Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе теоретического и экспериментального исследования выявить влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка.
Объект исследования – семьи, переживающие кризис семейных отношений.
Предмет исследования – психология подростков в условиях кризиса семейных отношений.

Файлы: 1 файл

Дипломная Галина.docx

— 311.61 Кб (Скачать файл)

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка

Нарушения жизнедеятельности семьи и, как следствие, кризисные состояния связаны с трудностями, обусловленными неблагоприятными вариантами жизненного цикла. Э.Г.Эйдемиллер разделяет острые, ситуационные и хронические раздражители. [15].

Семья проходит через естественные «кризисы развития». В нормально адаптированной семейной системе кризис проходит несколько стадий развития и таким образом приводит семью к позитивным изменениям (изначальный вызов семейным устоям, наступление кризиса, возникновение необходимости предпринять новые действия, признание членами семьи данной необходимости, перемены в персональном представлении настроении членов семьи, изменения делаются возможными, новые последствия предпринятых действий, переход в новую стадию развития семейной системы, новый вызов семейным устоям, наступление нового кризиса, необходимость новых действий, признание этой необходимости, изменения в персональном представлении и настроении, изменения делаются возможными, новые результаты предпринятых действий, переход в новую стадию развития и т.д.).

Вместе с тем можно выделить такое понятие, широко используемое в литературе, как дисфункциональные семьи, то есть семьи, неспособные изначально удовлетворять потребности друг друга в личностном и духовном росте. Основными проблемами таких семей часто являются: ошибочный выбор партнера, незавершенные отношения с родительской семьей, утрата иллюзий, переживание растерянности, супружеская измена и угроза развода, гражданский брак, как попытка избежать ответственности.

Подобная ситуация возникает при взаимодействии, сотрудничестве, кооперации двух и более людей и предполагает какие-то навыки общения, сотрудничества и стратегию взаимных уступок и соглашений. Однако эмоционально подобные ситуации, несмотря на то, что они часто повторяются, воспринимаются очень тяжело, а порою даже болезненно. Психологический смысл и содержание подобного взаимодействия состоит в том, как воспринимаются трудности, препятствия, какие индивидуальные способы, методы, решения использует человек в подобных случаях.

Человек, попадая в кризисную ситуацию, оказывается перед выбором: либо переосмыслить свою жизнь заново и построить свое дальнейшее существование в соответствии с реальными условиями, испытав при этом некоторое «просветление», либо поставить образовавшуюся проблему как ведущую для своей жизни и жизни окружающих людей. Последняя ситуация ведет к постепенной деградации личности, поскольку она не имеет больше источников, которые подпитывали бы ее развитие, т.к. она отдалась решению одной проблемы своей жизни (которая, в конечном счете, может оказаться тупиковой), не рассмотрев возможности, которые предоставляет ей реальность.

Спиваковская А.С. упоминает о том, что у каждого человека существует определенное представление об окружающей его реальности и, следовательно, определенный стиль реагирования на эту реальность, который выступает как «закон движения» человека, определяющий его поведение и внутреннее развитие. Он может различаться по успешности адаптации человека в обществе, степени комфорта человека в этом обществе. Самостоятельно изменить данную структуру человеку трудно, так как она обладает инертностью, и это приводит к тому, что, выполняя положительную функцию адаптации в одних условиях, она может оказаться непригодной в других. [16, 17].

А.Адлер говорит об уникальном взгляде на мир и способе, выбранном каждым индивидуумом для следования своей цели, как модели приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Он носит бессознательный характер, но человек все же не является беспомощной пешкой во власти внешних сил. Человек сам формирует неповторимую жизненную линию - принцип активности личности. [4].

Тарнавский Ю.Б. и соавторы представили данные, говорящие о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его собственного развития отношениях (семейных отношениях). «Первое наказание для виновного, - писал М.Монтень – заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом…Совесть может преисполнять нас страхом, также как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием. Наши действия порождают в нас надежды или страх в зависимости от наших побуждений» [18].

Одной из основных проблем в семейных отношениях является принятие решения простить другого человека, другого члена семьи или попросить прощение. Данная проблема возникает сразу после формирования у одного человека устойчивого чувства вины, а у другого обиды. В обоих случаях - это решение сделать первый шаг навстречу своим членам семьи, осознать причины своей обиды или чувства вины. Данные состояния вызывают у членов семьи ощущение наступления глубокого кризиса и тупика во взаимоотношениях с близкими людьми. Хорни К. и его коллеги из университета Висконсин- Мэдисон выделили основные ступени прощения [19]:

Фаза открытия

• Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место;

• Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе;

• Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам;

• Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды;

• Осознание личностной вовлеченности в когнитивную "репетицию” обиды (или постоянные мысли о ней);

• Понимание того, что обиженный постоянно сравнивает себя с обидчиком;

• Понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного изменения;

• Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире;

Фаза принятия решения:

• Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают;

• Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор;

• Готовность простить обидчика.

Фаза действия:

• Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей;

• Эмпатия по отношению к обидчику;

• Осознание собственного сочувствия обидчику;

• «Поглощение» неизбежной боли.

Фаза результата:

• Нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении;

• Понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом;

• Понимание того факта, что человек не изолирован от других;

• Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни;

• Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. предложили рассматривать шесть стадий понимания прощения. Основанные на теории когнитивного развития Ж.Пиаже и модели развития этических рассуждений А.Кольберга, эти стадии отражают процесс понимания прощения [20,21]:

• Прощение, основанное на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию;

• Прощение основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если будут принесены извинения, если, простив, я буду чувствовать себя менее виноватым;

• Прощение во исполнение ожиданий других;

• Прощение во исполнение требований моей религии;

• Прощение, как средство достижения социальной гармонии;

• Прощение, как любовь, без всяких условий.

