Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа
Общеизвестно, что чтение - одно из основных средств получения информации. Особенно велика его роль в наши дни, так как именно оно обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности.
Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста.
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самосто
Введение
I. Цели обучения иностранному языку, поставленные для младших школьников
II. Психологические особенности младших школьников и формирование навыков и умений в чтении на основе их
III. Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе
IV. Примеры упражнений по обучению технике чтения
Заключение
Младший школьный возраст
охватывает период с 6 до 10 лет. В психологических
исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина
Д.Б., Выготского Л.С., Мухиной Т.К. и др.
отмечается, что в это время кардинально
меняется протекание психических процессов
учащихся. Происходит смена ведущего вида
деятельности: на смену игровой приходит
учебная, хотя игровая деятельность еще
продолжает играть важную роль. Формируется
положительное отношение к учению, укрепляются
познавательные мотивы учения.
Развиваются познавательные
процессы. Восприятие приобретает управляемый
характер, становится более точным,
расчлененным, преднамеренным, четко
распределяются отношения между
анализом и синтезом. Увеличивается
доля произвольного внимания, оно
становится более устойчивым. Идет
развитие интеллектуальных операций:
сравнения, обобщения ориентировки,
классификации, кодирования, переход
от наглядно-образного к словесному, критическому
мышлению. Увеличивается доля продуктивных
действий мышления. Мнемическая деятельность
становится более совершенной. Увеличивается
объем памяти. Формируется логическая
память, продуктивные способы запоминания.
III. Педагогические
требования к организации
Исходя из вышеперечисленных
особенностей психических процессов
учащихся младшего школьного возраста,
можно сформулировать педагогические
требования к организации процесса
обучения чтению на иностранном языке
в начальной школе.
1. Практическая направленность
процесса обучения:
формулирование конкретных
коммуникативно-мотивированных заданий
и вопросов, направленных на решение
практических задач и проблем, позволяющих
не только освоить новые знания и
навыки, но и понять содержание и
смысл читаемого;
обязательное выделение
громкоречевого (термин Эльконина Д.Б.)
этапа чтения в системе обучения технике
чтения на иностранном языке, способствующих
закреплению навыков артикуляции и интонирования,
фонетически правильной речи и “внутреннего
слуха”[2].
2. Дифференцированный
подход в обучении:
учет возрастных
психологических особенностей учащихся,
индивидуальных стилей их познавательной
деятельности при сообщении новых
знаний и формировании навыков и
умений;
использование аналитических
и синтетических упражнений, заданий
дифференцированных по степени сложности,
в зависимости от индивидуальных
способностей учащихся; выбор адекватных
приемов работы по обучению чтению
вслух и про себя.
3. Интегрированный
и функциональный подход в
обучении:
построение обучения
чтению на основе устного опережения,
т.е. дети, читают тексты, содержащие языковой
материал, который уже усвоен ими
в устной речи; на алфавитном этапе
овладение новыми буквами, буквосочетаниями,
правилами чтения осуществляется в
соответствии с последовательностью
введения новых лексических единиц
и речевых образцов в устной речи.
4. Учет особенностей
родного языка:
использование положительного
переноса навыков чтения, формируемых
или уже сформированных на родном
языке учащихся;
максимальное снижение
интерферирующего влияния навыков
чтения родного языка, связанного с
особенностями русского языка (фонематическое
письмо и слоговое чтение), путем
объяснения, сопоставления, демонстрации
способов действия и обильной тренировки
в чтении.
5. Доступность, посильность
и сознательность обучения.
6. Комплексный подход
к формированию мотивации:
уделение на уроке большого
внимания выполнению игровых заданий,
действию в проблемных ситуациях коммуникативного
характера;
использование различных
видов наглядности, стимулирующих
осмысление нового материала, создание
ассоциативных связей, опор, способствующих
лучшему усвоению правил чтения, графических
образов слов интонационных моделей
фраз.
Помимо соблюдения
перечисленных педагогических требований,
успех организации обучения зависит
также и от уровня профессиональной
грамотности учителя, степени его
методической компетенции, способности
использовать на уроке эффективные
приемы и формы работы, адекватные
поставленной цели обучения.
IV. Примеры упражнений
по обучению технике чтения
Рассмотрим некоторые
примеры коммуникативно-
Упражнение, направленное
на развитие восприятия
1. “Повторюшка” - упражнение,
направленное на перевод информации из
кратковременной в долговременную память.
Карлсон решил проверить
у кого лучше память.
На демонстрационной
доске написаны 3 предложения, состоящие
из 3-4 слов. Дети читают первое предложение,
и оно закрывается. Дети повторяют
предложения по памяти. Такие же
действия производятся со вторым и
третьим предложениями. После этого
дети на несколько секунд закрывают
глаза, а предложения на доске
меняются местами. Открыв глаза, дети получают
задание прочитать предложения
в новом порядке.
2. “Прочитайка”- чтение
текстов, заученных наизусть. Идея использования
таких упражнений была предложена Л.Н.
Толстым, который считал, что, зная слово,
ребенок постепенно осваивает не только
звуко - буквенные соответствия, но и сам
“открывает” правила чтения.
Например:- Вначале
разучивается рифмовка. Bill, Bill, sit still!
- Затем, выделяются
отдельные слова и производится анализ:
· из каких букв они
состоят;
· какой звук обозначает
в слове буква или
- В заключении
рифмовка прочитывается
Предлагаемые примеры
заданий экспериментально проверены
на уроках по английскому языку в
начальной школе и доказали свою
эффективность.
Заключение
Чтение как средство
обучения используется для установления
звуко-буквенных соотношений, создание
комплекса зрительных речедвигательных
и слуховых образов лингвистических знаков
разных уровней, закрепление введенного
звукового материала, стабилизации и совершенствования
произносительных навыков, осмысленного
членения речевого потока и интонирования
его, обогащения лексического запаса и
упрочения грамматических навыков, развития
языковой и смысловой догадки, а также
чутья языка, формирования языкового сознания
(понимания того, как функционирует в речи
языковой материал), выработки техники
громкого и тихого чтения, развития механизмов
чтения, совершенствования навыков и умений
выражения мыслей в устной и письменной
форме.
Список литературы
1. Клычникова З.И.
Психологические особенности
2. Базарная Н.А. Обучение
умению работать над иноязычными текстами.
Иностранные языки
в школе // 1981.
3. Азоровская А.Е. Чтение
- вот лучшее умение. Коммуникативная методика
// 2003.
4. Егоров Т.Г. Психология
овладения навыками чтения. - М., 1953.
5. Клычникова З.И.
Психологические особенности
6. Вайсбурд М.Л. Синтетическое
чтение на английском языке. - М., 1969.
7. Полат Е.С. Новые педагогические
и информационные технологии в системе
образования. - М., 2000.
8. Вайсбурд М.Л., Блохина
С.А. Обучение пониманию иноязычного текста
при чтении как поисковой деятельности.
Иностранные языки в школе // 1997.
9. Демьяненко М. Я., Лазаренко К.А. Основы общей методики обучения иностранным языкам. - Киев, 1984
Информация о работе Влияние семьи на развитие личности ребенка