Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:36, практическая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Проблема агрессивного поведения....……….......…………..5
1.1 Подходы к изучению агрессии ………………………...…………………....5
1.2 Мотивация агрессивного поведения подростков .................…………...…..9
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков……10
1.3. Классификация компьютерных игр………………………………..………11
1.4. Исследование влияния компьютерных игр на развитие агрессивности
в подростковом возрасте…………………………………………..............…...12
ГЛАВА 2. Исследование влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков……...………………………………………………..…..15
2.1. Организация и методы исследования………………….……….………….15
2.2. Анализ проведенного исследования.………………………………………16
Заключение……………………………………………………………….………17
Список литературы……………………..………….............................................19

Файлы: 1 файл

2013Влияние комп.игр на агрессивность.docx

— 88.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Исследование влияния компьютерных игр на агрессивное поведение  подростков

2.1 .  Организация и методы исследования 
      Исследование в данной работе посвящено выявлению взаимосвязи компьютерных игр и агрессии подростков. Для проверки гипотезы исследования были использованы следующие методики:

-Анкета «Компьютерная  и игровая зависимость подростка»

- Опросник Басса-Дарки по определению агрессии.

   Цель: выявление типа агрессии подростка.

Для выявления компьютерных предпочтений была разработана специальная анкета, которая выявляет: интересы подростков; количество времени в день, затрачиваемое на работу с компьютером; предпочитаемые компьютерные игры; реакции на запрет играть в компьютерные игры.

«Опросник агрессивности» Басса-Дарки предназначен для изучения уровня агрессивности. Басс сначала провел разграничение между враждебностью и агрессией. Враждебность есть реакция отношения скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Если врожденные реакции вербализуются, они принимают форму уничижительных замечаний или негативных высказываний. Басс определил агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшие различия он проводил, предлагая выделить подклассы во враждебно-агрессивном поведении. Предложение о необходимости учитывать при измерении существование нескольких различных структур основывалось на классификационной схеме, в которой различаются агрессия и враждебность, причем агрессивное поведение подразделяется на прямое и косвенное, а также на активное и пассивное. 
Исследователи предложили 75 вопросов, с которыми можно согласиться или нет. 
Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности; 
Враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; 
Агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным  лицам. Результаты психодиагностики агрессивных реакций подростков были обработаны в соответствии с ключом.

 

2.2 Анализ проведенного  исследования

Данное исследование проводилось в апреле 2013 года в общеобразовательной школе №103. В исследовании принимало участие подростки 14-16 лет. Было опрошено 61 обучающихся (31 юноша и 30 девушек). Исследование было направлено на выявление влияния компьютерных игр на агрессивность у подростков. Исследование состояло из 2 этапов. На I этапе исследовались зависимость подростка от компьютера и особенности  агрессии  при помощи психодиагностических методик. На II этапе были проанализированы результаты. На III этапе сравнивались результаты, полученные на I и II этапах исследования, то есть устанавливалось влияние компьютерных игр на агрессивность подростков.

В ходе проведения опросника Басса - Дарки  на выявление типа агрессии были получены результаты, представленные в приложении.

  Анализ результатов показал следующее. 95 % общей выборки подростков используют компьютер, в основном, для игр и общения в социальных сетях. Юноши проводят за компьютером больше времени, чем девушки. Девушки чаще выбирают игры с неагрессивным сюжетом, юноши предпочитают агрессивные игры. Юноши, по сравнению с девушками, более склонны к проявлению физической агрессии. Наименьший уровень агрессивности характерен для подростков, играющих в игры с неагрессивным сюжетом. Исследовав и проанализировав различия в степени агрессивности между подростками, играющими и не играющими в компьютерные игры был сделан вывод о том, что подростки играющие в компьютерные игры агрессивного содержания отличаются от сверстников, не играющих в данные игры повышенной физической, косвенной и вербальной агрессией. Выявлена тесная взаимосвязь между уровнем агрессивности подростков и уровнем насилия в компьютерной игре.

Таким образом, гипотеза о том, что компьютерные игры деструктивного содержания оказывают влияние на формирование агрессивных форм поведения подростков подтвердилась.

 

 

 

