Влияние компьютера на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Цель исследования: раскрыть суть отрицательного влияния компьютера на детей и на их психическое развитие, а так же обратить внимание родителей на возможные последствия чрезмерного взаимодействия их детей с компьютером, и меры предосторожности, с целью предотвращения появления у детей и подростков компьютерной зависимости и психических расстройств.
Задачи исследования:
раскрыть суть термина «компьютерная зависимость»;
ознакомится с формами отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков;
рассмотреть причины появления компьютерной зависимости у детей;
рассмотреть причины ухода детей от реальности в виртуальный мир;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Раздел 1. «Компьютерная зависимость» и причина появления компьютерной зависимости у детей……………………………………...…………….. 5
Раздел 2. Проявление и суть отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков…………………………………………………………….. 8
Раздел 3. Последствия негативного влияния на детей и подростков компьютера. Уход в виртуальный мир.……………….…………………………….. 13
Раздел 4. Меры предосторожности при использовании компьютера детьми. ……….…………………………………………………………………..16
Вывод ……………………………………………………………………………. 18
Писок использованной литературы ………………..………………………….. 20

Файлы: 1 файл

1.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Раздел 1. «Компьютерная зависимость» и причина появления компьютерной зависимости у детей……………………………………...……………..  5

Раздел 2. Проявление и суть отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков…………………………………………………………….. 8

Раздел 3. Последствия негативного влияния на детей и подростков компьютера. Уход в виртуальный мир.……………….…………………………….. 13

Раздел 4. Меры предосторожности при использовании компьютера детьми.              ……….…………………………………………………………………..16

Вывод ……………………………………………………………………………. 18

Писок использованной литературы ………………..………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие родители, услышав  о том, что их ребёнок всерьёз  увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления  родителей, которые на вопрос, чем  увлекаются их дети, высокомерно отвечают: «Компьютерами» - и не менее гордо: «Он/она за ним круглые сутки  сидит!». Подразумевая, видимо, что ребёнок  изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с  помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного  мозга. Почти то же самое происходит и с модным ныне увлечением детей «бродилками» и «стрелялками».

Актуальность   данной темы обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали неотъемлемым атрибутом каждого человека. Еще совсем недавно такая техника была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети и возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается. Компьютерная индустрия идет вперед огромными шагами, и это оказывает огромное влияние на психическое развитие детей, которые живут и развиваются в веке информационных технологий, что обуславливает их знакомство с компьютером с раннего возраста.

Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы  для творчества и обучения, а также  интернет, увеличивают образовательные  возможности ребенка и уровень  его познания. Но на сегодняшний день преобладающим является количество негативных показателей.

К сожалению, сейчас нередко  встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером и это ведёт к ухудшению зрения ребенка и отрицательно сказывается на его психическом здоровье .

Предмет исследования: негативное влияние компьютеров на детей младшего возраста и подростков, на их психическое состояние, на организм, здоровье и работоспособность, с целью обеспечения безопасных для здоровья детей условий общения с компьютером.

Объект исследования: дети младшего дошкольного и школьного возраста.

Цель исследования: раскрыть суть отрицательного влияния компьютера на детей и на их психическое развитие, а так же обратить внимание родителей на возможные последствия чрезмерного взаимодействия их детей с компьютером, и меры предосторожности, с целью предотвращения появления у детей и подростков компьютерной зависимости и психических расстройств.

Задачи исследования:

    • раскрыть суть термина «компьютерная зависимость»;
    • ознакомится с формами отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков;
    • рассмотреть причины появления компьютерной зависимости у детей;
    • рассмотреть причины ухода детей от реальности в виртуальный мир;
    • выявит негативные последствия взаимодействия детей с компьютером;
    • рассмотреть  меры предосторожности необходимые в процессе взаимодействия детей с компьютером;

Практическая  ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику детей.

           

 

 

 

 

 

Раздел 1. «Компьютерная зависимость» и причина появления компьютерной зависимости у детей.

Термин «компьютерная  зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе, к играм или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные.

Важность разработки данной проблемы связана, с одной стороны, с отсутствием достаточной информации о влиянии компьютера на детский организм, а с другой – с имеющимися данными о специфике влияния работы с компьютером на организм взрослых пользователей компьютеров и школьников.

Ребенок 5-6 лет представляет собой  усилено развивающийся организм. В частности, продолжает развиваться  костная система, кисть руки еще  находится в стадии развития. Интенсивные  преобразования претерпевает важная для  обучения функция произвольного  внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная  система глаза ребенка уже  готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут  привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в  том числе и длительность их общения  с компьютером, строго нормируется. Это делается во избежание появления компьютерной зависимости.

Компьютерная зависимость  является одной из разновидностей аддитивного  поведения и характеризуется  стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди и дети уходят от решения различных проблем в своей жизни. [4]

По данным украинских психологов от 10 до 14% детей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются дети и подростки.

Одной из причин формирования компьютерной зависимости у детей является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.

Другой причиной может  стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие  родители не интересуются успехами в  школе, чувствами и переживаниями  ребенка, они не знают, чем живет  их ребенок и что он хочет. Они  просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили  свой родительский долг. И ребенок  имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.

Следующей причиной могут  стать постоянные ссоры между  родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое  напряжение.

Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое  насилие со стороны других детей и сверстников.

Развод родителей также  может послужить поводом для  ухода в другую реальность, где  нет никаких проблем.

Недостаток общения с  родителями, сверстниками, одноклассниками  или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком  к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение  родителей к нему или их образ  жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях  у ребенка возникает чувство  отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир  поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые  наказания за провинности или  непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой  реальности его никто не будет  обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным  и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 . Проявление и суть отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков.

Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы  для творчества и обучения, а также  интернет, увеличивают образовательные  возможности ребенка и уровень  его познания. Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным.

Если про взрослого  человека можно сказать, что он сделал свой выбор в большей или меньшей  степени осознанно, то ребенок довольно часто становится невольным заложником образа жизни своих родителей, поведение  и привычки которых он копирует на сознательном и подсознательном  уровне. Долгое общение с компьютером, который в представлении ребенка  начинает ассоциироваться с другом, всегда готовым к игре и не говорящим  «хватит, я устал!», может приводить  не только к возникновению так  называемой компьютеромании, но и еще  целого комплекса других отрицательных побочных эффектов.

Особенности детской психики  заставляют ребенка в крайне короткий срок приспосабливаться к окружающему  миру, что совершенно справедливо  и в отношении мира компьютеров. К сожалению, многие изменения, вызванные  такой особенностью ребенка, обычный  человек сразу заметить оказывается  не в состоянии (с этой задачей  может справиться только опытный  педагог или психолог).

Компьютер негативно влияет как на физиологию  ребенка, так и на его психику.

Утомляемость.

Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.  Работа за компьютером приводит к ухудшению  зрению и гиподинамии. Вредное влияние  компьютера на ребенка проявляется  и в электромагнитном облучении  организма. Большие дозы, которые  могут накапливаться в течение  нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка  проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Компьютерная зависимость.

 Детские психиатры  уже давно бьет тревогу, ведь  компьютерные игры приводят к  постоянному возбуждению участков  мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать  удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость,  сравнить которую можно даже  с наркотиками. 

Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано  в книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче  электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали.

А вот японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке  развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

Нарушение детского кругозора.

 Наша жизнь постоянно  подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть  самым разным. Мы думаем и подбираем  то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла.

 Такое влияние компьютера  на ребенка приводит к серьезному  нарушению психики. Ребенок, постоянно  щелкая кнопки мыши, не может  пережить те эмоции, которые можно  испытать при  игре с машинками,  конструктором, кубиками и т.д.  Очень сильно страдает мелкая  моторика рук, ведь щелканье  мыши и кнопок клавиатуры не  может этому поспособствовать.

 Воплощение игры в  реальность.

 Компьютерные игры  наносят большой вред детскому  восприятию. Дело в том, что  дети очень любят переносит  в жизнь то, что видят по  телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый  герой трагически погибает, пытаясь  спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам  домов, то все эти действия  ребенок вполне сможет воспроизвести  в реальности. Влияние компьютера  на ребенка негативно сказывается  на сопоставлении реальных и  виртуальных событий. 

Детская агрессия и жестокость.

 Сюжет большей части  компьютерных игр основан на  том, чтобы суметь выжить, уничтожить  своих соперников и т.д. Достижение  этих целей происходит чаще  всего через стрельбу.

Информация о работе Влияние компьютера на психику ребенка