Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:40, автореферат
В шестидесятые годы символом благосостояния нашего народа был телевизор, в семидесятые – магнитофон, в восьмидесятые – видео. Ну а в начале девяностых – персональный компьютер. Его привозили из-за границы, а потом торжественно показывали гостям, уверяя, что с приобретением компьютера у людей начинается принципиально другая жизнь, ибо он открывает такие горизонты, дает такие возможности. Теперь компьютером никого не удивишь. И, как часто бывает, голубая мечта, сбывшись, посерела. А местами даже почернела. Выяснилось, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. А у кого сводится, тот (точнее, его психика) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального. Особенно уязвимы в этом отношении дети и молодежь. Что вполне понятно: они еще не сформировались и легко поддаются влияниям.
В нашем обществе одна из центральных тем психологических исследований - проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных способности с ней правонарушений. Некоторые производители и психологи утверждают, что не существует никаких доказательств пагубного воздействия игр на детей, и что игра наоборот - разрядка накопившейся агрессии. Другие специалисты уверены в обратном. Они считают, что человек, переигравший в агрессивные игры, "обязательно возьмет оружие и пойдет убивать прохожих".
Рис. 4. Потребность подростков в игре на компьютере.
Данные рисунка 4 показали, что подростки 15-16 и 17 лет стали более зависимыми от компьютерных игр, так как их потребность в игре возросла с 5-10% до 33-44%. А вот 13-14-летние наоборот. Возможно, это произошло из-за пропаганды отрицательного влияния компьютерных игр и усиления контроля со стороны взрослых.
Следующим вопросом нашей анкеты мы хотели выяснить с кем играют подростки. Мы предположили, что с развитием интернета и его внедрения в повседневную жизнь должен возрасти процент учащихся играющих в сети с друзьями.
Рис. 5. С кем играют в компьютерные игры.
Подростки 13-14 лет 2010 года предпочитают играть в одиночку, а вот чем старше, тем большее число учащихся предпочитают играть в сети.
Так как достаточно большое количество подростков разного возраста увлекаются компьютерными играми, то, возможно, у них уже сформировалась некая зависимость. Получить ответ на данный вопрос мы смогли задав следующий вопрос нашей анкеты.
Рис. 6. Зависимость от компьютерных игр.
По
данным рисунка 6 видно, что не наблюдается
зависимости у учащихся 13-14 лет (увеличение
процента отказа), а вот подростки 15-16 лет
показали результаты, которые заставляют
задуматься: увеличение процента не способных
отказаться от игры с 28 до 34%. Не значительно
снизилось количество зависимых подростков
в возрасте 17 лет.
Рис. 7. Испытываете ли вы чувство жестокости?
Показатели по данному критерию достаточно серьезно возросли, особенно у учащихся 17 лет (по предыдущим показателям они больше времени стали проводить за компьютерными играми).
Рис. 8. Испытываете ли вы чувство безнаказанности?
Как
и в предыдущем случае мы видим
рост показателе для подростков 15-16
(от 57 до 63%) и 17 (от 43 до 58%) лет. Такое
отношение к своему поведению в игре
может привести к появлению правонарушений
в реальной жизни. Поэтому мы решили задать
конкретный вопрос о самом страшном преступлении
– убийстве.
Рис. 9. Удовольствие от убийства в игре.
В данном показателе наблюдается отрицательная динамика (уменьшение), что не может не радовать.
Рис. 10. Контроль времени во время игры
Увеличивается и процент подростков, которые не могут контролировать время во время игры, т.е. заигрываются. Что тоже может привести к не желательным последствиям.
Таким образом, по представленным данным можно сделать вывод, что компьютерные игры оказывают влияние на психику подростка и в большинстве это влияние негативное.
Но не только игра на компьютере влияет на психику подростка, но и само увлечение компьютером может оставить свой след. Это подтверждают следующие данные.
Рис. 11. Получение удовольствия от общения с компьютером
Резкое увеличение зависимости произошло с 13-14-летними подростками (хотя по всем другим критериям эта группа подростков была достаточно адекватна). Мы видим рост и показателей и у других групп. Компьютер все больше и больше увлекает подростков, а значит и оказывает все большее и большее влияние на неокрепшую психику. Доказательством того, что все-таки сам компьютер влияет на формирование зависимости является полученный нами следующий результат:
Рис. 12. Желание играть.
Мы видим, что подростки не испытывают огромного желания играть все больше и больше, но в тоже время испытывают удовольствие от общения с компьютером (предыдущий результат). Да и раздражения при отсутствии игры наши респонденты тоже не испытывают.
Рис. 13. Раздражение от отсутствия игры.
Рис. 14. Проблемы с родителями.
Проблемы с родителями испытывают в большей степени старшие подростки, что и наблюдалось в 2004 году.
Как мы выяснили, одной из косвенных причин игрозависимости является ухудшение самочувствия. Поэтому мы решили задать респондентам вопросы о их самочувствии, когда они увлечены компьютерными играми.
Рис.
15. Самочувствие подростков.
Рис. 16. Самочувствие подростков.
Показатели на рисунках 15 и 16 говорят о том, что значительного ухудшения самочувствия подростков не наблюдается (хотя у подростков в 2004 года наблюдалась сухость глаз, а в 2010 – нет. Может быть, привыкли?), но можно предположить, что юные респонденты просто постеснялись откровенно ответить.
Еще одной косвенной причиной игрозависимости можно считать неряшливый вид во время игры.
Рис. 17. Внешний вид во время игры.
Полученные данные говорят о том, что среди подростков 2004 года было больше тех, которые не обращали на себя внимания во время игры. А современные респонденты более требовательны к себе.
В
начале своей работы мы предположили,
что компьютерные игры оказывают
влияние на психику подростков. Наше
предположение подтвердили и
респонденты.
Рис. 18. Влияние компьютерных игр на психику подростка.
Большинство подростков считают, что компьютерные игры оказывают влияние на психику. Причем 24% уверенны, что положительное, а 76% - отрицательное.
Результаты же исследований, проведенных в данной работе доказывают, что компьютерные игры действительно оказывают влияние на психику (см. приложение 2) и не всегда положительное.
Подросткам не возможно запретить играть. Но в наших силах «дозировать» время игры. Для этого мы разработали рекомендации для своих сверстников (см. приложение 3) и, надеемся, что они помогут нам играть с удовольствием и не стать игрозависимыми.
В этой работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты вопроса «Влияние компьютерных игр на психику подростка». Мы попытались показать, что игры не одинаковы не только по задействованным в ее процессе психическим функциям, но и по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении первое место занимают ролевые игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях. Следует отметить, что данная работа имеет целью скорее наметить направление, в котором нужно идти на пути к решению проблемы, а не разрешить все вопросы, которые здесь обсуждались. Поэтому итогом выполненного исследования можно считать разработанные нами рекомендации на подростков, которые помогут им играя в компьютерные игры не стать игрозависимыми.
Главное
помнить, что все должно быть в
меру и тогда никогда не возникнет
проблемы, какой – либо зависимости.
Информация о работе Влияние компьютерных игр на становление личности подростка