Влияние общения на формирование личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - изучить роль общения в формировании личности подростка.
Объектом исследования являются особенности общения подростков
Предметом исследования – влияние общения подростков со взрослыми и сверстниками на становление их личности.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) выявить личностные особенности, свойственные подросткам;
2)рассмотреть литературу по изучению общения;
3) определить роль общения в формировании личности подростка;

Содержание работы

Введение. 2
Характеристика изменений подростка по сравнению с ребёнком 3
Общение как фактор формирования личности подростка 4
Общение с ровесниками 4
Общение со взрослыми 8
Влияние семьи на формирование характера подростка 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.66 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный  университет им.Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина Введение в профессию

Тема Влияние общения на формирование личности подростка

Выполнила студентка

      1    курса,        14-14       группы

Ушакова И. Л.  

(Ф.  И. О.)

Преподаватель:

Шляхтин Г.С. 

(Ф.  И. О.)

Нижний Новгород,

2012

 

 

Оглавление

Введение. 2

Характеристика изменений подростка  по сравнению с ребёнком 3

Общение  как фактор формирования личности подростка 4

Общение с  ровесниками 4

Общение со взрослыми 8

Влияние семьи  на формирование характера подростка 9

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

Введение.

Подростковый возраст представляет собой период становления личности. Одна из главных особенностей подросткового  возраста - смена значимых лиц и  перестройка взаимоотношений с  взрослыми. Общение - основа межличностных  отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у  подростков.

Изучению подросткового общения  посвящены отечественные (Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Р.Ф. Савиных, И.С. Кон, Я.Л. Коломинског) и зарубежные( К. Левин, Ш. Бюлер, Ж. Пиаже, Э. Шпрангер,  Э. Эриксон) исследования.

Актуальность изучения особенностей общения подростков резко возрастает на данном этапе развития общества, так как идёт резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Значение общения в жизни  подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье  каждого.

Основная тенденция переходного  возраста – переориентация общения  со взрослыми( родителями, учителями) на общение со сверстниками.

Таким образом, цель данной работы - изучить роль общения в  формировании личности подростка.

Объектом исследования являются особенности общения подростков

Предметом исследования –  влияние общения подростков со взрослыми и сверстниками на становление их личности.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) выявить личностные  особенности, свойственные подросткам;

2)рассмотреть литературу  по изучению общения;

3) определить роль общения в формировании личности подростка;

 

 

Характеристика изменений  подростка 
по сравнению с ребёнком

 

Подростничество – это, пожалуй, самый трудный из всех детских возрастов период, потому что он представляет собой период становления личности, время становления подлинной индивидуальности и самостоятельности. Вместе с тем это самый ответственные период, так как здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Общаясь со сверстниками подросток сравнивает себя с ними, создаёт собственное мнение, на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников; ищет то, что ближе ему и таким образом формирует своё представление об окружающем мире и своё к нему отношение.

Переход к подростковому  возрасту характеризуется глубокими  изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной и духовной жизни ребёнка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группе сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые помогают ему занять определённое место в системе взаимоотношений со сверстниками.[3, стр181-182]

Социальная структура  как условие развития и бытия  в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве  не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток  продолжает жить в семье учиться в школе, он окружён по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации-подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей.[2, стр350]

Общение 
как фактор формирования личности подростка

 

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна: со взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам. Тот факт, что особенно интенсивно социализация происходит именно в подростковом возрасте, доказывает огромное значение для подростков общения, прежде всего общения со сверстниками, которое, по мнению большинства исследователей, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Отношения со сверстниками строятся обычно как равнопартнёрские и управляются нормами равноправия, в то время как с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его интересов и потребностей, он отходит от школы и семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Общение с ровесниками

 

Начиная с подросткового  возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребёнок  проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости  и перейти на автономные самостоятельный  путь дальнейшего личностного развития. Все больше с этого возраста приобретает  самовоспитание и самосовершенствование  личности, которые в юности становятся главными средствами её развития.

Для подростка важны не только контакты, но и признание  сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12-13 лет.

Так как процесс социализации связан с вхождением не только в  мир взрослых, но и в мир подростковых ценностей (промежуточный этап взросления), ведущей для формирования социокультурной  идентичности становится именно группа сверстников. Особенно значима коммуникация с ровесниками в периоды резких социальных изменений, при появлении  новых общественных идеалов, установок  и ценностей, когда, как писала М.Мид, взрослые часто учатся у детей. Поэтому очень важным для подростка представляется факт нахождения своей референтной группы, т. е. той группы, ценности которой значимы для ребёнка и мнение которой о его личных качествах для него чрезвычайно ценно. Стремление соответствовать этим нормам, приобрести уважение и высокое статусное место именно в этой группе - один из ведущих мотивов деятельности подростка, который наполняет процесс социализации конкретным содержанием.

Общение со сверстниками очень важный канал информации. Это специфический  вид межличностных отношений. То что в группе все одного возраста и в этом смысле равны между собой, делает её особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует возникающего у подростка чувства собственной взрослости. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи даёт чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний - выше интереса к чувствам и переживаниям другого. [5, стр 295-296] 

Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить своё сходство с другими людьми и своё отличие от них. Общение, прежде всего с ровесниками, помогает становлению дифференцированного и адекватного представления о себе. «Образы-Я», которые возникают в сознании подростка, разнообразны, они отражают все богатство его жизни, и их развитие было бы невозможно без полноценного общения, т. е. социальные взаимоотношения крайне важны для понимания себя и достижения идентичности. Дружба с разными людьми позволяет подросткам пробовать «примерять на себя» разные роли, самоутверждаться.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии  на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего  мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько  притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные  в детские годы, становятся не столь  непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем  в детстве. Свои дела, планы, тайны  он доверяет уже не родителям, а обретённому другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.[2]

Успехи в среде сверстников  в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости  от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы  чести. Конечно, в целом нормы  и правила заимствуются из отношений  взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения  с точки зрения равенства и  свободы каждого. Здесь высоко ценятся  верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Нормативность в подростковых группах  формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвёл, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жёстко оценивают сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом  совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников  идёт более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

Отличительная особенность детей  подросткового возраста некоторая  социально-психологическая изолированность  от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущий автономной, независимой  жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически-изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется, кроме того, много специфических интересов, удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными и незаслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быт организатором дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.[3, стр 369]

При всей ориентации на утверждение  себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создаёт чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.[4, стр. 13]

Информация о работе Влияние общения на формирование личности подростка