психология индивидуальных различий.
Тексты. М., 1982., 28 с.
- Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Вопросы психологии. 1998. №5.,
31 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981., 79 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации
характера у подростков. Л., 1977., 67с.
- Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 14. Психология. 1999.- №2.-22
с.
- Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.
- М.Я.Басов. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975., 22 с.
- Т.Бауэр. Психическое развитие младенца. – М., 1985.,94 с.
- А. Бертин. Возможности развития. МНПО «Жизнь» 1992., 89 с.
- Дж. Брунер. Психология познания. М., 1977., 123 с.
- А.Валлон. Психическое развитие ребенка, М., 1968., 90 с.
- Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932., 54 с.
- А.В. Запорожец. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в
2-х томах. - М., 1986., 23 с.
- М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986., 24 с.
- П. Лич. Младенец и ребенок. – М., 1988., 31 с.
- Р.С. Немов. Психология. - М., 2001, 33 с.
- Л.Ф.Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1999, 89 с.
- Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1969., 134 с.
- Е. В. Суботский. Ребенок открывает мир. – М., 1991., 58 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ,
1982., 22 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. - М., 1975., 156 с.
- Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 120 с.
- Альбуханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А., Проблема исследования индивидуального сознания.//
Психологический журнал 1991г. Т.2, №4, с.27.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания.– М., 1986 г.
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. СПб., 1988г.
- Божович Л.И. Особенности самосознания подростков. // Вопросы психологии, 1996г., №1.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик.– М., 1984г.
- Возрастные особенности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной.–
М., 1998г.
- Дикарева А.А. Мирская М.И. Социология труда. М.,1989г.
- Драгунова Т.В. Особенности самосознания подростка / Проблемы возрастной педагогики. Л., 1960г.
- Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов-на-Дону,
1992г.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов.– М., 1982г.
- Зеленевский Я. “Организация трудовых коллективов” М., Прогресс, 1971г., с.72.
- Кон И.С. Психология ранней юности.– М., 1989г.
- Кон И.С. Психология старшеклассника.–М.: Просвещение, 1982.–20 с.
- Конфликтная борьба, сотрудничество,
взаимодействие. Ответственный редактор
Потанин Г.М. М., Белгород, 2002г.
- Коряк Н.М., Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. – М., 1989г.
- Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений.– М., 1989г.
- Крутецкий В.А. Самосознание / Педагогическая
энциклопедия, т.3., М., Советская энциклопедия,
1966г., с.784
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология.– М., 2003г.
- Лишин О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.–М., 1986г.
- Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении
конфликтов между подростками – одноклассниками
// Вопросы психологии.–1986.– №1.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой, А.И. Донцова.– М., 1981г.
- Мудрик А.В. В поисках своего “Я”// Семья и школа.–№8.– 1989г.
- Немов Р.С. Психология в 3-х томах.– М.,1994 – 1998 г.г.
- Педагогическая психология.– Ростов-на-Дону, 2005г.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982г.
- Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общение работников органов внутренних дел.– М., 1989.
- Психология. Словарь. М., 1990г.
- Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– М.: Педагогика, 1987.–240 с.
- Психологические особенности подростка под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Педагогика, 1987
- Преториус Р. Теория конфликта // Психологические
исследования.– 1991.–№5.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.– М., 1988г.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., Издательство АНСССР., 1987г.
- Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.– М.,
1991г.
- Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления.– Киев, 1991г.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений.– М., 1990г.
- Спиркин А.Т. Сознание и самосознание.– М.,1972г.
- Столин В.В. Самосознание личности.– М., 1983г.
- Формирование личности в переходный
период: от подросткового к юношескому
возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.– М.,1987г.
- Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994г.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.– М., 1977г.
Приложение 1
Тест Томаса на определение ведущей
стратегии в конфликте
Инструкция: Выберите вариант ответа,
соответствующий вашему обычному поведению
в конфликтной ситуации.
1.
а) Иногда я представляю возможность
другим взять на себя ответственность
в решении сложного вопроса.
б) Вместо того чтобы обсуждать
то, в чем мы расходимся, я стараюсь
обратить внимание на то, с чем мы
оба согласны.