Ступени процесса получения прощения:

• Фаза осознания ситуации:

• Формальное отрицание, но внутреннее признание того, что я обидел другого человека;

• Чувство вины (в силу нарушенной справедливости), раскаяния (печали), возможно, гнева в свой адрес;

• Чувство стыда (ощущение того, что окружающие осуждают и отвергают меня);

• Осознание катарсиса;

• Осознание когнитивного репетирования;

• Сравнивание себя с обиженным, понимание того, как он страдает, сравнение взаимоотношений до и после обиды;

• Понимание того, что обиженный мог пережить необратимые негативные изменения по моей вине;

• Осознание того, что мое самовосприятие изменилось в худшую сторону (повысился уровень самокритичности, возможно снизилось самоуважение).

• Фаза принятия решения:

• Понимание того, что мне нужно изменить свои взаимоотношения с тем, кого я обидел;

• Желание получить прощение. Оно может выражаться в принесении извинений и попытке загладить нанесенный ущерб. Я могу ошибочно счесть, что в состоянии заставить Другого простить меня;

• Понимание того, что прощение, полученное от другого, - это дар, и готовность терпеливо ожидать этого дара.

• Фаза действия:

• Пересмотр моего понимания Другого, осознание того, что он страдает и нуждается в том, чтобы прошло какое-то время, чтобы он мог простить;

• Эмпатия по отношению к Другому;

• Появление сострадания к Другому или желания терпеливо страдать вместе с ним;

• Принятие боли: Я готов терпеть гнев обиженного и принимаю трудности своего пути к прощению.

• Фаза результата:

• Нахождение смысла в страдании вследствие нанесенной мной обиды и в трудном пути к прощению;

• Осознание того, что Я простил других;

• Понимание того, что Я не одинок и что другие тоже оказывались в сходной ситуации;

• Нахождение новой цели (как мне впредь жить иначе, чем до сих пор?);

• Освобождение от чувства вины и раскаяния, возможно, чувство благодарности к Другому;

• Примирение с Другим может начаться или продолжиться.

Вместе с тем, согласно теории Эллиса, причиной стресса и вызываемых им фрустрации или неадаптивного поведения бывает не столько сама ситуация, сколько связанные с нею убеждения. В основе формирования поведения личности в кризисных ситуациях лежат основные жизненные убеждения этой личности. Большую часть мысленной программы человек приобретает в детстве. На личность больше всего влияют убеждения родителей, которые проникают в нее через их слова и действия. Убеждения также формируются под воздействием учителей, религии, других членов семьи, одноклассников, окружения, страны и всего жизненного опыта в целом. Хотя ранняя мысленная программа имеет наиболее глубокое влияние на наши действия, структура наших основных убеждений постоянно подвергается изменению под воздействием нашего жизненного опыта. Основное убеждение – это такое убеждение, которое лежит в основе того, как человек ориентирует себя в жизни, и является настолько фундаментальным, что человек никогда не задумывается о нем («это как раз то, что есть я и мой образ мыслей»). Можно выделить пять основных убеждений: убеждения касающиеся личной ответственности, самооценки, веры во вселенную, позитивного отношения, открытости к переменам. [22]:

Можно выделить основные ограничивающие представления:

1. Личная ответственность: «Я жертва сил, которыми не  способен управлять», «Я не властен изменить свою жизнь», «Я беспомощен», «Я не знаю что делать в сложных ситуациях», «Я ни в чем не могу разобраться, поэтому не должен брать ответственность за свою жизнь», «Я не могу изменить мою жизнь, такова моя карма», «Это мои родители повинны в том, что моя жизнь в таком беспорядке», «Во всем виноват кто-то другой и что-то другое», «Мне всегда достается самое сложное в любом деле», «Я не знаю как измениться и расти».

2. Самооценка: «Я недостаточно  хорош», «У меня нет качеств, необходимых  для того, чтобы преуспеть», «Я  недостоин любви», «Я ничего не  стою», «Я не заслуживаю благосостояния, любви, здоровья и т.д.», «Я недостаточно  умен», «Я не нравлюсь себе», «Я  не принимаю себя», «Я не одобряю  себя», «Я ни на что не годен».

3. Вера во вселенную: «Я одинок в этой жизни», «Я не верю, что вселенная благосклонна ко мне», «Я не могу расслабиться», «Я должен контролировать каждую стадию процесса, иначе у меня ничего не получится», «Если я все время не буду настороже, надо мной легко взять верх», «Если я будуполагаться на Вселенную, она меня подведет», «Людям палец в рот не клади», «Я не умею доверять», «Разумной вселенной не существует».

4. Позитивное отношение: «Жизнь нелегка», «Жизнь – это борьба», «Таков мой удел – страдать», «Наш мир безнадежно испорчен», «Мои действия ничего не меняют», «Со мной всегда происходит что-нибудь плохое», «Всегда существует оборотная сторона медали», «Мир – это сплошной беспорядок», «Все корпорации, правительства, политические деятели и т.д. – плохи», «Ничего не получится», «Это невозможно сделать», «Я знал, что это случится», «Мне ничего в жизни не удается».

5. Открытость к переменам: «Неожиданные перемены окажутся сильнее меня, и я не буду знать, что делать», «Безопасность мне нужна, чтобы чувствовать себя спокойно в жизни», «Я боюсь, что перемены повредят мне», «То, чего я не смогу контролировать, ничем хорошим не обернется», «Перемены слишком трудны и болезненны, я предпочел бы ничего не менять», «У меня нет силы воли, чтобы поддерживать эти перемены».

Юнг К. выделил 4 этапа кризиса:

• первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем

• дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

• еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внутренних и внешних источников;

• повышение тревоги и депрессии, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Информация о работе Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка