Влияние темперамента на характер личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является темперамент и характер личности Предметом – влияние темперамента на характер.
В ходе исследования мною были использованы следующие методы:
1.Методика Айзенка «Определение типа темперамента».
2.Методика Характерологический опросник (К. Леонгарда).
3.Методика диагностики темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1.Характер и темперамент – фундамент личности………………………………5
1.1.Понятие темперамента…………………………………………………………5
1.2.Типы и свойства темперамента………………………………………………7
1.3.Понятие характера……………………………………………………………11
1.4.Типы характера………………………………………………………………15
1.5.Влияние темперамента на характер личности………………………………18
2.Исследование влияния темперамента и характера на развитие личности…21
2.1.Методика Айзенка «определение типа темперамента»……………………21
2.2.Характерологический опросник Леонгарда…………………………………26
2.3.Методика диагностики темперамента Я. Стреляу…………………………32
Заключение………………………………………………………………………37
Глоссарий…………………………………………………………………………40
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

диплом Литовкина.doc

— 933.00 Кб (Скачать файл)

2.2.  Характерологический  опросник Леонгарда

Тест - опросник К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией "Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда".  Методика  предназначена  для  диагностики  акцентуаций  характера  и  темперамента. Cогласно К. Леонгарду акцентуация - это  "заострение"  некоторых,  присущих  каждому  человеку,  индивидуальных  свойств.       С помощью данного теста выявляются следующие десять типов акцентуации: гипертимность, возбудимость, эмотивность, дистимия (депрессивность), невротичность (тревожно-боязливая акцентуация), интроективная (аффективно-экзальтированная) акцентуация, циклотимическая (аффективно-лабильная) акцентуация, застревание (паранойяльная акцентуация), педантизм (ригидная акцентуация) и демонстративность. Данный опросник широко используется в психодиагностических исследованиях, несмотря на то, что результаты его применения за рубежом оказались малоудовлетворительными. Так, ставится под сомнение валидность опросника при обследовании больных неврозами. Имеются сведения о том, что сам автор опросника неоднократно указывал на проблемы его валидизации. В русскоязычных работах, связанных с применением опросника Г. Шмишека, нам не удалось обнаружить каких-либо данных о его валидности и надежности. Наконец, не представляется возможным определение того, каким вариантом перевода опросника воспользовался тот или иной исследователь, публикующий полученные с его помощью результаты (нами было обнаружено пять вариантов перевода, однако есть все основания полагать, что их значительно больше).             Наряду с существованием (и использованием!) различных безымянных переводов, психологи-практики нередко пользуются и различными «ключами», ошибки в которых встречаются в большинстве книг по психологическому тестированию. К сожалению, нужно признать, что в работе психологов-практиков все еще сохраняется дилетантский подход к психодиагностическому инструментарию.           Серьезной проблемой является и отсутствие нормативных данных для разных выборок, а предлагаемый автором опросника способ нормирования шкал не представляется корректным. Дело в том, что умножение «сырого» балла на некоторый произвольный коэффициент (2, 3, 4 или 6, в зависимости от числа пунктов) приводит оценки по разным шкалам к единому диапазону значений от 0 до 24. Такая весьма искусственная стандартизация создает лишь иллюзию сопоставимости баллов по различным шкалам, а выбор границы значимого отклонения от типичного вообще ничем не обоснован. Представляет также интерес вопрос о том, какова факторная структура опросника, соответствует ли она «ключам», разработанным на основе так называемой «рациональной» стратегии конструирования психологического инструментария.     Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Число черт характера, зафиксированных человеческим опытом и нашедших обозначение в языке чрезвычайно велико. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.      Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности. 
Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые придают человеку как таковому его индивидуальные черты.       Отличие людей по индивидуальным чертам зависти не только от врожденных качеств, но и от разницы в развитии, от того, в какой семье вырос, в какой школе учился, кто по профессии, в каком кругу вращается. 
Так, например, тип служащего, офицера формируется благодаря тому, что определенное положение или должность накладывают отпечаток на образ жизни. Этому часто способствует то, что заложенная в человеке природой тенденция взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию часто избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям.        Склонности и направленность интересов человека исходят извне. По-разному может быть направлено чувство долга. Во многом это зависит от общества, в котором живет человек. Точно так же ориентирована направленность интересов и склонностей. Однако нельзя говорить о бесконечном множестве индивидуальных черт. В данной ситуации вполне уместен факт, что основные черты, определяющие индивидуальность и характер человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать безграничным.          В отличие от обычных черт акцентуированные черты не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация дает возможности как социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. 
Между нормальными и акцентуированными личностями жесткой границы нет. При неблагоприятных обстоятельствах застревающая личность может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником. Педантичная личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, а при благоприятных — из нее выйдет образцовый работник с большим чувством ответственности за порученное дело. Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями.        В целом при отрицательной картине целесообразно всего усматривать психопатию, при положительной картине — скорее просто акцентуацию. Подобный подход в достаточной мере целесообразен, поскольку легкая (низкая) степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая степень — с отрицательными.             Акцентуированные  личности не  являются патологическими, другими словами они нормальные. В  них  потенциально  заложены  как  возможности   социально  положительных  достижений,  так и  социально  отрицательный  заряд. Выделенные Леонгардом 10 типов  акцентуированных  личностей  разделены  на  две группы:   акцентуации  характера   (демонстративный,   педантичный,   застревающий,  возбудимый)  и  акцентуации  темперамента  (гипертимический,    дистимический,  тревожно-боязливый,  циклотимический,   аффективный,   эмотивный).             Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.        Для того, чтобы проверить работу теста К. Леонгарда на практике я провела небольшое исследование. Мною было проведено тестирование 23 женщинам воспитателям детского сада №8 г. Иркутска  по тесту Леонгарда. Целью моего опроса было выявление акцептуации характеров, т.е. определенного направления характеров.            Опросник включает 88 вопросов (прил. Ж), 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (прил. И). Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации (по каждой шкале опросника) равен 24 балла. Полученные данные могут быть представлены в виде "профиля акцентуаций личности" (прил.К).           По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же основания практического применения опросника указывают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 18 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов личность является акцентуированной.       Таким образом, вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:

