Влияние современных компьютерных технологий на уровень агрессивности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецендентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Целью исследования будет являться изучение влияния на студентов современных компьютерных технологий.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния современных компьютерных технологий на уровень агрессивности студентов
1.1. История и современное состояние исследования проблемы агрессивности
1.2. Уточнение основных понятий
Глава 2. Эксперимент по изучению уровня агрессивности под влиянием современных компьютерных технологий
2.1 Условия проведения эксперимента
2.2 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Троицкий филиал Федерального государственного бюджетного                    образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 «Влияние современных компьютерных технологий на уровень агрессивности студентов»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса,

Группы ТПП-101

Юрина Елизавета

 

Научный руководитель: Н.В. Лежнева

 

 

 

Троицк 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния современных компьютерных технологий на уровень агрессивности студентов…………………………………………………………………

 

 

4

    1. История и современное состояние исследования проблемы агрессивности……………………………………………
    2. Уточнение основных понятий…..............................................         

 

4

7

Глава 2. Эксперимент по изучению уровня агрессивности под влиянием современных компьютерных технологий …………………………………………………………………………..

2.1 Условия проведения эксперимента……………………………….

2.2 Анализ результатов эксперимента…………………………….

Заключение………………………………………………………….

Список  литературы………………………………………...

Приложение………………………………………………….

 

10

10

 

12

16

17

18

 


                   


 

 

Введение

В последнее время  проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецендентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.

Целью исследования будет являться изучение влияния на студентов современных компьютерных технологий.

В качестве объекта исследования выступает личность студента, в качестве предмета – агрессивность в студенческом возрасте.

Гипотеза исследования звучит так: агрессивность зависит оттого, насколько много времени человек проводит за компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования влияния

современных компьютерных технологий на уровень

агрессивности студентов

1.1. История и современное состояние исследования проблемы

агрессивности

Агрессия – психологическая характеристика, присущая в настоящее время практически всем людям. Прогресс в науке и технике, привнесший в нашу жизнь огромное разнообразие диковинных аппаратов, механизмов, в общем нововведений, свидетельствует не только о все более увеличивающихся способностях человеческого мышления, но и о том, что этот самый прогресс со своими новшествами поспособствовал и прогрессу агрессии и насилия. Подобное явление можно наблюдать повсюду. И, если прислушаться к себе, к своему внутреннему, то осознаешь, что все-таки есть в тебе некоторый процент непонятной злости на окружающих и, вследствие этого, на самого себя. Это очень существенная проблема, к которой необходимо серьезно подойти и пытаться всеми силами разрешить. В связи с этим мы обратимся к тому, как понимали и понимают феномен агрессии с точки зрения научной психологии.

Одной из основных проблем  современного общества является высокий  уровень агрессивности и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе. Но человеку свойственно более изощренное проявление жестокости.

Тема агрессивности  является актуальной, именно поэтому  темой курсовой работы является «Влияние современных компьютерных технологий на уровень развития агрессивности студентов».

За последние несколько  десятков лет жизнь социума кардинально  изменилась. Наше общество, которое перешло к рыночным отношениям, очень поменялось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений.

Общество стало очень  агрессивными, жестоким, циничным.

 Особую популярность  агрессия приобрела в эпоху  научно- технической революции, когда создание различных видов оружия массового уничтожения привело к возможности самоуничтожения человеческой цивилизации. К тому же ряд явлений социальной истории второй половины 20 века, как, например, значительный рост преступности, терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты содействовали значительной актуализации данной проблематики.

Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З. Фрейд) подходов следуют так называемой гидравлической модели агрессии, согласно которой агрессия имеет внутренний источник, а для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась [1; 2].

Основоположником теории влечения является 3игмунд Фрейд [2]. Он считал, что агрессия по своей природе инстинктивна и неизбежна. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (Либидо) и инстинкт влечения к смерти (Танатос).

В работе «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни [3] видит основы тревожности не в сексуальных влечениях как таковых, а во враждебных импульсах, связанных с ними. Причина агрессивности, по ее мнению, содержится в современном ей обществе, которое вызывает конкуренцию между людьми, а следовательно, и враждебность.

Согласно Лоренцу [1], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.

На   современном   этапе   агрессию  рассматривают с различных позиций:

  • теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;
  • теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;
  • теория смещенной  агрессии  утверждает, что для реализации  агрессии  выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки  агрессии , проецируя ее вовне: например, если вас обидит сильный, то значительно проще отыграться на тех, кто слабее вас, чем вступать с ним в борьбу;
  • когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие своего рода когнитивно-аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов. Например, если вы сочтете, что коллега умышленно обрызгал вашу блузку чернилами, это возмутит вас и вы будете впредь настороженно относиться ко всем его действиям, возможно, что тогда вы заметите немало провоцирующего в его поведении и, не желая оставаться в долгу, тоже совершите агрессивный поступок;
  • теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения.

Киселева А.В., Румянцева Т.Г., Фурманов И.А., Куницына В.Н. и др. они изучали агрессивность детей-подростков, а так же их отношения в семье, в школе, со сверстниками.

Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что в истории психологии и педагогики накоплен большой опыт по следующей проблеме. Однако многие вопросы остались до конца не изучены. Например, не в полной мере исследованы вопросы связанные с агрессией студентов под влиянием на них современных компьютерных технологий. В связи с этим выбранная тема исследования достаточно актуальна.

1.2 Уточнение понятия агрессивность применительно к

теме  исследования

Прежде чем  приступить к исследованию агрессивности  уточним необходимые понятия исследования: «агрессивность», «компьютерные технологии» применительно к теме исследования.

В толковом словаре Д. Н. Ушакова  даются следующие определения: «Агрессивный, агрессивная, агрессивное (от латин. aggression-нападение). Враждебный, наступательный, стремящийся к захвату, к завладению» [4]

В психологической  энциклопедии данное понятие рассматривается как «…относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей»[5]

И также рассмотрим следующую трактовку понятия  агрессивности, представленную в психологическом словаре  Эллиот Аронсона.

 «Агрессивность - тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, понудить к каким-либо действиям, унизить его и пр. Агрессия может выражаться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное (например, отказ от помощи), так и позитивное, символическое (например, ирония), при действенном осуществлении может выполнять функцию агрессии»[6]

В психолого-педагогической литературе также даются различные понятия агрессивности. К. Лоренц утверждал, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных. 3. Фрейд писал, что агрессивность является нормальным явлением, которое обязательно присутствует в психической жизни каждого ребенка. Иногда агрессивность внешне может не проявляться, но вытесненная в бессознательное она косвенным образом влияет на поведение ребенка.

Как видно из приведенных  цитат авторы дают различные определения понятия агрессивность, поэтому мы считаем важным уточнить, что в своем исследовании в качестве рабочего мы применяем понятие: «Агрессивность - тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, понудить к каким-либо действиям, унизить его и пр. Агрессия может выражаться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное (например, отказ от помощи), так и позитивное, символическое (например, ирония), при действенном осуществлении может выполнять функцию агрессии»[6]

Понятие агрессивности как  вывод по всем понятиям:

«Агрессивность- врожденное, инстинктивно обусловленным  свойством всех высших животных, является нормальным явлением, которое обязательно присутствует в психической жизни каждого человека. Иногда агрессивность внешне может не проявляться, но вытесненная в бессознательное она косвенном образом влияет на поведение человека. Выражается в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей».

Для раскрытия  сущности понятия относительно студенческого возраста рассмотрим возрастные особенности студентов в аспекте темы исследования.

В последнее  время проблема агрессивного поведения  юношества приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и "снижения" агрессивности, в особенности юношеской. Современная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Юноши и девушки в нашей стране живут сегодня в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявлений агрессии с их стороны. Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности. Также  развитие агрессивности студентов влияет действие современных компьютерных технологий, ведь молодежь очень много времени проводит за компьютером. Различные игры, неспособность сделать правильно некую программу и даже иногда отсутствие интернета вызывает у молодежи раздражение, которое они выплескивают на окружающих.

Перейдем к  рассмотрению понятия «компьютерные  технологии». Компьютер – это техническое средство преобразования информации, в основу которого заложены те же принципы обработки электрических сигналов, что и в любом электронном устройстве. Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. Таким образом, можно сказать, что компьютерные технологии- это технические средства преобразования информации, в которые заложены комплексы организованных мер, операций и приемов.

Информация о работе Влияние современных компьютерных технологий на уровень агрессивности студентов