Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:09, контрольная работа
Гипотеза: эмоции влияют на физическое состояние человека. Задачи:
Изучить отечественную и зарубежную психологическую литературу по проблеме эмоций.
Теоретически исследовать влияние эмоций на физическое состояние человека.
Эмпирически исследовать влияние некоторых эмоций на состояние человека.
Введение.
За всю свою жизнь мы переживаем множество эмоций. Эмоции сопровождают нас каждый день с самого младенчества [8] и вплоть да смерти. Каждый человек переживает массу различных эмоций за один всего лишь день, но мало кто задумывается, что такое эмоции, зачем они нам нужны и какую роль они играют для нашего физического состояния. Эмоции, действительно, с трудом поддаются формальному описанию, хотя являются вполне осознанным процессом.[5] Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
При этом также очевидно, что различные эмоции оказывают огромное влияние на организм в целом. Даже при незначительных проявлениях чувств и эмоций в человеческом организме происходят различные внешние и внутренние изменения, которые по обратной связи отражаются на общем физическом состоянии и настроении. [2] Внешние изменения выражаются в мимике, пантомимике (позе), двигательных реакциях, а также голосе. Внутренние же реакции – это изменение вегетативных показателей, таких как частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, температура тела и некоторые другие.
Влияние эмоций на физическое состояние и даже здоровье человека отмечалось издавна. Так, в Древнем Китае подозреваемому давали в рот горсть сухого риса и произносили обвинение, потом он выплевывал рис и, если рис оставался сухим, то его признавали виновным, если же рис был промочен слюной подозреваемого оправдывали. Суть заключалась в том, что если подозреваемый человек виновен, то от страха у него пересыхало во рту, вследствие чего рис оставался сух.
Взаимодействие физического и психического в человеке является одной из основных проблем в такой отрасли психологии, как психофизиология. Эмоции – это как раз та психическая деятельность, которая отражает отношение индивида к окружающему миру и самому себе, они же являются одним из основных механизмов регуляции человеческого поведения и психической деятельности.
В последнее десятилетие
Вследствие последнего, проблема влияния эмоций на физическое состояние представляется достаточно актуальной для современной психологической науки, как в теоретическом, так и практическом применении.
Объект: эмоциональная сфера личности.
Предмет: влияние эмоций на физическое состояние человека.
Гипотеза: эмоции влияют на физическое состояние человека.
Задачи:
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния эмоций на физическое состояние человека.
Эмоции – это психические формы переживания человека. Эмоции предшествуют деятельности человека, выступая оценочным и мотивационным механизмом. Таким образом, они не только сопровождают деятельность, но и влияют на нее. «Эмоции выражают оценочное отношение к условиям жизнедеятельности и событиям и различаются степенью осознанности. Они имеют количественные и качественные характеристики: интенсивность, длительность, знак и модальность.» [10]
Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон – врожденные переживания, связанные с непосредственными ощущениями.
При экстремальных ситуациях
возникают аффекты – сильные,
относительно кратковременные эмоциональные
реакции, которые сопровождаются резкими
изменениями в физиологическом
состоянии организма, поведении
индивида. Аффект обладает свойством
доминанты и способен тормозить
все остальные психические
Длительные малоинтенсивные эмоциональные состояния, которые не имеют существенных изменений в течение продолжительного времени, называются настроениями. «Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.» [11] Пролонгированные сильные эмоции принято называть страстью.
Собственно эмоции определяются как особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. [1]
К. Изард определяет эмоцию как «сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Индивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возникает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у человека особенности переживания и выражения эмоции гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными». [5]
Существует большое количество различных теорий об эмоциях и все они представляют нам эмоции с разных сторон. Каждая отдельная теория раскрывает какой-то один аспект проблемы, тем самым рассматривая лишь частный случай, а не раскрывая ее сущность. Теории эмоций относятся к разным эпохам и не обладают преемственностью, что тоже является определенной сложностью для раскрытия проблемы в целом. [2]
Ч. Дарвин в своей эволюционной теории эмоций представляет путь их развития. Ученый доказал, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому уровню развития, но и к психо-поведенческому. Он считает, что эмоции либо полезны, либо являются рудиментами разных целесообразных реакций на определенные стимулы. Ч. Дарвин объяснял развитие эмоций, опираясь на три принципа, первый из которых гласит: «если движения, полезные для удовлетворения какого-нибудь желания или для облегчения какого-нибудь ощущения, повторяются часто, то они становятся настолько привычными, что выполняются всякий раз, когда мы испытываем то же желание или ощущение, хотя бы в очень слабой степени, независимо от того, полезны эти движения или нет.» [3, 330 стр.] Второй принцип, выделенный ученым – это принцип антитезы. Если согласно первому принципу мы выполняем определенные действия при определенном душевном настроении, то при противоположном настрое будет наблюдаться устойчивая тенденция к выполнению противоположных действий. Третий принцип указывает на отношение эмоций к телу. Ученый считает, что возбужденная нервная система оказывает непосредственное влияние на тело, вне всякой зависимости от воли и привычек организма, испытывающего это возбуждение. Так, свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает их. А подавление настолько, насколько это возможно, проявления определенных эмоций смягчает их.
Позднее, независимо друг от друга американский философ и психолог У. Джеймс и датский патологоанатом К. Г. Ланге выдвинули теорию, которую впоследствии стали называть «периферической». У. Джеймс считал, что эмоциональные состояния связаны с физиологическими реакциями. Если восприятие не сопровождаются телесными изменениями, то по форме оно является лишь познавательным актом, лишенным какой-либо эмоциональной окраски. С позиции К. Г. Ланге, раздражитель вызывает физиологические изменения, сигналы о которых “направляются” в мозг, вследствие чего возникает эмоция. Ученый считает, что произвольное изменение мимики и пантомимики ведет к непроизвольному изменению эмоционального тона и появлению соответствующей эмоции.
Теория Джеймса-Ланге многократно подвергалась критике. Например, У. Кеннон приводил два неоспоримых контраргумента их теории. Во-первых, физиологические реакции, которые возникают при разных эмоциях, похожи одни на другие и их количество не способно отвечать количеству различных переживаемых человеком эмоций. Во-вторых, физиологические изменения развертываются медленно, в то время, когда эмоциональные реакции возникают быстро.
Анализируя периферическую теорию, С. Л. Рубинштейн говорит, что, действительно, без вегетативных и висцеральных изменений эмоция не существует. Эти изменения являются существенным компонентом эмоции, а не только ее выражением. [11]
Позже Р. Заянц частично возродил теорию Джеймса-Ланге. Он, вслед за И. Уэйнбаумом, считал, что лицевые мышцы, сокращаясь, способны инициировать эмоциональные переживания. Например, при произнесении различных фонем активизируются различные лицевые мышцы, что приводит к изменению температуры венозной крови, которая потом поступает в мозг. Более холодная кровь вызывает отрицательные по знаку эмоции, теплая – положительные.
П. К. Анохин рассматривал эмоции
как продукт эволюции, приспособительный
фактор. Он считал, что при возникновении
той или иной потребности возникает отрицательная
эмоция, которая вызывает неудовлетворение
данной ситуацией и мобилизует все силы
организма для удовлетворения возникшей
потребности наиболее быстрым и оптимальным
способом. Обратная связь подтверждает
достижение запрограммированного результата,
вследствие чего возникает положительная
эмоция, которая выступает закрепляющим
фактором. Этот фактор запоминается организмом
и впоследствии влияет на принятие решения
о выборе способа удовлетворения возникающей
потребности. При несогласовании полученного
результата с программой возникает эмоциональное
беспокойство, которое ведет к поиску
новых альтернативных решений поставленной
задачи удовлетворения потребности. Неоднократное
удовлетворение, окрашенное положительной
эмоцией, закрепляется как стиль поведения,
а неоднократное повторение неудач запрограммированной
деятельности вызывает торможение деятельности,
которая не способствует достижению цели,
и активизирует поиск новых способов достижения
поставленных целей. [2]
1.2. Информационная теория эмоций.
Интересная концепция эмоций была предложена советским психологом и нейрофизиологом П. В. Симоновым. Он видел причину возникновения эмоций в избытке или недостатке информационной осведомленности. По Симонову, степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и дефицита информации, необходимой для достижения цели. Он же предложил «формулу эмоций»: Э=П(Ис-Ин), где Э – эмоция, П – потребность, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация, которой обладает субъект. Таким образом, если нет потребностей (П=0), то эмоция не возникает, также эмоция не возникает, когда информация необходимая равна информации имеющейся (Ис=Ин). Возникновение эмоции обуславливается наличием потребности и определенной разницей между необходимой и имеющейся информацией. Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин>Ис) ведет за собой возникновение отрицательной эмоции. Положительная же эмоция возникает, когда вероятность удовлетворения потребности достаточно высока (Ин<Ис). Симонов считает, что «эвристическая ценность эмоций как раз и состоит в том, что в отличие от поступка они могут служить одним из наиболее тонких и объективных индикаторов интересующей нас потребности». [4] Эта теория обобщила оценочно-отражательную и регуляторную функции эмоций. Ученый считает эмоции лишь вторичным продуктом скрывающихся за ним потребностей и рассматривает их как индикатор степени удовлетворения этих самых потребностей.
К. Изард считает, что для сознательной
деятельности ощущение должно трансформироваться
в аффект, который организует дальнейшие
сенсорные сообщения, адресуя их перцептивно-когнитивным
процессам. В своей книге «Психология
эмоций» К. Изард пишет: “мы воспринимаем
мир исходя из своих желаний, потребностей
и целей; наши желания, потребности и цели
- это наши эмоции или их производные”.
[5] В теории дифференциальных эмоций К.
Изард рассматривает эмоцию как систему,
включающую в себя нейрофизиологические,
нервно-мышечные и чувственно-переживательные
аспекты. Он считает, что основную мотивационно-потребностную
сферу личности определяют 10 базовых
эмоций (радость, печаль, гнев, отвращение,
презрение, страх, стыд/смущение, вина,
удивление, интерес). Причины возникновения
базовых эмоций универсальны.
Изучая различные подходы к проблеме эмоций, можно заметить, что многие авторы рассматривают эмоции неотделимо от физиологического состояния, некоторые из них считают физические изменения ответом на эмоциональные состояния, некоторые – причиной. Остается лишь определиться как именно эмоции влияют на физическое здоровье человека и можно ли как-то повлиять на него, нормализовав свою эмоциональную жизнь.
Любая, переживаемая человеком
эмоция влияет на его физическое состояние.
Во время переживания эмоции изменяется
электрическая активность мышц лица,
наблюдаются некоторые
Выраженность физиологического ответа организма на эмоцию зависит не только от силы эмоции, но и от ее знака. Так же обнаружено, что изменения в организме при переживании положительных эмоций ниже, нежели отрицательных. Переживание различных эмоций вызывает различный физиологический ответ организма. Иногда, наши эмоции наполняют нас жизненной энергией, и нам кажется, что мы готовы сделать то, чего никогда не сделали бы в обычном состоянии. Это может быть, например, эмоция страха, когда человек способен бежать быстрее обычного, спасаясь от предмета своего страха. Это происходит благодаря различным изменениям в нашем организме, например, изменяется просвет сосудов и повышается кровоток в мозг и на периферию, в кровь выделяется адреналин. При переживании астенической эмоции выделяется норадреналин, сужается просвет сосудов, что ведет к снижению кровяного давления, затруднению дыхания, вследствие чего падает работоспособность организма и его устойчивость.[2]
Информация о работе Влияние эмоций на физическое состояние человека