Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:13, реферат
Таким образом, цель данной работы - изучить роль общения в формировании личности подростка.
Объектом исследования являются особенности общения подростков
Предметом исследования – влияние общения подростков со взрослыми и сверстниками на становление их личности.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) выявить личностные особенности, свойственные подросткам;
2)рассмотреть литературу по изучению общения;
3) определить роль общения в формировании личности подростка;
Введение. 2
Характеристика изменений подростка по сравнению с ребёнком 3
Общение как фактор формирования личности подростка 4
Общение с ровесниками 4
Общение со взрослыми 8
Влияние семьи на формирование характера подростка 9
Заключение 12
Список литературы 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский
Факультет социальных наук
Специальность 030301.65 «Психология»
РЕФЕРАТ
Дисциплина Введение в профессию
Тема Влияние общения на формирование личности подростка
Выполнила студентка
1 курса, 14-14 группы
Ушакова И. Л.
(Ф. И. О.)
Преподаватель:
Шляхтин Г.С.
(Ф. И. О.)
Нижний Новгород,
2012
Оглавление
Введение. 2
Характеристика изменений подростка по сравнению с ребёнком 3
Общение как фактор формирования личности подростка 4
Общение с ровесниками 4
Общение со взрослыми 8
Влияние семьи на формирование характера подростка 9
Заключение 12
Список литературы 13
Подростковый возраст
Изучению подросткового
Актуальность изучения особенностей общения подростков резко возрастает на данном этапе развития общества, так как идёт резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Основная тенденция
Таким образом, цель данной работы - изучить роль общения в формировании личности подростка.
Объектом исследования являются особенности общения подростков
Предметом исследования – влияние общения подростков со взрослыми и сверстниками на становление их личности.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) выявить личностные
особенности, свойственные
2)рассмотреть литературу по изучению общения;
3) определить роль общения в формировании личности подростка;
Подростничество – это, пожалуй, самый трудный из всех детских возрастов период, потому что он представляет собой период становления личности, время становления подлинной индивидуальности и самостоятельности. Вместе с тем это самый ответственные период, так как здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Общаясь со сверстниками подросток сравнивает себя с ними, создаёт собственное мнение, на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников; ищет то, что ближе ему и таким образом формирует своё представление об окружающем мире и своё к нему отношение.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной и духовной жизни ребёнка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группе сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые помогают ему занять определённое место в системе взаимоотношений со сверстниками.[3, стр181-182]
Социальная структура как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье учиться в школе, он окружён по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации-подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей.[2, стр350]
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна: со взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам. Тот факт, что особенно интенсивно социализация происходит именно в подростковом возрасте, доказывает огромное значение для подростков общения, прежде всего общения со сверстниками, которое, по мнению большинства исследователей, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Отношения со сверстниками строятся обычно как равнопартнёрские и управляются нормами равноправия, в то время как с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его интересов и потребностей, он отходит от школы и семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Начиная с подросткового
возраста, большую роль в развитии
личности играет общение со сверстниками,
с друзьями, среди которых ребёнок
проводит большую часть своего времени.
Это позволяет сделать
Для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12-13 лет.
Так как процесс социализации связан с вхождением не только в мир взрослых, но и в мир подростковых ценностей (промежуточный этап взросления), ведущей для формирования социокультурной идентичности становится именно группа сверстников. Особенно значима коммуникация с ровесниками в периоды резких социальных изменений, при появлении новых общественных идеалов, установок и ценностей, когда, как писала М.Мид, взрослые часто учатся у детей. Поэтому очень важным для подростка представляется факт нахождения своей референтной группы, т. е. той группы, ценности которой значимы для ребёнка и мнение которой о его личных качествах для него чрезвычайно ценно. Стремление соответствовать этим нормам, приобрести уважение и высокое статусное место именно в этой группе - один из ведущих мотивов деятельности подростка, который наполняет процесс социализации конкретным содержанием.
Общение со сверстниками очень важный канал информации. Это специфический вид межличностных отношений. То что в группе все одного возраста и в этом смысле равны между собой, делает её особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует возникающего у подростка чувства собственной взрослости. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи даёт чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний - выше интереса к чувствам и переживаниям другого. [5, стр 295-296]
Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить своё сходство с другими людьми и своё отличие от них. Общение, прежде всего с ровесниками, помогает становлению дифференцированного и адекватного представления о себе. «Образы-Я», которые возникают в сознании подростка, разнообразны, они отражают все богатство его жизни, и их развитие было бы невозможно без полноценного общения, т. е. социальные взаимоотношения крайне важны для понимания себя и достижения идентичности. Дружба с разными людьми позволяет подросткам пробовать «примерять на себя» разные роли, самоутверждаться.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретённому другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.[2]
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.
Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвёл, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жёстко оценивают сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идёт более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.
Отличительная особенность детей
подросткового возраста некоторая
социально-психологическая
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создаёт чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.[4, стр. 13]
Информация о работе Влияние общения на формирование личности подростка