Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить взаимосвязь влияния черт характера на особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работе с конфликтными подростками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Понятие характера и черт характера……………………………………………… 5
1.1 Черты характера…………………………………………………………………... 7
1.2 Типологическая характеристика
развития черт характера у старших подростков…………………………………….13
2. Понятие о конфликте. Виды конфликтов и конфликтного поведения
у старших подростков…………………………………………………………………58
3. Влияние черт характера на конфликтное поведение
у старших подростков…………………………………………………………………74
4. Исследование конфликтного поведения
у старших подростков…………………………………………………………………79
4.1. Программа исследования…………………………………………………………79
4.2. Анализ и интерпретация результатов……………………………………………83
Заключение……………………………………………………………………………..89
Список литературы…………………………………………………………………….90
Приложение № 1……………………………………………………………………….95

Файлы: 1 файл

Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

3. По результатам констатирующего  этапа исследования вычерчивается  зависимость влияния определенных  черт характера на поведение  в конфликтной ситуации – подростки  с эктраверсивными чертами характера  ведут себя в конфликтных ситуациях агрессивнее, чем интроверты.

В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности  и враждебности, а также стратегии  поведения в конфликтных ситуациях  у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Подводя итог курсовой работы, мы отмечаем, что задачи, поставленные в начале работы, выполнены:

  1. Изучили психолого – педагогическую литературу по проблеме.
  2. Разработали программу, позволяющую диагностировать поведение в конфликтной ситуации в зависимости от черт характера.
  3. Выявили экстравертивные и интровертивные черты характера.
  4. Выявили уровень конфликтности подростков
  5. Провели количественный и качественный анализ полученных данных
  6. Проанализировали результаты и доказали гипотезу

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о влиянии определенных черт характера на поведение в конфликтной ситуации, - подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.
    2. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
    3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.
    4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.
    5. Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
    6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.
    7. Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.
    8. Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.
    9. Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.
    10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.
    11. Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.
    12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.
    13. Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.
    14. Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999
    15. Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005
    16. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.
    17. Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1989.
    18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
    19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.
    20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.

 

    1. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Л.: Медицина, 1979., 118 с.

 

    1. К. Leonhard —“Акцентуированная личность”, 1968., 100 с.

 

 

 

    1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, «Медицина, 1983., 76 с.

 

 

 

    1. Кабанов М.М., Личко А.Е. и др. Методы психодиагностики и психокоррекции, М.: 1993., 90 с.

 

    1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2007., 190 с.

 

    1. Исурина Г.Л. Групповой метод психотерапии и психокоррекции. М.: 1994., 56 с.

 

    1. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика классической психодрамы, М.: 1994., 123 с.

 

    1. Лэндрет Г.Л. Игровая психотерапия: искусство отношений. М.: 1994., 98 с.

 

    1. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. // Вопросы психологии, 1988 №3., 80 с.

 

    1. Дьяченко М.И., Кандыбович И.Т. Краткий психологический словарь: Личность. Образование. Самообразование. Профессия. – МН: «Хэлтон», 1998., 97 с.

 

    1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 20 с.

 

    1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 32 с.

 

    1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982., 145 с.

 

 

 

    1. Джемс В. личность. // Психология личности. Тексты. М., 1981., 27 с.

 

    1. Зейгарник Б.В. О патологическом развития личности // Психология личности. М., 1982., 30 с.

 

    1. Ильенков Э.В. Психология личности. Тексты. М., 1982., 76 с.

 

    1. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н, Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 23 с.

 

    1. Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты. М., 1982., 19 с.

 

    1. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 28 с.

 

    1. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Вопросы психологии. 1998. №5., 31 с.

 

    1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981., 79 с.

 

    1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977., 67с.

 

    1. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 14. Психология. 1999.- №2.-22 с.

 

    1. Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.

 

    1. М.Я.Басов. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975., 22 с.

