Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа
Актуальность моего исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемой частью. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без компьютеров, которые окружают нас со всех сторон. Но, компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Объектом данного исследования является компьютеризация жизни современных детей.
Введение……………………………………………………………………………3
I. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику ребенка.5
1.1. Взаимоотношения ребенка и компьютера…………………………………...5
1.2. Психологический аспект увлечения компьютерными играми……………..9
1.3. Негативное влияние компьютера на психику ребенка……………………14
II. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику ребенка…………………………………………………………………………….16
2.1.Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику……………………………………………………………………………16
2.2. Анализ проведенного исследования………………………………………..19
2.3. Рекомендации, направленные на оптимизацию общения ребенка с компьютером……………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………….28
Приложения……………………………………………………………………….30
Анализируя психологические особенности игр-экшенов (игр – боевиков) можно отметить, что гуманного в них мало. И дело не только в страшных чудовищах, а скорее в том, что виртуальный игровой мир обречен на гибель самим игроком. Конечно, существуют и различия в оценке этих игр: одни люди могут отличить игровое поведение от реального, другие - нет. Взросление обычно увеличивает эту способность: маленький ребенок часто переносит в реальную жизнь эмоциональные отношения к партнеру, возникшие в ролевой игре. Взрослый же спортсмен демонстративно пожимает руку сопернику после жестокой схватки. Чем больше параметров учитывается при оценке «свой – чужой», тем точнее это позволяет направлять агрессию. Чем больше критериев для анализа имеет человек, тем более агрессивным может быть его поведение, оставаясь при этом в рамках общепринятых моральных норм. Если не противопоставлять виртуальную реальность настоящей, а рассматривать их как части одной жизни, то компьютерные игры становятся тренажером для обучения тому, как управлять агрессивностью. Когда игрок сменит игру на какое-либо другое занятие навык останется, и будет приносить пользу. Таким образом, компьютерные игры формируют привычку использовать компьютер в качестве инструмента управления агрессией.
Можно отметить ещё и
следующие положительные
Наименьшее зло, по данным социальных опросов, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством является развитие навыка системного мышления. Игрок не видит все поле сразу и вынужден строить его образ. Он одержит победу только тогда, когда узнает все правила, заложенные в программу, научится прогнозировать ход игры, учитывать достаточное количество разных параметров. Раньше такие навыки системного аналитика были необходимы только элите, сейчас потребность в таких специалистах резко возросла.
Отметим основные положительные аспекты компьютерных игр и других тематик. Логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Азартные игры требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления. Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Игры типа преследование-избегание («Пакман») включают в игровой процесс интуитивный компонент мышления и эмоционально-чувственное восприятия.
Многие родители жалуются на чрезвычайно активный интерес ребенка к компьютеру, а точнее на то, что чадо слишком много времени проводит у монитора. Данную проблему лучше решать с помощью специалиста. Поэтому приведём пример исследования Б. С. Шлимовича.
Современная жизнь, коммуникации невозможны без компьютеров, а завтра будут еще невозможнее. Поэтому, если родители из соображений потому что «это вредно» не покупают ребенку компьютер, они резко уменьшают интеллектуальный потенциал, с которым их сын или дочь войдут во взрослую жизнь.
Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что «стал умнее», испытывает, прежде всего, сам ребенок. Здесь речь идет не только об улучшении академических знаний, то есть школьных предметов. Компьютер — это катализатор развития интеллекта в целом. Может показаться странным, но свое положительное значение имеют здесь так не любимые многими родителями компьютерные игры. Многие современные компьютерные игры, так называемые «стратегии», например, требуют сообразительности, умения мыслить логически, памяти, способности быстро перебирать варианты и держать множество их в уме.
Было бы нелепо утверждать: прилип ваш ребенок к компьютеру, целыми днями одни игры — и это замечательно. Конечно, нет. Все хорошо в меру. А как раз с мерой у детой плохо. Тут должен прийти на помощь педагогический опыт. Кому-то годятся жесткие запретительные меры, другим подходит не кнут, а пряник. Бороться с компьютером нелепо, а вот сделать из него помощника в воспитании — весьма реально. Конечно, лучший вариант, когда родители что-то смыслят в компьютерах. Тогда они смогут запрограммировать машину так, что она будет в нужное время напоминать о завершении «сеанса», отправлять на прогулку, проверять меру утомления. Но не каждому это под силу — нет возможности, да и желания осваивать мудреную технику. А вот направлять компьютерное общение ребенка реально и нужно.
Итак, компьютер поможет ребенку самоутвердиться во многих планах: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения со сверстниками на другом конце Земли до осознанного выбора будущей профессии. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе.
1.3. Негативное влияние компьютера на психику ребенка
Мы останавливались на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерными играми. Теперь рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр.
Мы живём в довольно опасное время, нельзя сказать, что в любое другое время опасности для жизни ребёнка было меньше. Видимо, каждому поколению уготовано такое испытание, которое в состоянии преодолеть душа человека. И именно на души наших детей обрушился виртуальный мир. Раз такое случилось, значит, дети способны будут разобраться, что есть добро, а что есть зло. Психологи и педагоги, должны донести до детей, какое пагубное воздействие на психическое и физическое здоровье оказывают в большинстве своём современные игрушки, компьютеры.
Ребёнку свойственна любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время за компьютером. Родители довольны, ребёнок занят, не болтается по дворам, а вот о последствиях не хочется думать. Чем же пагубно увлечение компьютерными играми?
Во-первых, электронное
излучение оказывает
Во-вторых, психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние. Сам по себе компьютер только инструмент, но вот его начинка – вредна. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти, гнева, зависти.
Возьмём, к примеру, DOOM-образные компьютерные игры. В них чудовищ огромное множество, они появляются каждую секунду в ужасающих обличиях. Часто они, используя разнообразное оружие, «отнимают» жизнь у игрока (количество очков). Либо он, либо они – вопрос ставится именно так. Сравнить можно разве что с кошмарным сном.
В играх-единоборствах игроку дается возможность участвовать в компьютерных играх, драках, сражениях. Кто кого? И летят оторванные головы, ноги, руки. Графика в играх достаточно высокая, поэтому воспринимается всё достаточно натурально. Заметим, что природой ребенку даны любовь и гармония, ему по его сути не присущи злоба и агрессия, и если он увлечен подобными играми, это говорит, прежде всего, о том, что он ушел от своей сути.
Как же ему разобраться самому, ведь какая среда нас окружает, такую информацию мы впитываем и согласно ей развиваемся.
У ребенка быстро формируется
психологическая зависимость от
игры, она отчуждает от общения
с взрослыми в семье, со сверстниками.
Такой ребенок живет в
То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.
Развивается меркантильность детского сознания. Далее развивается вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Нарастает тенденция к мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, а также тенденция к циничному отношению к интимной стороне жизни взрослых, озабоченность вопросами секса.
Что же может спасти детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.
II. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику ребенка
2.1.Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику
В моей курсовой работе я исследовала негативное влияние компьютера на психику ребенка, а именно уровень социальной фрустрированности у детей, в связи с влиянием на них компьютера. Параллельно проводилось социологическое исследование полного компьютерного влияния на детей, а именно выявлялись такие пункты: время работы за компьютером; зависимость от компьютера; психологические симптомы; здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером и влияние компьютера на развитие интеллекта.
Для выявления фрустрированности у детей была использована методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко). Автором методики предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Под социальной фрустрированностью автор понимает: “вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально значимых иерархиях”. Каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально-экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Социум как бы “вырабатывает” шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид, соответственно своими притязаниями и возможностями, достигает того или иного уровня. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности - неудовлетворенности. При этом он испытывает фрустрацию не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.
Л. И. Вассерман предлагает опросник1, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. На каждый вопрос нужно отвечать одним из наиболее подходящих вариантов из данных:
1– полностью удовлетворен;
2– скорее удовлетворен;
3– затрудняюсь ответить;
4– скорее не удовлетворен;
5– полностью не удовлетворен.
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.
Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5–4 балла: очень
высокий уровень
3,0–3,4: повышенный уровень фрустрированности;
2,5–2,9: умеренный уровень фрустрированности;
2,0–2,4; неопределенный уровень фрустрированности;
1,5–1,9: пониженный уровень фрустрированности;
0,5–1,4: очень низкий уровень фрустрированности;
0–0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Исследование проводилось на учащихся школы – интерната № 17 города Кургана в мае 2010 года Кузнецовой Ю. В.
После обработки данных
по опроснику предложенной методики
и социологической анкете мы получаем
очевидную картину
2.2. Анализ проведенного исследования
Судя по результатам исследования можно увидеть тенденцию к компьютерной зависимости у детей школьного возраста, что ведет к повышению уровня фрустрированности. Мною были опрошены 20 учащихся 7 – 9 классов. Вопросы были разбиты на 5 блоков, чтобы было удобнее анализировать ту или иную сторону влияния компьютера и соотносить ее с расстройствами психологического характера, возникающих у исследуемой группы школьников.
1 блок: Время работы за компьютером
Сколько часов в день вы сидите за компьютером? |
Не сидят каждый день 15%(0,41)2 |
1ч. - 2 ч. 30% |
2ч. – 4ч. 40% |
4ч. – 10ч. 15%(1,44) |
Со скольки лет вы работаете на компьютере? |
Не работаю 5% |
4 - 7 лет 15%(0,8) |
8 – 11 лет 55% |
12–14 лет 25%(0,5) |