Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа
Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу жизни, к уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого.
Однако, кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества?
Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство из родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок. То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую и просто игнорируются, родители в лучшем случае не замечают.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5
Общие умственные и творческие способности. 5
Особенности умственного и творческого развития детей дошкольного возраста. 16
Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников. 20
Эмоциональные особенности родителей и их роль в воспитании и обучении детей. 27
ГЛАВА 2. Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. 35
2.1. Программа исследования. 35
2.2. Результаты исследования и их анализ. 38
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 48
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой невмешательства. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина [26]проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное представление ребенка о себе, его самооценка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
ГЛАВА 2. Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников.
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент по исследованию влияния уровня тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников проводился в дошкольном образовательном учреждении №65 "Морячок". Испытуемые - дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители. Количество детей, участвовавших в исследовании - 20 человек, количество родителей, участвовавших в исследовании - 20 человек.
Списочный состав обследованных детей и родителей.
1. Алексей Б. |
1. Б. Лариса Валерьевна |
2. Екатерина Ж. |
2. Ж. Нина Валерьевна |
3. Артем С. |
3. С. Нина Сергеевна |
4. Ксения С. |
4. С. Елена Леонидовна |
5. Екатерина Ш. |
5. Ш. Наталья Владимировна |
6. Дмитрий Г. |
6. Г. Мария Алексеевна |
7. Артем Г. |
7. Г. Елена Анатольевна |
8. Алексей К. |
8. К. Андрей Николаевич |
9. Богдан Л. |
9. Л. Светлана Николаевна |
10. Юлия П. |
10. П. Александр Прокофьевич |
11. Данил Н. |
11. Н. Елена Родионовна |
12. Саша К. |
12. К. Мария Петровна |
13. Катя П. |
13. П. Ольга Владимировна |
14. Катя Е. |
14.Е. Ольга Алексеевна |
15. Андрей У. |
15. У. Светлана Александровна |
16. Ксения Т. |
16. Т. Вера Петровна |
17. Ира К. |
17. К. Валентина Николаевна |
18. Настя Ф. |
18. Ф. Галина Алексеевна |
19. Света Н. |
19. Н. Ирина Васильевна |
20. Аня Б. |
20. Б. Елена Александровна |
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.
Для определения уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, мы использовали методику Э.Ф. Замбицявичене [33].
1.Определение уровня умственного развития.
Данный тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
Субтест №1 - цель: исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемых.
Субтест №2 - цель: исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
Субтест №3 - цель: исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Субтест №4 - цель: выявление умения обобщать.
Тест проводится индивидуально. Испытуемые - дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Обработка результатов.
Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный ответ не оценивается. Для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый, - 40 (100 % успешности). Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ = C*100 % / 40, где C - сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выделены следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки нормально развивающихся детей:
Для определения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, мы использовали методику "Краткий тест творческого мышления", автором которой является П. Торренс, и которая была адаптирована в нашей стране Е.Е. Туник.
2.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [22].
Данный тест ориентирован на исследование развития одаренности детей в возрасте от детского сада до окончания школы. Целью является выявление таких свойств креативности, как беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей.
Нами был использован субтест "Нарисуй картинку" - оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки, причем этот элемент представляет собой кривую или ломаную линию. Художественный уровень рисунков не оценивается, самое важное - идеи.
Испытуемые - дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Количество заданий - 10.
Инструкция: "На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой".
Если дети волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, их следует успокоить, сказав следующее: "Я заметила, что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее".
Средние значения показателей у детей старшего дошкольного возраста.
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность |
9,0 (1,2) |
7,5 (1,7) |
10,3 (2,9) |
22,4 (8,8) |
Для оценивания уровня тревожности родителей, а также дифференциации тревожности на реактивную и личностную в целях более тонкого анализа ее влияния на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику "Шкала самооценки", автором которой является Спилбергер Ч.Д., и которая была адаптирована в нашей стране Ханиным Ю.Л.
3. Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) [31].
"Шкала самооценки" из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожность.
Цель - измерение уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Испытуемые - родители детей. для работы родителям предлагаются два бланка, где проставляются необходимые сведения об испытуемом и содержится инструкция, а также список утверждений.
Показатели РТ (реактивной тревожности) и ЛТ (личностной тревожности) подсчитываются по следующим формулам.
РТ=S1+S2+35, где S1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; S2 - сумма остальных зачеркнутых цифр.
ЛТ=S1+S2+35, где S1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; S2 - сумма остальных зачеркнутых цифр.
При интерпретации результаты оцениваются так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ.
Оценка уровня умственного развития.
Как видно из представленной таблицы №1, дети четко разделились на две группы, по 10 человек в каждой - с высоким (№№ испытуемых 1-10) и средним уровнем (№№ испытуемых 11-20) умственного развития, что дает нам возможность анализа в соответствии с этим разделением. В дальнейшем мы будем обозначать группы соответственно 1 и 11. В первую группу вошли Алексей Б.. Екатерина Ж., артем С., Ксения С., Екатерина Ш., Дмитрий Г., Алексей К., Богдан Л., Юлия П. Во вторую группу вошли Данил Н., Саша К., Катя П., Катя Е., Андрей У., Ксения Т., Ира К., Настя Ф., Света Н., Аня Б.
Нами получено равное распределение (по 50 %) детей в каждой группе, что указано в следующей таблице.
Сводная таблица результатов оценки уровня умственного развития.
Таблица №1.
№№ группы |
Уровень умственного развития |
Количество детей, составивших группу (%%) |
Средний балл по группе |
1 |
высокий |
50 |
35 |
средний |
50 |
28 |
Оценка уровня развития творческих способностей (баллы).
Полученные данные дают нам возможность разделить детей на группы по уровню развития творческих способностей следующим образом, обозначив их соответственно 111 (показатели ниже нормативных), 11 (показатели соответствующие норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза), 1 (показатели, превышающие нормативные более чем в 2 раза).
Количество детей в 1 группе составило 20 % от их общего числа (4 человека), во 11 группе - 50 % (10 человек), и в 111 - 30 % (6 человек), что указано в таблице №2.
Сводная таблица оценки уровня развития творческих способностей.
Таблица №2.
№№ группы |
Количество детей, составивших группу (%%) |
Соответствие общего балла нормативным показателям |
1 |
20 |
значительно выше нормы |
11 |
50 |
выше нормы |
111 |
30 |
ниже нормы |