0-12 – свойство не выражено   

13-18 – средняя степень выраженности  свойства (тенденция к тому или  иному типу акцентуации личности)

19-24 – признак акцентуации.         На основании полученных результатов можно констатировать, что у 13 испытуемых нет выраженности акцентуации, у четырех испытуемых преобладает аффективно-экзальтированный тип. Следовательно, им свойственен большой диапазон эмоциональных состояний. Эти люди легко могут приходить в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.  
У 3 застревающий тип, основная черта людей которого – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью формирования сверхценных идей; у 2 возбудимый тип, людям которого свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями и у 1 гипертимический тип. Таким людям свойственен постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.     Можно предположить, что данные типы акцентуаций являются наиболее распространенными. Хотя нельзя исключать того, что каждый человек индивидуален по своему характеру и даже если у некоторых людей преобладает один и тот же тип акцентуации – это не говорит о том, что эти люди абсолютно одинаковые.              В ходе работы было выяснено, что характер человека является его объемлемой частью. От его особенностей зависит поведение человека по отношению к себе и к работе. Не только характер влияет на деятельность человека, но и сама эта деятельность может формировать характер индивида.  
Многообразие черт характера проявляется как в качественном, так и в количественном выражении. Даже люди, обладающие одинаковыми чертами характера (например, доброта, щедрость, отзывчивость и т.д.), обладают ими в разной степени. При достижении количественной выраженности той или иной черты характера предельных величин возникает так называемая акцентуация характера, которая трактуется как крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Мне эта работа дала представление о том, что включает в себя понятие характер, какие типы характеров бывают, и чем они отличаются друг от друга. Интересно было проверить работу теста Леонгарда на практике и выявить, какие черты характера доминируют в людях, которых я протестировала. Важно заметить, что результаты тестирования совпали с мнением испытуемых о собственном характере. Можно сделать вывод, что тест «работает».

2.3. Методика диагностики  темперамента Я. Стреляу

Тест - опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».        Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Согласно Регулятивной Теории Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции. 
Стреляу выделяет несколько исходных постулатов РТТ, например: 
— Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения, заключающиеся в двух основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);  
— Сколь бы не были специфичны типы поведения человека и животных, все млекопитающие характеризуются качествами, относящимися к категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место, как у животных, так и у человека;  
— Темпераментные характеристики есть продукт биологической эволюции и должен существовать генетический базис, который, наряду с психологическими характеристиками, определяет индивидуальные различия в темпераменте. 
 Данный тест так же было предложено пройти 23 испытуемым. Им было заданно 134 вопроса (прил.Л). Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы было необходимо  в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос давали  один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» давали тогда, когда трудно остановиться на ответах «да» или «нет».

После получения ответов я начала обработку тестов. Оценку степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности проводила путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы.  Если ответ соответствует ключу (прил. М) — 2 балла. Если ответ не соответствует ключу — 0 баллов. За ответ «не знаю» — один балл. 
Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.          Уровень процессов возбуждения — норма от 25 до 49, 62 — выше среднего. 
Уровень процессов торможения — норма от 21 до 43, 61 — выше среднего 
Подвижность нервных процессов — норма от 24 до 48, 58 — выше среднего 
Уровень процессов возбуждения:           — высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклонение») отражает силу процесса возбуждения;         — низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклонение») указывает на слабость процесса возбуждения.      Уровень процессов торможения:         — высокий балл отражает силу процесса торможения;     — низкий балл — слабость процесса торможения.    Подвижность нервных процессов:        — высокий балл отражает подвижность нервных процессов;    — низкий балл — инертность нервных процессов.      Уровень процессов возбуждения        Высокие баллы — сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.        Низкие баллы — слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе. Низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость        Уровень процессов торможения.        Высокие баллы — сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.     Низкие баллы — слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.      Уровень подвижности нервных процессов     Высокие баллы — легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.  Низкие баллы — характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.       Уравновешенность по силе       Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность. 
По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 — 1,15. 
Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности. 
Причем если значение дроби меньше 0,85 — это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость. 
Если значение больше 1,15 — это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.         По результатам моего тестирования я получила следующие данные: у 12 испытуемых уровни возбуждения и торможения находятся в пределах нормы, отсюда делаем вывод, что они обладают высокой уравновешенностью. Данные испытуемые  имеют высокую адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности, обладают высоким уровнем социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения,  обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Они обладают высоким уровнем коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны.  К сожалению 9 испытуемых не обладают такой уравновешенностью. У них уровень процессов возбуждения ниже норма, а уровень процессов торможения в норме. Отсюда следует, что данные индивиду отличаются неуравновешенностью своей психологической активности, причем в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения неуравновешивают собой процессы торможения. У них   возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Такие люди обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, у них отсутствуют адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности. У них низкий уровень коммуникативных способностей, трудности в контактах с окружающими, внезапное проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Данные испытуемые имеют низкий уровень социализации, они не могут адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Эти типы акцентуаций входят в группу риска, потому что плохо адаптируются к изменяющимся условиям, требуют повышенного внимания и создания условий для более мягкого протекания адаптационного процесса. Необходимо своевременное диагностирование таких типов, для возможной коррекции поведения.

Заключение

Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в темпераменте и характере человека.             Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности, характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания. Характер связан с темпераментом и способностями. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика- в спокойной деловитости. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой.      Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин "психофизиологические" в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.   Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.    Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.        Динамические особенности поведения – это, те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движении, их общий эмоциональный фон, а также легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому.    По проделанной мной работе мы узнали, что существует четыре типа темперамента:

Информация о работе Влияние темперамента на характер личности