Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа
Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения.
Введение………………………………………………………………………..3
Положительное влияние группы на личность………………………...4
Отрицательное влияние группы на личность…………………………9
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………...15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра философии истории и права
Специальность Инновационный менеджмент
Контрольная работа
По дисциплине: Психология управления
На тему: «Влияние группы на личность»
Студент: Литвинович Е. Ю.
4 курс МО вечер 06ММД13527
Преподаватель: к.ф.н., доцент
Рудкевич Е.Ю.
Уфа 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения.
Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя.
1.Положительное воздействие общности на личность
Давно замечено, что группа
оказывает существенное влияние на психологию
и поведение индивида. Часть изменений,
порождаемых психологическим влиянием
группы, исчезает, как только человек выходит
из сферы воздействия группы, другие продолжают
существовать, оставляя заметный след
в личности и при определенных условиях,
превращаясь в личностные черты. Можно
с некоторыми оговорками принять тот факт,
что человек как личность есть продукт,
результат многочисленных остаточных
групповых влияний, что почти все (за исключением
генетически и физиологически обусловленных
особенностей) в его психологии и поведении
складывается и закрепляется под влиянием
участия в деятельности различных социальных
больших и малых групп. Каждая из значимых
(референтных) социальных групп вносит
свой вклад в психологию и поведение личности,
и этот вклад отнюдь не является однозначно
положительным или отрицательным. Он различен,
и об этом в первую очередь свидетельствует
наличие у людей множества достоинств
и недостатков, большую часть которых
они приобрели, находясь в группах. Рассмотрим
в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие
о положительном и отрицательном влиянии
группы на личность. Положительное влияние
группы на формирование и развитие личности
состоит в следующем (далее эти положения
раскрываютсяподробнее):
1. В группе индивид встречается с людьми,
которые являются для него основным источником
духовной культуры.
2. Отношения
между людьми, складывающиеся в
группах, несут в себе
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников
группы индивид получает
5. Группа снабжает
индивида системой
Лишь постоянное общение индивида с более
развитыми, чем он сам, личностями, обладающими
ценными знаниями, умениями и навыками,
обеспечивает ему возможность приобщения
к соответствующим духовным ценностям.
Почти у каждого человека есть чему научиться
у других людей, и практически в каждой
группе он встречает таких людей.
Если бы ребенок родился и вырос не в обществе,
среди других людей, а в изоляции от них,
он никогда психологически и поведенчески
не превратился бы в человека. Об этом
свидетельствуют многие описанные в научной
и популярной литературе факты, когда
в силу трагически сложившихся жизненных
обстоятельств дети оказывались с малолетнего
возраста лишенными возможности общаться
с развитыми, культурными людьми, жили
в физической или психологической изоляции
от них, в сообществах животных. Почти
во всех этих случаях были отмечены серьезные
задержки как в психологическом, так и
в поведенческом развитии детей.
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы. При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.
Важным фактором
индивидуального
Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.
Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах [1,32].
Групповое влияние
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. «Конформизм» означает «приспособленчество». Первым исследовал Аш в 50-е годы.
Все люди делятся на:
- конформистов;
- нонконформистов – противостояние группе.
Конформное поведение поделил:
- одобрение
или внутренний конформизм –
человек искренне принимает
- уступчивость
или внешний конформизм –
- негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.
Милграм: " Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением."
Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.
Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность).
Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.
Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.
Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.
В нашем мире насчитывается не только несколько миллиардов отдельных индивидуумов, но также и множество национально-государственных образований, общин в различных на-селенных пунктах,экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся рядом. Рассматривая групповое взаимодействие нельзя отрицать влияния индивидуумов на их собственные группы. Ведь историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных, т.е. большинство. Так что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным. Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций [3,19].
2.Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном
воздействии группы на индивида
(коллектива на личность) много
и хорошо написано и
Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида [2,90].
Французский исследователь
Г. Лебон в книге под кратким
названием "Толпа", опубликованной
в 1895 г., попытался вывести общие
законы поведения человека в неорганизованной
общности людей. Он утверждал, что средний
человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий
уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе
он более доверчив, агрессивен, ожесточен,
нетерпелив, аморален и даже способен
вести себя на уровне животного. Очевидно,
Г. Лебон преувеличивал отрицательное
влияние толпы на индивида, но тем не менее
в его суждениях и выводах содержалась
определенная доля истины. Ее подтвердили
последующие экспериментальные исследования.
Те специфические изменения в психологии
и поведении человека под влиянием толпы,
на которые одним из первых обратил внимание
Лебон, внимательно исследованы в социальной
психологии под названиями "обезличивание"
и "деиндивидуализация".
Было показано, что, когда человек испытывает
на себе влияние некоторой достаточно
большой социальной общности, внутренне
не организованной, в его психологии и
поведении в большей степени проявляется
то общее, что свойственно данной группе,
и в гораздо меньшей степени то, что составляет
его собственную индивидуальность. Человек
в толпе нередко перестает быть личностью,
поэтому данный феномен получил название
"обезличивание".
Один из наиболее
впечатляющих экспериментов, показывающих,
насколько далеко может зайти
обычный человек в своих
Через объявление в газете за плату 4 доллара
в час добровольцы были приглашены принять
участие в "научном психологическом
эксперименте, предназначенном для изучения
памяти". Каждому из людей, посетивших
лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента
он будет выполнять роль "учителя",
задача которого заключается в том, чтобы
читать "ученику" пары слов и затем,
напоминая по одному слову из каждой пары,
просить "ученика" вспомнить второе
слово соответствующей пары. Если "ученик"
ошибался, то "учитель" должен был
наказывать его ударами электрического
тока, последовательно повышая его напряжение
от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую
ошибку напряжение в сети должно было
увеличиваться на 15 В).
"Учителя" и "ученика" разделяла тонкая фанерная перегородка, так что "учитель" не мог видеть "ученика", но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента "ученик" сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам "учитель" садился в кресло "ученика" и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.
Непосредственно
перед "учителем" находилась панель
с электрическими кнопками, градуированными
от 15 В до 450 В. Цифра 300 В была выделена
красным цветом, и рядом с ней
было написано слово "шок", что свидетельствовало
о том, что такое напряжение смертельно
опасно для человека и вызывает у него
состояние шока.
На самом деле "ученик" в ходе эксперимента
никаких ударов электрическим током не
получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор
переключал ток на иную, замаскированную
сеть, в которой также были включены лампочка
и электрический звонок. В качестве же
"ученика" в эксперименте использовался
специально подготовленный человек - актер,
который умело имитировал поведение и
переживания лица, подвергаемого ударам
электрического тока разной силы (напряжения).
По мере того как "росло" напряжение
в сети, "ученик" должен был вести
себя все более беспокойно, а при напряжении
более 300 В прекращать подавать какие бы
то ни было признаки жизни: не отвечать
на вопросы; не производить никаких звуков.
До этого момента он должен был выражать
свой протест движениями, ворчанием, криками,
ударами ногами в перегородку и другими
естественными способами.