Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:13, реферат
Таким образом, цель данной работы - изучить роль общения в формировании личности подростка.
Объектом исследования являются особенности общения подростков
Предметом исследования – влияние общения подростков со взрослыми и сверстниками на становление их личности.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) выявить личностные особенности, свойственные подросткам;
2)рассмотреть литературу по изучению общения;
3) определить роль общения в формировании личности подростка;
Введение. 2
Характеристика изменений подростка по сравнению с ребёнком 3
Общение как фактор формирования личности подростка 4
Общение с ровесниками 4
Общение со взрослыми 8
Влияние семьи на формирование характера подростка 9
Заключение 12
Список литературы 13
При этом необходимо учитывать
уровень развития, ценностные ориентации
той группы, в которую входит подросток,
чтобы понять, что может ей дать
подросток и что группа может
дать ему. Особенно важен в этом плане
анализ ценностей и содержания деятельности
неформальных, стихийно возникающих
подростковых групп. Проводя в таких
группах большую часть времени,
черпая из общения в них наиболее
ценную для себя информацию, следуя
образцам, подростки формируют
Дружба. Для отрочества, большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки - подростки выражают свои чувства объятиями и стремлениями прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам - подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все - и мальчики и девочки - подростки - озаряют своего друга сиянием восхищённых любящих глаз. Подростковая дружба, начавшись в 11-13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенный отношений и совместных стремлений к совершенству остаются в душе взрослого на всю жизнь.[2, стр. 372]
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени.
Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных тайн . Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. Родство душ становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. [3, стр 214-215]
Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Взрослые, время от времени включающиеся в общение подростков, могут принести им ощутимую пользу. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того – не стремиться и не искать такой помощи.
Несмотря на внешние противодействия,
проявляемые по отношению к взрослому,
подросток испытывает потребность
в поддержке. Особо благоприятной
является ситуация, когда взрослый
выступает в качестве друга. В
этом случае взрослый может значительно
облегчить подростку поиск его
места в системе новых, складывающихся
взаимодействий, помочь оценить свои
способности и возможности, лучше
познать себя. Совместная деятельность,
общее времяпрепровождение
Потребность в общении
со взрослыми обусловлена прежде всего
проблемами перспективного жизненного
самоопределения. Содержанием общения
со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения
людей, отношения между полами, выбор профессии.
Значительное большинство школьников
испытывают острую потребность в нерегламентированном
общении со взрослыми, которые составляют
их ближайшее окружение.
Обращает на себя внимание ещё одна особенность
общения подростков со взрослыми. Если
ребята в большинстве случаев не удовлетворены
отношениями со старшими, то взрослые
те же отношения считают вполне приемлемыми,
те есть не понимают отношения с подростками
- переоценивают или недооценивают их.
Реально то, что взрослые, скорее, не понимают,
чем понимают потребности детей.
Юные люди,
удовлетворённые своим доверительным
общением со взрослыми, характеризуются
развитой способностью самостоятельно,
без помощи других, не по готовому шаблону,
глубоко и в соответствии со свойствами
реальности человеческой жизни анализировать
и оценивать качества своих сверстников
и взрослых, составляющих их круг общения.
У них нет противоречий между потребностью
в доверительном общении и условиями её
реального удовлетворения. Поведение
этих подростков взрослые и сверстники
воспринимают и оценивают как «взрослое».
Совершенно
иная картина характерна для школьников
с низкой удовлетворённостью общения
со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно
анализировать и оценивать сверстников
и взрослых, не умеют и не хотят это делать.
В поведении этих подростков наблюдатели
отмечают агрессивность, недоверчивость,
конфликтность, безразличие ко всему и
так далее. [1, стр 365-367]
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определённые права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него много ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого.
Часть детей подросткового возраста по-прежнему остаётся под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребёнка члены семьи относятся к нему с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сёстрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья ещё на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влияний. Если эти отношения далеки от описанных, противоречивы и конфликтны, то семья может утратить свою положительную воспитательную роль уже в самом начале подросткового возраста, и тогда ещё слабый в личностном плане полуребёнок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы.
На отношения подростков и родителей влияют несколько факторов. Это прежде всего стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребёнком. Как известно, стиль- авторитарный, демократический, попустительский и т.д. – определяется отвержением или, наоборот, принятием ребёнка, степенью контроля за его поведением и дистанцией между детьми и взрослыми.
Далее мы рассмотрим некоторые из них:
Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, -агрессию и нигилизм. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.
Описанные стили отношений к подростку демонстрируют лишь тенденции условий развития личности в отрочестве. Реальная жизнь может быть мягче, благополучнее, но и жёстче, ужаснее, непостижимее. В семье может быть одновременно множество разнообразные стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней её членов (дедушек, бабушек, родителей, других родственников). Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчуждённую позицию. Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.
Подростничество – это, пожалуй, самый трудный из всех детских возрастов период, потому что он представляет собой период становления личности, время становления подлинной индивидуальности и самостоятельности. Вместе с тем это самый ответственные период, так как здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Общаясь со сверстниками подросток сравнивает себя с ними, создаёт собственное мнение, на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников; ищет то, что ближе ему и таким образом формирует своё представление об окружающем мире и своё к нему отношение. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками напрямую связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди молодых людей, которые в подростковом возрасте были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжёлым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей.
В подростковом возрасте возникают проблемы с родителям, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Изд. 2-е., исп. И доп. – М.:Академический проект,2001. 704 стр.
2.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов-2-е изд.,испр. И до. –М.: Издательский центр «Акаемия».-1998. 456стр
3.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 стр.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. - Л., 1965. - 346 с
5.Психология развития: Учебн.
Для студ.высш.психол.учеб.
Информация о работе Влияние общения на формирование личности подростка