 

    1. Т.Бауэр. Психическое развитие младенца. – М., 1985.,94 с.

 

    1. А. Бертин. Возможности развития. МНПО «Жизнь» 1992., 89 с.

 

 

 

    1. Дж. Брунер. Психология познания. М., 1977., 123 с.

 

    1. А.Валлон. Психическое развитие ребенка, М., 1968., 90 с.

 

    1. Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932., 54 с.

 

    1. А.В. Запорожец. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986., 23 с.

 

    1. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986., 24 с.

 

    1. П. Лич. Младенец и ребенок. – М., 1988., 31 с.

 

    1. Р.С. Немов. Психология. - М., 2001, 33 с.

 

    1. Л.Ф.Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1999, 89 с.

 

    1. Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1969., 134 с.

 

    1. Е. В. Суботский. Ребенок открывает мир. – М., 1991., 58 с.

 

    1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 22 с.

 

    1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. - М., 1975., 156 с.

 

    1. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 120 с.

 

    1. Альбуханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А., Проблема исследования индивидуального сознания.// Психологический журнал 1991г. Т.2, №4, с.27.
    2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания.– М., 1986 г.
    3. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. СПб., 1988г.
    4. Божович Л.И. Особенности самосознания подростков. // Вопросы психологии, 1996г., №1.
    5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо,     М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик.– М., 1984г.
    6. Возрастные особенности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной.– М., 1998г.
    7. Дикарева А.А. Мирская М.И. Социология труда. М.,1989г.
    8. Драгунова Т.В. Особенности самосознания подростка / Проблемы возрастной педагогики. Л., 1960г.
    9. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов-на-Дону, 1992г.
    10. Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов.– М., 1982г.
    11. Зеленевский Я. “Организация трудовых коллективов” М., Прогресс, 1971г., с.72.
    12. Кон И.С. Психология ранней юности.– М., 1989г.
    13. Кон И.С. Психология старшеклассника.–М.: Просвещение, 1982.–20 с.
    14. Конфликтная борьба, сотрудничество, взаимодействие. Ответственный редактор Потанин Г.М. М., Белгород, 2002г.
    15. Коряк Н.М., Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. – М., 1989г.
    16. Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений.– М., 1989г.
    17. Крутецкий В.А. Самосознание / Педагогическая энциклопедия, т.3., М., Советская энциклопедия, 1966г., с.784
    18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.– М., 2003г.
    19. Лишин О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.–М., 1986г.
    20. Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками – одноклассниками // Вопросы психологии.–1986.– №1.
    21. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой, А.И. Донцова.– М., 1981г.

 

 

    1. Мудрик А.В. В поисках своего “Я”// Семья и школа.–№8.– 1989г.
    2. Немов Р.С. Психология в 3-х томах.– М.,1994 – 1998 г.г.
    3. Педагогическая психология.– Ростов-на-Дону, 2005г.
    4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982г.
    5. Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общение работников органов внутренних дел.– М., 1989.
    6. Психология. Словарь. М., 1990г.
    7. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– М.: Педагогика, 1987.–240 с.
    8. Психологические особенности подростка под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Педагогика, 1987
    9. Преториус Р. Теория конфликта // Психологические исследования.– 1991.–№5.
    10. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.– М., 1988г.
    11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., Издательство АНСССР., 1987г.
    12. Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.– М., 1991г.

 

    1. Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления.– Киев, 1991г.

 

    1. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений.– М., 1990г.
    2. Спиркин А.Т. Сознание и самосознание.– М.,1972г.
    3. Столин В.В. Самосознание личности.– М., 1983г.
    4. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.– М.,1987г.
    5. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994г.
    6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.– М., 1977г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест Томаса на определение ведущей  стратегии в конфликте

 

Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению  в конфликтной ситуации.

1.

а) Иногда я представляю возможность  другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.

б) Вместо того чтобы обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

Информация о работе Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков