Влияние компьютера на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Цель исследования: раскрыть суть отрицательного влияния компьютера на детей и на их психическое развитие, а так же обратить внимание родителей на возможные последствия чрезмерного взаимодействия их детей с компьютером, и меры предосторожности, с целью предотвращения появления у детей и подростков компьютерной зависимости и психических расстройств.
Задачи исследования:
раскрыть суть термина «компьютерная зависимость»;
ознакомится с формами отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков;
рассмотреть причины появления компьютерной зависимости у детей;
рассмотреть причины ухода детей от реальности в виртуальный мир;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Раздел 1. «Компьютерная зависимость» и причина появления компьютерной зависимости у детей……………………………………...…………….. 5
Раздел 2. Проявление и суть отрицательного воздействия компьютера на детей и подростков…………………………………………………………….. 8
Раздел 3. Последствия негативного влияния на детей и подростков компьютера. Уход в виртуальный мир.……………….…………………………….. 13
Раздел 4. Меры предосторожности при использовании компьютера детьми. ……….…………………………………………………………………..16
Вывод ……………………………………………………………………………. 18
Писок использованной литературы ………………..………………………….. 20

Файлы: 1 файл

1.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в  этой жизни можно только через  жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это  воспринять всерьез. Неоднократно были случаи, когда дети стреляли в своих  одноклассников и проходящих по улице  людей. По статистке, больше всего стреляющих детей в США. Там же зафиксирован ужасный случай, когда 4-летний ребенок, достав из шкафа отцовский пистолет, выстрелил в свою няню, которую  потом увезли на скорой. С трудом верится в то, что он смог сделать  это осознанно. Скорее всего, такой  сюжет он видел либо по телевизору, либо в компьютере. Родительская невнимательность В большинстве случаев родители, покупая ту или иную игру своему ребенку, не задумываются о ее содержании. В итоге они выбирают просто яркую обложку или руководствуются своими взрослыми желаниями, т.е тем, во что хотели бы поиграть сами. Хотя было бы полезным проверить то, во что потом будет играть ребенок.

Детская психика очень  восприимчива и не может критично оценивать увиденное. Иными словами, то, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь.

Детский эгоизм.

 Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка,  просто усаживают его за телевизор  или компьютер, и даже не  догадывается, что это приводит  к развитию детского одиночества.  Кроме того, компьютерные игры  могут развивать у детей эгоизм  и изолированность, ведь большая  часть их сюжетов основано  на принципах «выживает сильнейший»  либо «каждый выживает сам  за себя». 

Неправильное восприятие мира.

 Негативное влияние  компьютера на ребенка проявляется  в неправильном восприятии картины  мира. Длительное время нахождения  за компьютером приводит к  тому, что ребенок начинает смотреть  на все реальное как на нечто  агрессивное и жестокое, а некоторые  дети вообще перестают эту  реальность замечать. В свое время  было проведено исследование  под названием «Рисунок всего  мира». Были собраны две группы  детей: одни не зависели от  компьютера, а другие днями просиживали  возле монитора. В итоге первая  группа нарисовала яркий и  красочный мир, с изображением  деревьев, людей, солнца. А вот  в рисунках второй группы четко  прослеживались признаки повышенного  беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали  оружие и мертвецов. 

Нежелание общаться с реальными  людьми.

 Последствия негативного  влияния компьютера на ребенка  проявляется и в общении с  другими людьми. Если раньше ребенок,  который имел определенные трудности  в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и  предпринять какие-либо шаги для  сближения, то сегодня ситуация  совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

 Трата времени.

 Влияние компьютера  на ребенка лишает его настоящего  детства. Интернет и компьютерные  игры отнимают большую часть  детского времени, того, которое  они могли бы потратить на  нечто более полезное и необходимое.  [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Последствия негативного  влияния на детей и подростков компьютера. Уход в виртуальный мир.

Необходимо сказать, что все вышеперечисленные причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие  и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после  игр. В данном случае ребенок потерял  контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. [2]

В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер  начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон  опасностей. Вследствие этого они  пытаются жить в другом мире - виртуальном, где всё дозволено, где они  устанавливают правила игры.

Психологи заметили, что  чем больше проблем у ребенка  в жизненной реальности, тем он охотнее погружается в виртуальную  реальность, особенно это касается мальчиков. Уход в виртуальную реальность, присущ людям с тонкой ранимой психикой. В жизни у них возможно проблемы с друзьями и т.п., а придя домой и включив любимую игру он погружается в виртуальный мир, где он становится королем, ему надо только умело наводить курсор и вовремя нажимать кнопки.

Такие дети привыкают к  тому, что в игре у них на прохождение  есть несколько жизней и все легко  дается, а в настоящей жизни  ни чего подобного нет, и чтобы  достичь чего-то, надо многое преодолеть. Игра наполнена примитивными действиями, такими как нажатие кнопок.

        Врачи  давно уже отметили, что частые  световые мелькания отрицательно  сказываются на ритмах головного  мозга. Удовольствие достигается  простым возбуждением соответствующих  структур в головном мозге,  это оказывает расслабляющее  влияние на личность и действует  как наркотик, такие дети ни  чем другим не интересуются. Компьютерные  игры (стрелялки, бродилки) ведут  к тому, что ребенок начинает  мыслить технологически, а не  творчески.

В качестве примера можно  привести изменения в эмоциональном  плане, появление повышенной агрессивности, частых вспышек насилия. Также можно  обратить внимание и на другой аспект – у ребенка прекращается полет  фантазии, свойственный его возрасту, он становится неспособными создавать  собственные визуальные образы, а  также с большим трудом может  обобщить и проанализировать поступившую  информацию. Долгое общение с компьютером  довольно часто может приводить  к развитию долговременных нарушений  в области психического и интеллектуального  развития ребенка. Некоторые психологи  уже сейчас отмечают у так называемого  «компьютерного поколения» ухудшение  работы некоторых видов памяти, появление  эмоциональной незрелости и общей безответственности.

Результаты многочисленных тестов, которые проводили психологи  с детьми, играющими подолгу в  жестокие компьютерные игры, таков: компьютерные игры блокируют процесс позитивного  личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным. 
        Не все компьютерные игры оказывают негативное влияние, есть и развивающие игры, вот такие игры и надо покупать ребенку, но не забывать про время, которое ребенок должен тратить на игру, для детей 4 лет это не более 15-20 минут.

Всегда нужно помнить, что компьютер может стать  другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Меры предосторожности при использовании компьютера детьми.

Для сохранения физического и, главное, психического здоровья детей необходимо соблюдать осторожность в использовании  компьютера:

1. Ограничивать время использования компьютера (ребенок должен тратить на игру, для детей 4 лет это не более 15-20 минут.)

2. Делать гимнастику для глаз, устанавливать монитор так, чтобы  не было бликов.

3. Контролировать качество и  соответствие возрасту программ, игр, фильмов предназначенных  ребенку.

4. Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному. Компьютер вреден для детей: влияние компьютера на ребенка.

5. Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов. Компьютер вреден для детей: влияние компьютера на ребенка

6. Не оставлять маленького ребенка один на один с компьютером – обязательно находитесь рядом с ним, помогайте, объясняйте, взаимодействуйте.

7. Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность. 

8. Давать ребенку возможность приобретения достаточного сенсорного опыта – поощряйте игры с игрушками, творческие игры.

9. Помогайте ребенку адаптироваться к социуму: учите его, разговаривайте с ним.

Помогите ребенку найти общий  язык со сверстниками, научите его  манерам общения, старайтесь чаще с  ним разговаривать.

10. Покупайте полезные и интересные программы, развивающие творческие способности детей. [5]

Неоходимо:

a) располагать монитор не ближе  50-70 см от глаз ребёнка; 

б) экран компьютера располагать  перпендикулярно линии зрения к  центру экрана ВМ;

в) угол рассматривания изображение  информации на экране должен быть не меньшее 45º. (Это  приводит к напряжению и  переутомления глаз и, в конце  концов, к развитию патологии зрения.)

Беспрерывной работы младших школьников на компьютере:

а) для детей 6-летнего возраста — 10-12 мин;

б) для 7—8-летних — 15 мин;

в) для 9—10-летних — до 20 мин, не более 4-х раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Компьютерная зависимость –  явление, набирающее скорость развития в современном информационном и  компьютеризованном мире, которое негативно  влияет на формирование психики, социальных  и физических качеств подростка.

В связи с компьютеризацией возникло множество проблем, связанных с  особенностями взаимодействия организма  ребенка и компьютера. Общеизвестно, что организм ребенка, который постоянно находится в состоянии роста и развития, очень чувствителен к влиянию любых  факторов окружающей среды.

Среди них ведущая роль принадлежит  физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой  снижения их работоспособности, с предупреждением  переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст  пользователей компьютеров неуклонно  снижается. Особенно остро стоят  проблемы изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного  возраста, исследования состояния их здоровья, функционального состояния  физиологических систем, работоспособности  в целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий  общения с компьютером.

Чрезмерное пребывание за компьютером  способно нарушать некоторые психические  свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство  сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка; утрате интереса к социальной жизни, нарушению межличностных  отношений.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков, следует обратить внимание на то, что их воспитание  должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Всегда нужно помнить, что компьютер  может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может  и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров.  - № 3. – 2004.
    2. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
    3. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.
    4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995
    5. http://deti-blog.ru/vliyanie-kompyutera-na-rebenka/ 

Информация о работе Влияние компьютера на психику ребенка