Заключение 
   Анализ подходов к изучению агрессии показал, что основными являются: теория инстинкта, теоретика–эволюционная, теория побуждения, когнетивные модели, теория социального научения. 
  Обзор литературы, посвященный влиянию компьютерных игр на агрессивность подростков позволил сделать вывод о том, что эта тема достаточно не изучена в последние года. Данные приведенные в исследованиях различных авторов уже устарели. Всеобщая компьютеризация «поглотила» огромное количество подростков, поэтому ситуация изменилась. Необходимы новые исследования проблемы влияния компьютерных игр на агрессивность подростков. 
    Исследовав и проанализировав различия в степени агрессивности между подростками, играющими и не играющими в компьютерные игры был сделан вывод о том, что подростки играющие в компьютерные игры агрессивного содержания отличаются от сверстников, не играющих в данные игры повышенной физической, косвенной и вербальной агрессией. 
Данное исследование подтверждает тот факт, что компьютерные игры являются одним из фактором влияющих на агрессивность подростков. Компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности. Все, что видят на экране монитора, то есть образ того как необходимо поступать, эталон превосходства над другими, они  выносят  в  «жизнь». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бандура А., Уолте Р. Подростковая агрессия. Изучение воспитания и семейных отношений. -М.: Апрель Пресс, 1999.
  2. Самоукика Н. Игры в школе и дома. М., 1995.
  3. . Фурманов И, Детская агрессивность. Минск, 1996.
  4. http://flogiston.ru
  5. http://www.itclinic.ru 
     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Приложение 1 

Сравнение выборок по высоким показателям (юноши и девушки) 
 
 
Соотношение количества играющих в компьютерные игры юношей и девушек.

 

 

Взаимосвязь соотношения агрессии и враждебности юношей и девушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Опросник агрессивности Басса - Дарки 
 
Инструкция: Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать. 
 
Вопросы: 
1..Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 
2..Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 
 
3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 
 
4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. 
 
5.Я не всегда получаю то, что мне положено. 
 
6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 
 
7.Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать. 
 
8.Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал 
мучительные угрызения совести. 
 
9.Мне кажется, что я не способен ударить человека. 
 
10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. 
 
11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 
 
12.Если мне не нравится установленное правило, 
мне хочется нарушить его. 
 
13.Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться 
благоприятными обстоятельствами. 
 
14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне 
несколько более дружественно, чем я ожидал. 
 
15.Я часто бываю не согласен с людьми. 
 
16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 
 
17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. 
 
18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 
 
19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим. 
 
20.Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю 
ему наперекор. 
 
21.Меня немного огорчает моя судьба. 
 
22.Я думаю, что многие люди не любят меня. 
 
23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 
 
24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 
 
25.Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку. 
 
26.Я не способен на грубые шутки. 
 
27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 
 
28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. 
 
29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 
 
30.Довольно многие люди завидуют мне. 
 
31.Я требую, чтобы люди уважали мои права. 
 
32.Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей. 
 
33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы 
их щелкнули по носу. 
 
34.От злости я иногда бываю мрачен. 
 
35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, 
я не расстраиваюсь. 
 
36.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания. 
 
37.Хотя я и не /доказываю этого, иногда меня гложет зависть. 
 
38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 
 
39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильными выражениям. 
 
40.Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены. 
 
41.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 
 
42.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 
 
43.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. 
 
44.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. 
 
45.Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам». 
 
46.Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, 
что я о нем думаю. 
 
47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 
 
48.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 
 
49.С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева. 
 
50.Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. 
 
51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, 
с которым не легко ладить. 
 
52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей 
делать что-то приятное для меня. 
 
53.Когда на лленя кричат, я начинаю кричать в ответ, 
 
54.Неудачи огорчают лленя. 
 
55.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. 
 
56.Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, 
что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. 
 
57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. 
 
58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. 
 
59.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, 
но теперь я в это не верю. 
 
60.Я ругаюсь со злости. 
 
61.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 
 
62.Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, 
я применяю ее. 
 
63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. 
 
64.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 
 
65.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 
 
66.Я не умею поставить человека на место, даже если он этого 
заслуживает. 
 
67.Я часто думаю, что жил неправильно. 
 
68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 
 
69.Я не раздражаюсь из-за мелочей. 
 
70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить 
или оскорбить меня. 
 
71.Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь 
приводить угрозы в исполнение. 
 
72.В последнее время я стал занудой. 
 
73.В споре я часто повышаю голос. - 
 
74.Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 
 
75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 

 

 

 

 

АНКЕТА

«КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

 

Инструкция: Прочитайте вопросы, предложенные в анкете. Если Вы согласны, то поставьте значок «┼» против каждого вопроса, если не согласны, поставьте значок «▬».

1.Испытываете ли Вы повышенный интерес к компьютеру?

2.Сколько времени обычно Вы проводите за компьютером?

3.Какие компьютерные игры вы предпочитаете?

4.Легко ли Вам прервать занятия за компьютером, если нужно заняться другим делом (сходить в магазин, сделать уроки)?

5.Чувствуете ли Вы раздражение из-за необходимости прервать игру на компьютере?

6.Возникали ли у Вас трудности и проблемы из-за увлечения компьютером

  • В учебе

  • С родителями

  • С друзьями

  • Со здоровьем

7.Вы используете компьютер потому, что

    • Это модно

    • Можно получить выигрыш

    • Можно забыть о проблемах

    • В этом случае, я неодинок

    • С ними интереснее, чем со сверстниками

    • Иное

8.Чем Вы увлекаетесь в свободное время?

 

 

.

 

 


Информация о работе Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков