Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:33, реферат
Цель исследования: раскрыть суть отрицательного влияния компьютера на детей и на их психическое развитие, а так же обратить внимание родителей на возможные последствия чрезмерного взаимодействия их детей с компьютером, и меры предосторожности, с целью предотвращения появления у детей и подростков компьютерной зависимости и психических расстройств.
Задачи исследования:
раскрыть суть термина «компьютерная зависимость»;
ознакомится с формами отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков;
рассмотреть причины появления компьютерной зависимости у детей;
рассмотреть причины ухода детей от реальности в виртуальный мир;
Введение…………………………………………………………………………….3
Раздел 1. «Компьютерная зависимость» и причина появления компьютерной зависимости у детей……………………………………...…………….. 5
Раздел 2. Проявление и суть отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков…………………………………………………………….. 8
Раздел 3. Последствия негативного влияния на детей и подростков компьютера. Уход в виртуальный мир.……………….…………………………….. 13
Раздел 4. Меры предосторожности при использовании компьютера детьми. ……….…………………………………………………………………..16
Вывод ……………………………………………………………………………. 18
Писок использованной литературы ………………..………………………….. 20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. «Компьютерная зависимость» и причина появления компьютерной зависимости у детей……………………………………...…………….. 5
Раздел 2. Проявление и суть
отрицательного воздействия компьютера
на детей и подростков……………………………………………………
Раздел 3. Последствия негативного влияния на детей и подростков компьютера. Уход в виртуальный мир.……………….…………………………….. 13
Раздел 4. Меры предосторожности
при использовании компьютера детьми.
……….………………………………………………………………….
Вывод ……………………………………………………………………………. 18
Писок использованной литературы ………………..………………………….. 20
Введение
Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: «Компьютерами» - и не менее гордо: «Он/она за ним круглые сутки сидит!». Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга. Почти то же самое происходит и с модным ныне увлечением детей «бродилками» и «стрелялками».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали неотъемлемым атрибутом каждого человека. Еще совсем недавно такая техника была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети и возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается. Компьютерная индустрия идет вперед огромными шагами, и это оказывает огромное влияние на психическое развитие детей, которые живут и развиваются в веке информационных технологий, что обуславливает их знакомство с компьютером с раннего возраста.
Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Но на сегодняшний день преобладающим является количество негативных показателей.
К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером и это ведёт к ухудшению зрения ребенка и отрицательно сказывается на его психическом здоровье .
Предмет исследования: негативное влияние компьютеров на детей младшего возраста и подростков, на их психическое состояние, на организм, здоровье и работоспособность, с целью обеспечения безопасных для здоровья детей условий общения с компьютером.
Объект исследования: дети младшего дошкольного и школьного возраста.
Цель исследования: раскрыть суть отрицательного влияния компьютера на детей и на их психическое развитие, а так же обратить внимание родителей на возможные последствия чрезмерного взаимодействия их детей с компьютером, и меры предосторожности, с целью предотвращения появления у детей и подростков компьютерной зависимости и психических расстройств.
Задачи исследования:
Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику детей.
Раздел 1. «Компьютерная зависимость» и причина появления компьютерной зависимости у детей.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе, к играм или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные.
Важность разработки данной проблемы связана, с одной стороны, с отсутствием достаточной информации о влиянии компьютера на детский организм, а с другой – с имеющимися данными о специфике влияния работы с компьютером на организм взрослых пользователей компьютеров и школьников.
Ребенок 5-6 лет представляет собой
усилено развивающийся
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди и дети уходят от решения различных проблем в своей жизни. [4]
По данным украинских психологов от 10 до 14% детей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются дети и подростки.
Одной из причин формирования компьютерной зависимости у детей является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
Следующей причиной могут
стать постоянные ссоры между
родителями или лицами, их заменяющими.
В таких семьях царит эмоционально-
Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны других детей и сверстников.
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
Недостаток общения с
родителями, сверстниками, одноклассниками
или просто значимыми людьми является
еще одной немаловажной причиной.
Заниженная или завышенная самооценка
ребенка может послужить
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.
Раздел 2 . Проявление и суть отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков.
Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным.
Если про взрослого
человека можно сказать, что он сделал
свой выбор в большей или меньшей
степени осознанно, то ребенок довольно
часто становится невольным заложником
образа жизни своих родителей, поведение
и привычки которых он копирует на
сознательном и подсознательном
уровне. Долгое общение с компьютером,
который в представлении
Особенности детской психики
заставляют ребенка в крайне короткий
срок приспосабливаться к
Компьютер негативно влияет как на физиологию ребенка, так и на его психику.
Утомляемость.
Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.
Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.
Компьютерная зависимость.
Детские психиатры
уже давно бьет тревогу, ведь
компьютерные игры приводят к
постоянному возбуждению
Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали.
А вот японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.
Нарушение детского кругозора.
Наша жизнь постоянно
подбрасывает различные
Такое влияние компьютера
на ребенка приводит к
Воплощение игры в реальность.
Компьютерные игры
наносят большой вред детскому
восприятию. Дело в том, что
дети очень любят переносит
в жизнь то, что видят по
телевизору или в компьютере.
Если во время игры любимый
герой трагически погибает, пытаясь
спасти людей или, как
Детская агрессия и жестокость.
Сюжет большей части
компьютерных игр основан на
том, чтобы суметь выжить, уничтожить
своих соперников и т.д.