Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 23:20, курсовая работа
Цель исследования: на основе теоретического и экспериментального исследования выявить влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка.
Объект исследования – семьи, переживающие кризис семейных отношений.
Предмет исследования – психология подростков в условиях кризиса семейных отношений.
Введение
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейных отношений ребенка с близкими взрослыми. Уникальность семьи как древнейшего института человеческого взаимодействия состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. В семье закладываются основы личности ребенка. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционального удовлетворения.
В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в Казахстане, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития.
Низкая культура межличностного общения в семье снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака, кризису семейных отношений. Ведь психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи в каждый конкретный момент, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Изучение индивидуально -психологических особенностей подростков в неполных семьях всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях внесли такие ученые как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Й. Лангеймейр, З. Матейчик, В.С. Мухина, М. Скофилд, А.С. Спиваковская, М. Хофман, Р. Эванс.
В работах А. Адлера, Д. Баумринда, Дж. Боулби, К. Леонгарда, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, Е.Е. Маккоби, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, Е.С. Шеффера, Э.Г. Эйдмиллера и других ученых анализируются детско-родительские отношения, выделяются и описываются типы семейного воспитания.
Особенно тяжело в семьях, переживающим кризис семейных отношений, подросткам. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте. Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями.
Исходя из этого выявлено противоречие между необходимостью исследования влияния кризиса семейных отношений на психологию подростка и недостаточной практической обеспеченностью данного процесса. Данное противоречие позволило определить тему дипломной работы: «Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка».
Цель исследования: на основе теоретического и экспериментального исследования выявить влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка.
Объект исследования – семьи, переживающие кризис семейных отношений.
Предмет исследования – психология подростков в условиях кризиса семейных отношений.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования: если в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у подростков в таких семьях будут наблюдаться нарушения в личностном развитии.
Гипотеза определила задачи исследования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический
анализ психолого-
2. Рассмотреть особенности
развития личности в
3. Подобрать диагностический инструментарий для определения влияния кризиса семейных отношений на психологию подростка.
Методологической основой исследования являются деятельностный (В.А. Ядов), структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) подходы. Как известно, в отечественной психологии связь личности с микросредой обитания широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его микросредой обитания происходит взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы конкретные методы сбора и обработки фактического материала:
- тестирование (психодиагностические методики: ДМО — модифицированный Л.Н.Собчик вариант интерперсональной диагностики Т.Лири и ADOR — адаптированный Л.И.Вассерман, И.А.Горьковой и Е.Е.Ромицыной вариант опросника Э.Шафера "Поведение родителей и отношение подростков к ним");
- статистический анализ
(методы описательной
- качественный анализ
и содержательная
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft EXCEL 7.0.
База исследования. Базой исследования явилась средняя школа № 6 города Экибастуза. Привлечение семей в эксперимент производилось с помощью социального педагога и педагога-психолога. Испытуемые: родители – лица среднего возраста (от 35 до 50 лет), с различным уровнем образования; возраст детей –14 лет (учащиеся 8-х классов). Исследование проводилось на материале семей, в которых имеется только один родитель, либо один из родителей является приемным. В приведенных описаниях реальные имена детей изменены.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что исследован вопрос о влиянии семейных факторов на психологию подростка. Проведенное исследование может претендовать на известную степень новизны в связи с тем, что экспериментальное исследование проводилось в новых социально-экономических условиях и было направлено не на диагностику кризисных отношений в семье, а на их влияние на психологию подростка.
Теоретические выводы исследования могут найти применение в последующих работах по изучению причин, механизмов и проявлений этого феномена, а также в психопрофилактической и коррекционно-реабилита-ционной работе школьных психологов и специалистов семейных консультаций.
Практическая значимость работы:
Очевидно практическое его значение исследования для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с подростками, воспитывающимися в условиях кризиса семейных отношений.
Данное проводилось в три этапа в течение 2012-2015 гг. В общей сложности в нем приняли участие 35 человек (учащиеся восьмых классов, их родители и учителя). Численность выборки обосновывалась требованиями заданной статистической значимости.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась применением общенаучных и частных теоретических принципов психологической науки, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам и сформулированной гипотезе, комплексным применением валидных апробированных в отечественной психологии диагностических методик, репрезентативной выборкой, а также анализом полученных данных и выявленных фактов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Кризис семейных отношений влечет за собой искажение личностного развития подростков, негативно сказывается на формировании самосознания подростков.
2. Директивность семейных отношений, проявляющаяся в доминантном стиле общения родителей с детьми, воздействует на психологию подростка, оказывая неблагоприятное воздействие.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ КРИЗИСА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХОЛОГИЮ ПОДРОСТКА
1.1. Исследование внутрисемейных отношений в психологической науке
Человек неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. [1]
Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и , в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. [2]
Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль и эмоциональный тон семейных взаимоотношений. [3]
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности [4].
Информация о работе Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка