Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:36, практическая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Проблема агрессивного поведения....……….......…………..5
1.1 Подходы к изучению агрессии ………………………...…………………....5
1.2 Мотивация агрессивного поведения подростков .................…………...…..9
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков……10
1.3. Классификация компьютерных игр………………………………..………11
1.4. Исследование влияния компьютерных игр на развитие агрессивности
в подростковом возрасте…………………………………………..............…...12
ГЛАВА 2. Исследование влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков……...………………………………………………..…..15
2.1. Организация и методы исследования………………….……….………….15
2.2. Анализ проведенного исследования.………………………………………16
Заключение……………………………………………………………….………17
Список литературы……………………..………….............................................19

Файлы: 1 файл

2013Влияние комп.игр на агрессивность.docx

— 88.41 Кб (Скачать файл)

Научно-практическая конференция

МОУ СОШ №103

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа 

по теме:

 

«Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков»

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнил обучающийся

МОУ СОШ № 103

Корень Владислав Владимирович.

Руководитель проекта

Педагог-психолог МОУ СОШ № 103

Сухорукова  Елена Владимировна.

 

 

 


 

 

Волгоград 2013

Содержание 
 
Введение……………………………………………………….............................3 
 
ГЛАВА 1. Проблема агрессивного             поведения....……….......…………..
 
1.1 Подходы к изучению агрессии ………………………...…………………....5 
 
1.2 Мотивация агрессивного поведения подростков .................…………...…..9

1.3 Психологические особенности  агрессивного поведения подростков……10 
 
1.3. Классификация компьютерных игр………………………………..………11 
 
1.4. Исследование влияния компьютерных игр на развитие агрессивности

 в подростковом возрасте…………………………………………..............…...12 
 
ГЛАВА 2. Исследование влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков……...………………………………………………..…..15 
 
2.1. Организация и методы исследования………………….……….………….15 
 
2.2. Анализ проведенного исследования.………………………………………16 
 
Заключение……………………………………………………………….………17 
 
Список литературы……………………..………….............................................19 
 
Приложения ……………………………………………………………………..20 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение 
Актуальность

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков  и  административных учреждений.  
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game»—игра). 
          Игры агрессивного содержания могут представлять серьезную угрозу психическому развитию личности подростка. На протяжении пятнадцати лет ведется дискуссия. Существует ли неразрывная причинно-следственная связь между злом, созданным в фантазии (в игре), и злом реальным. Однако проблема влияния компьютерных игр на формирование агрессивности как свойства личности изучена недостаточно. 
         Особенностью современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде.Подростки всё чаще проявляют жестокость и агрессию, совершают преступления против личности, влекущие за собой тяжкие телесные повреждения и даже смерть людей. Сам акт насилия часто представляется подростками как некое развлечение,которое можно демонстрировать в Интернет, выставляя напоказ ролики с жестокими играми.

Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию в обществе, необходимо всестороннее изучение психологических причин повышения агрессивности  подростков. 
           В последние годы, когда информационные технологии стали доступны широким слоям населения, а компьютерные игры являются формой досуга большинства подростков,современные исследователи подростковой агрессии всё чаще обращают внимание на взаимосвязь агрессивности подростков с уровнем насилия в компьютерных играх.

Цель: исследовать особенности влияния компьютерных игр на агрессивность подростков. 
Задачи:  
1)Анализ  подходов  к  исследованию  агрессии. 
2) На основе теоретического анализа выявить степень изученности проблемы влияния компьютерных игр на развитие агрессивности. 
3)Определение методик направленных на исследование форм деструктивного поведения подростков, играющих в компьютерные игры агрессивного содержания. 
4) Исследовать и проанализировать различия в степени агрессивности между подростками, играющими и не играющими в компьютерные игры. 
5)Анализ  полученных  результатов. 
Объект исследования: деструктивное поведение подростков увлеченных компьютерными играми агрессивногосодержания. 
Предмет исследования: формы деструктивного поведения подростков увлеченных компьютерны играми агрессивного содержания. 
Гипотеза: компьютерные игры деструктивного содержания оказывают влияние на формирование агрессивных форм поведения подростков. 
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ результатов.

ГЛАВА 1 Проблема агрессии в психологии

1.1 Подходы  к  изучению  агрессии 
Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальной, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век - «веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы, вышедшей в ведущих странах Запада 70-80г. посвященной проблеме человека. Свидетельствуют о том, что вопросы связанные с человеческой агрессивностью (или агрессией) выдвигаются на передний план многих исследований. 
Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение. 
Прежде всего, агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 
1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве. 
2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам. 
3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения. 
Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. 
Старейшая из них теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия – это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. 
Теоретики–эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. 
Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р.Ардри, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам и борьбе.  
Человек в развитии своего сознания и бытия настолько далеко ушел от животного мира. Что распространять закономерности последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы с научной точки зрения абсолютно бесперспективно. Различные общественные формы деятельности человека детерминированны отнюдь не его биологической сущностью. Но осуществляются прежде всего по законам общественного труда, законам развития определенного способа производства. Обладая специфической и уникальной в природе способностью сознательно производить орудия труда и целенаправленно использовать их в своем воздействии на окружающий мир, наличием второй сигнальной системы и связанной с ней членораздельной речью, человек выступает прежде всего как субъект труда, мысли, воли и общения. Корни всех проявлений насилия следует искать не в материальных отношениях и условиях, а в индивидуальной психологии людей, в субъективном мире личности. 
Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на ругие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение и смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. Автор предложил, что выбор агрессером жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством, каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает. Смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором. 
Когнетивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнетивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее внимание на его чувства и поведение. В свою очередь степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнетивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности. 
В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то. Каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее появление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения. 
 
Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях появления агрессии, а так же в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль. 
  Формы агрессивных и враждебных реакций: 
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против  другого  лица. 
2. Косвенная агрессия – агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.) 
3. Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. 
4. Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил). 
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.  
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. 
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки). 
8. угрызения совести, чувство вины – выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки. 

1.2. Мотивация агрессивного поведения подростков

Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Так, для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознанно субъектами как таковое; во-вторых необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс, и в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненые отношения – враждебность.                

Нужны определенные провоцирующие условия, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость» (характеризующие его «возбудимость», «конфликтность») подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший вклад в агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность.

Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного поведения. Как показал Реан А.А., влияет и такая особенность личности (характера), как «демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. это реализуется в тщеславном поведении. Часто нарочито демонстративном. 

 
 1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируются в обществе как орудие в борьбе за преуспевание.

Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток к подобной психической организацией ищет выхода внутреннемунапряжению, в том числе и в драке, ругани.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. Подростки считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живет для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков характер на неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие боевиков, детективов и т. п. Провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

Расхождение между стремлениями подростка связанности с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятия окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям 
1.3.  Классификация  компьютерных игр.  
Четкая классификация затруднена из-за того, что подчас трудно отнести игру к каком-нибудь конкретному жанру. Игра может представлять собой как смешение существующих жанров, так и не относиться ни к одному из них. Несмотря на это, в ходе развития компьютерных игр сложилась следующая классификация.

Каждой группе игр была присвоена буква (от «А» до «»Ж) по мере возрастания уровня агрессии.

А –развивающие, логические, познавательные, преобразующие;

Б -игры, в которых агрессия не является самоцелью, а выступает средством достижения виртуальной цели (инструментальная агрессия) - стратегии,спортивные состязания, гонки;

В - игры, в которых акты насилия осуществляются по отношению к рисованным и анимированным персонажам;

Г – «шутеры» от 2-го и 3-го лица. «Шутеры» – игры, где основой игрового действия является уничтожение всего и вся посредством огнестрельного оружия. В играх от2-го лица игрок видит своего героя со стороны. В играх от 3-го лица игрок смотрит на виртуальный мир как бы из-за спины своего героя;

Д-«шутеры» от 1-го лица. В играх от 1-го лица игрок видит мир глазами своего героя, в результате чего у игрока создаётся эффект присутствия в виртуальной реальности;

Е –сетевые игры, где игроки сражаются между собой;

Ж - GТА. Игра от 3-го лица с элементами «жестокого насилия», она выделена в отдельную группу игр, так как в отличие от других перечисленных выше видов игр, имитирует возможность немотивированного насилия, не связанного с выполнением миссии 
 
1.4.Исследование влияния компьютерных игр на развитие агрессивности  в  подростковом  возрасте. 
    Только в начале 70-х годов озабоченная благом детей общественность и отдельные родители и воспитатели начали проявлять беспокойство по поводу военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и установленные в них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят в видеоиграх в войну на персональных компьютерах. 
J. U.Rogge (1984 г.) считает, что увлечение военными игрушками и военными видеоиграми непременно приведет к претворению всего этого в жизнь. 
H.Selg (1983 г.) «вредное влияние не было доказано, хотя его нельзя полностью исключить. Не хватает методически безупречных исследований, касающихся влияния видеоигр на детей и подростков. Необходимость, например, многолетние лонгитюдные исследования». 
Увлечение подростков видеопродукцией компьютерными играми, насыщенными сценами насилия имеет по мнению Завражина С.А. и нормативное значение. Во-первых, процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой накопленной агрессивности, глубинных бессознательных страхов и тревог, сопровождающие реальную жизнь подростка. Во-вторых, желание увидеть на экране и переживать еще раз в фантазии сцены насилия является не чем иным, как одним из современных способов проверки на прочность формирующейся Я-концепции, которая должна «держать удар» вырабатывая сопротивляемость помогающую подростку соответствовать стандартам подростковой популяции  в  целом. 
    И все же сцены видеонасилия и возникающие на этой почве агрессивные фантазии представляют для подростка и общества реальную опасность, заключающуюся не столько в возможности их оперативной реализации, сколько в постепеннойм формировании у подростка установки на их рациональное использование в качестве универсального инструмента для разрешения собственных проблем и спонтанно возникающих желаний. 
Бютнер считает, что видеоигры в войну представляют собой провокацию, предлагая одновременно и свой сценарий безграничных возможностей. Эти безграничные возможности проявляются не только в том, что играющий перемещается в дальние дали космического пространства, но и в сознании иллюзии всемогущества. Чувства безграничной силы и отсутствия реальных последствий разрушающих фантазий могут перекликаться со стремлением взрослых все контролировать. 
Видеоигры в войну нового поколения представляют врага существующем во вне, в определенном месте, а в наиболее откровенных вариантах находящимся в полном созвучии с принятым в обществе образом врага. 
Но игровая ситуация отображает борьбу, происходящую во внутреннем мире играющего, - внутреннее раздвоение доходящее порой до возникновения безумных идей. 
Миллер А. (1980 г.) считал, что даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязи между индивидуальной судьбой и насилием  в  обществе. 

Информация о работе Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков