Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем влияния сюжетно- ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния сюжетно – ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация исследования влияния сюжетно – ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
2.2.Выводы и результаты исследования
2.3.Психологические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Начало Курсовая работа.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Начало   Курсовая работа

Тема:

Влияние сюжетно-ролевых  игр на эмоционально- личностное развитие  детей старшего дошкольного возраста

Содержание 

Введение

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения проблем влияния  сюжетно- ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

    1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
    2. Эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
    3. Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния сюжетно – ролевых  игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного  возраста

2.1. Организация  исследования влияния сюжетно  – ролевых игр на эмоционально  – личностное развитие детей  старшего дошкольного возраста

2.2.Выводы и  результаты исследования

2.3.Психологические  рекомендации

 

 

 

Заключение

 

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольное детство  – короткий, но важный период становления  личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника  пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему  ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В процессе сюжетно-ролевой  игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Игра является эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы. (4, стр. 43)

Объект исследования – сюжетно-ролевая игра.

Предмет исследования – исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, изучение нравственного воспитания и культуры поведения детей данного возраста.

Зная объект и предмет, автор формирует тему: сюжетно-ролевая игра - как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.

По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;

2. изучение теоретической  и практической базы опыта  работы;

3. опытным путем проверить  эффективность влияния сюжетно-ролевой  игры на формирование положительных  взаимоотношений детей старшего  дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Методы исследования:

- методы исследования  коммуникативной и эмоциональной  сферы старших дошкольников;

- индивидуальная беседа;

-наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения проблем влияния  сюжетно- ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению  Г.К. Селевко – игра – это вид  деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – подлинная  социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.[20,стр.92]. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться  в этом направлении при условии  правильного педагогического руководства;

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции, как:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение  диалектики общения;

- самореализации в  игре как полигоне человеческой  практики;

- игротерапевтическую:  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление  отклонений от нормативного поведения,  самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции:  внесение позитивных изменений  в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение  в систему общественных отношений,  усвоение норм человеческого  общежития.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности  дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.[17, стр.8].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика  основных видов игр и их  классификация

 

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

- игры, возникающие по  инициативе ребенка – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по  инициативе взрослого, внедряющего  их с образовательной и воспитательной  целью;

- игры, идущие от исторически  сложившихся традиций этноса  – народные игры, которые могут  возникать как по инициативе  взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных  классов игр, в свою очередь, представлен  видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

1.Творческие сюжетно-ролевые  игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

- сюжетно-ролевая игра – это  основной вид игры ребенка  дошкольного возраста. Ей присущи  основные черты игры: эмоциональная  насыщенность и увлеченность  детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.(10, стр.14)

- игры драматизации. Им присущи  основные черты творческих игр:  наличие замысла, сочетание ролевых  и реальных действий и отношений  и других элементов воображаемой  ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.

- строительно-конструктивные игры  – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои  знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.[12, стр.17]

Две игры с готовым содержанием  и правилами предназначены для  формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие дошкольников