Влияние средств массовой информации на социальное воспитание подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

В XXI веке стремительное развитие телекоммуникаций, радиовещания, широкий выбор СМИ для распространения любых данных, революционные изменения информационных и коммуникационных технологий оказывают огромное влияние на все стороны жизни человека, особенно играя большую роль в жизни современного подростка. Свободный доступ к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в т. ч с помощью мобильного телефона) помогает ребёнку найти ответ на любой возникающий вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………….6
1.1. Общая характеристика средств массовой информации ………………….6
1.2. Сущность влияния средств массовой информации на социальное воспитание подростка …………………12
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………...16
2.1. Организация и методика исследования …………………………………..16
2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования …………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Интерпретация  и анализ результатов исследования

 

Для проведения исследования была заключена договоренность с  воспитателями групп. Затем составили  анкету для подростков 12-15лет. Анкета состоит из девяти вопросов (см. Приложение1).

В группах провели вводную беседу по заполнению анкет. Анкета носила открытый характер - подростки сами вписывали ответы исходя из личных эмоций и предпочтений. По результатам ответов на данные вопросы мы выяснили, какими видами средств массовой информации интересуются подростки и как они влияют на подрастающее поколение.

Представление результатов  по каждому из вопросов анкеты:

 

Таблица №1

1. «У вас дома есть  телевизор?»

Количество ответов

Количество выборов

Да

30 чел

100%

Нет

0 чел

0%


 

Таким образом, дома телевизор имеется у всех подростков из выборки.

 

 

Таблица №2

 

2. «Сколько времени вы проводите у телевизора?»

 

Количество ответов

Количество выборов

От одного часа до двух

4

13%

От трех до четырех  часов

16

53%

От пяти до шести часов

8

27%

Другое

2

7%


                                                             Рис. 2

Больше половины опрашиваемых подростков (53,3%) проводят у телевизора от трех до четырех часов. 27% проводят у телевизора от пяти до шести часов. 13,3% - от одного до двух часов. Остальные 7% проводят часы у телевизора по настроению или не смотрят его.

Таблица №3

3. «Какие передачи вы смотрите по телевизору?»

 

Количество ответов

Количество выборов

Развлекательные

13

43,3%

Научные

2

7%

Познавательные

8

27%

Информационные

7

23,3%

Другое

0

 

 

                                                                  Рис. 3

Большинство подростков смотрят развлекательные передачи по телевизору, что составляет 43,3% от всей выборки. 27% смотрят познавательные передачи. Информационные передачи смотрит 23,3%. Научными передачами увлекаются всего лишь 7% от всей выборки.

 

 

 

 

Таблица №4

4. «Какие фильмы вам нравится смотреть?»

 

Количество ответов

Количество выборов

Приключенческие

6

20%

Исторические

3

10%

Фантастические

2

7%

Комедийные

13

43%

Другое

6

20%


 

                                                          Рис.4

 

Комедийные фильмы смотрит 43,3% - это большая часть выборки. 20% смотрит приключенческие фильмы. Исторические фильмы смотрит 3 человека из выборки - это 10%. Другие ответы составляют 20% опрошенных. Некоторые смотрят все подряд, некоторые от настроения и часть смотрит молодежные сериалы и ужасы. Фантастикой увлекаются 7%, что оставляет меньшую часть выборки.

 

 

 

 

 

Таблица №5

5. «Вы читаете печатные издания (газеты, журналы, книги)?»

 

Количество ответов

Количество выборов

Да

10

33,3%

Нет

20

67%


 

Большинство подростков не увлекается чтением газет, журналов, книг (67%). Остальная часть – 33,3% читает газеты, журналы, книги.

 

Таблица №6

6. «Какой литературный жанр вы предпочитаете?»

 

Количество ответов

Количество выборов

Приключенческий

9

30%

Детективы

8

27%

Фантастика

3

10%

Научный

1

3%

Другое

9

30%


 

                                                      Рис. 5

Большинство подростков читают приключенческую литературу (30%) и современных авторов и писателей о жизни (30%). 8 человек это 27% читают детективы. Научной литературой пользуются всего лишь 3% опрошенных. Фантастику читают 10% подростков.

Таблица №7

 

7. «Откуда люди получают основные представления о мире?»

 

Количество ответов

Количество выборов

Телевидение

10

33%

Родители

2

7%

Печатные СМИ

1

3%

Радио

1

3%

Общение со сверстниками

12

41%

Другое

4

13%


 

                                                     Рис. 6

40% опрошенных считают, что люди получают основные представления о мире в общении со сверстниками. 33,3% считают, что из телевидения. 13,3% считают, что информацию люди получают из Интернета, или всех источников сразу. 7% считают, что представление о мире дают родители. Для 3% опрошенных является радио и печатные средства массовой информации.

Таблица №8

 

8. «Свободное время в выходные дни вы проводите в таких занятиях как»:

 

Количество ответов

Количество выборов

Слушание музыки

7

23,3%

Просмотр телепередач

6

20%

Чтение литературы

4

13,3%

Общение с друзьями

10

33,3%

Другое

3

10%


 

                                                                        Рис.7

Свободное время в  выходные дни подростки проводят так: 33,3% - общаются с друзьями, 23,3% - слушают в свободное время музыку, 10% занимаются всем понемногу и в Интернете. Смотрят телевизор - 20%, и читают литературу – 13,3%.

 

9. «Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны у средств массовой информации?»

На этот вопрос 29 человек ответили положительно, что составляет 99% опрошенных. Они считают, что средства массовой информации дают много нового и интересного об окружающем мире, о людях, животных. Можно благодаря средствам массовой информации расширять кругозор. Средства массовой информации - это один из основных источников информации и современный мир невозможно представить без них.

1% считает, что у средств массовой информации нет положительных сторон.

Практически все подростки  считают, что средства массовой информации имеют положительные стороны, и  они являются основными источниками  информации.

После проведения анкетирования, обработки результатов и анализа программ телевидения в группах провели беседу. Обсуждали вопросы, что такое средства массовой информации и вопросы из анкеты.

Подросткам предлагалось рассказать, что они знают о  средствах массовой информации, рассказать о том, какие телевизионные передачи, идущие по этим телеканалам им нравится смотреть? Нам было интересно узнать, какие фильмы смотрят подростки, нравиться ли им реклама. Также интересно выявить какие радиоканалы слушают подростки? И кто из числа широко известных людей вызывает у них чувство уважения и восхищения? Вспомнить ситуации, когда они чему-то научились, посмотрев телевизор.

В ходе беседы мы выявили, что подростки все больше смотрят не центральные, а «малые» сетевые каналы. По результатам анкет мы выяснили, что телевидение является не только главным источником информации о текущих событиях, но и, главным источником знаний о мире, представлений о жизни вообще. Они смотрят телевизор больше днем, меньше - вечером, и мало после двадцати трех часов. Предпочитают такие телеканалы как «Спорт», «ТНТ», «Перец», «СТС», «Рен ТВ», «MTV», «RU.TV». Это связано с тем, что в дневное время на этих каналах показывают подростковые сериалы, программы для подростков и юношества. Они смотрят такие передачи как «Дом-2», «Минута славы», «Битва экстрасенсов», «Интуиция», «Кто хочет стать миллионером», «Фактор страха», «Галилео». Многие смотрят «Новости», «Вести – спорт». Также смотрят различные молодежные сериалы такие, как «Универ», «Реальные пацаны», «Интерны». Много сейчас замечательных фильмов показывают про природу и её законы, например, «Живой мир BBC». Про то, как формировался человек и всё живое, это передача «Наука 2.0».

Подростки смотрят в  основном фильмы только что вышедшие на телеэкраны такие, как «Аватар», «Трансфомеры», «Неудержимые», «Сумерки» и другие. Юноши предпочитают смотреть боевики, а девушки мульфильмы.

На вопрос, какие рекламные  ролики вы знаете, и вам нравится смотреть? Школьники ответили так: «Ненавидим рекламу, она действует на нервы!»

В подростковом возрасте ищутся герои, которые дают образы поведенческие  модели для подражания. С ними они  склонны себя идентифицировать, имитировать  свое поведение и подражать герою. На вопрос: «Кто из числа широко известных людей вызывает у вас чувство уважения и восхищения?» Подростки назвали актеров и лидеров шоу-бизнеса и спорта: Рональдо, Аршавин, (футболисты), Тимати, Нюша и другие. Также испытывают уважение к различным известным политикам: В.В. Путин, В.В. Жириновский.

 

Вывод:

  • Проведенное исследование показало, что средства массовой информации это не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия;
  • Подростки и считают, что основное представление о мире люди получают от телевидения, но на первом месте у них стоит общение с друзьями, слушание музыки и только на третьем месте у них стоит просмотр телевизора. Дальше чтение прессы и пользование Интернетом;
  • Они смотрят многосерийные фильмы, но также увлекаются просмотром научных и познавательных программ. Реклама же их не интересует совсем. Подростки считают, что средства массовой информации на них влияет положительно.

 

Необходимые действия для влияния средств массовой информации на процесс социального воспитания подростков:

  • Создание многообразной информации для получения образования и самообразования;
  • Усиление механизмов социального контроля над средствами массовой информации (видео, телевидение, компьютерная продукция и т.д.);
  • Решение проблемы разработки критериев и механизмов проведения экспертизы продукции для подростков (печатной, видеопродукции, а также теле - и компьютерных программ и др.);
  • Активизация воспроизводства и производства отечественной экранной и печатной культуры, продукции мультимедиа, основанной на идеях мира и толерантности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие и становление  личности подростка происходит в  постоянном контакте с окружающим миром. Сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на социальное воспитание подростков является актуальной проблемой, и является одной из первейших задач педагогики.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное воспитание подростков