Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа
Объектом исследования является темперамент и характер личности Предметом – влияние темперамента на характер.
В ходе исследования мною были использованы следующие методы:
1.Методика Айзенка «Определение типа темперамента».
2.Методика Характерологический опросник (К. Леонгарда).
3.Методика диагностики темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева).
Введение……………………………………………………………………………3
1.Характер и темперамент – фундамент личности………………………………5
1.1.Понятие темперамента…………………………………………………………5
1.2.Типы и свойства темперамента………………………………………………7
1.3.Понятие характера……………………………………………………………11
1.4.Типы характера………………………………………………………………15
1.5.Влияние темперамента на характер личности………………………………18
2.Исследование влияния темперамента и характера на развитие личности…21
2.1.Методика Айзенка «определение типа темперамента»……………………21
2.2.Характерологический опросник Леонгарда…………………………………26
2.3.Методика диагностики темперамента Я. Стреляу…………………………32
Заключение………………………………………………………………………37
Глоссарий…………………………………………………………………………40
Список использованных источников………………
1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
3. Холерик – сильный, но неуравновешенный,
со слабыми по сравнению с
возбуждением тормозными
4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.
Многое в наших представлениях о темпераменте изменилось, но многое осталось таким же, каким оно было несколько веков назад. Что же изменилось в наших представлениях о темпераменте человека в последние несколько десятилетий?
Во-первых, в науке произошло четкое разделение темперамента и характера человека. Теперь в большинстве современных учебниках по психологии и тем более в науке темперамент и характер рассматриваются отдельно друг от друга и трактуются как разные характеристики личности человека.
Во-вторых, психологи научились не только описывать типы темперамента, но и производить их диагностику и оценку с помощью специальных тестов, которые были созданы для этой цели.
Таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не полнее соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.
В-третьих, было установлено, что один и тот же человек время от времени может проявлять разные типы темперамента, и это зависит от того, чем он в данный момент времени занимается. Например, один и тот же человек может быть холериком в общении с людьми и одновременно с этим сангвиником в работе. Или другой, нередко встречающийся случай: человек может проявлять флегматический темперамент в работе и меланхолический тип темперамента в общении с людьми. Каждый род деятельности человека имеет свой темп и динамику, и человек, исполняющий свою работу, может постепенно адаптироваться к условиям этой работы. Оценка нервно-психической устойчивости человека необходима для раннего выявления типа нервной системы и подбора адекватной профориентации, корректировки возбуждения и тренировки уравновешенности.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
активность |
свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). |
2 |
астеники |
худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. |
3 |
атлетики |
широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. |
4 |
Возбудимость |
легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти. |
5 |
Динамические особенности поведения |
характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. |
6 |
Интроверт |
замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя человек, отгороженный от всего окружающего мира. |
7 |
Качество характера |
способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать оптимальные решения. |
8 |
Меланхолик |
ранимый человек, склонный к постоянному сильному переживанию разнообразных событий, он очень остро реагирует на любые внешние факторы. |
9 |
Моторная регидность |
трудность перестройки привычных движений |
10 |
Нейротизм |
психическое состояние, которое характеризуются эмоциональной неустойчивостью, тревогой, волнением, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. |
11 |
Пикники |
склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. |
12 |
Пластичность и ригидность |
свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. |
13 |
Проблема характера |
проблема целостного охвата психических особенностей индивида. |
14 |
Реактивность |
характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. |
15 |
Ригидность |
инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. |
16 |
Ригидность мышления |
инерция суждений, установок, способов решения задач. |
17 |
Ригидность памяти |
пересерверация, навязчивость образов памяти. |
18 |
Сангвиник |
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. |
19 |
Сбалансированность черт характера |
цельность, устойчивость, уравновешенность. |
20 |
Сензитивность |
определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции. |
21 |
Сенсорная ригидность |
пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула |
22 |
Соотношение реактивности и активности |
определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. |
23 |
Темп реакций |
характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума. |
24 |
Темперамент |
индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов. |
25 |
Тревожность |
напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. |
26 |
Флегматик |
невозмутим, неспешен, имеет устойчивое настроение и стремления, внешне очень скуп на проявление чувств и эмоций. |
27 |
Характер |
система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. |
28 |
Характер человека |
обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. |
29 |
Холерик |
порывистый, страстный, быстрый, однако совершенно неуравновешенный человек, с резко меняющимся настроением с всевозможными эмоциональными вспышками и быстро истощаемый. |
30 |
Экстраверт |
отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). |
31 |
Экстраверсия, интраверсия |
определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). |
32 |
Эмоциональная возбудимость |
характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. |
33 |
Эмоциональная ригидность |
продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия |
1 |
Абрамова Г.С. практическая психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002-368с. | ||
2 |
| ||
3 |
Андреева Г.М. Общая психологи. СПб.: Питер, 2001. | ||
4 |
Аронсон, Эллиот. Психологические законы поведения человека в социуме: (Пер. с англ.)/ Эллиот, Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. – СПб.: Нева: прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 558с. – Социальная психология | ||
5 |
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: ЛОРРИ,2000. | ||
6 |
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. | ||
7 |
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: «Просвещение»,2000 | ||
8 |
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология»/Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо:Юрайт, 2000. – 322с. | ||
9 |
Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность.- Минск: «Народное образование», 2003 | ||
10 |
Димитриус Эллен. Читать человека как книгу: Как научиться понимать людей и предсказывать их поведение в любой ситуации/Эллен Димитриус, Марк Мазарелла.-М.: Эксмо,2003. – 480с. (Психология – это просто). | ||
11 |
Егидес А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности/ А. Егидес. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2002. – 319с.: ил.-(Практическая психология). | ||
12 |
Ковалев А.Г. психология личности. – М.: «Просвещение», 1999. | ||
13 |
Корягин К.Г. Большой словарь психолога. М.: Альфа, 2007. | ||
14 |
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001,412с. | ||
15 |
Левитов Н.Д. психология характера. – М.: «Просвещение»,2000 | ||
16 |
Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.:2000. | ||
17 |
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. | ||
18 |
Методика изучение структуры темперамента Я. Стреляу. (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)/ Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович, - Минск,2002. | ||
19 |
Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: 1994г. | ||
20 |
Петровский А.В. Теоретическая психология6 учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2001.- 496 с. – (Высшее образование) Библиогр.: С. 492-493. | ||
21 |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга первая. – М.: Владос, 1999г. | ||
22 |
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. | ||
23 |
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: «Наука»,2002 | ||
24 |
Словарь практического психолога/сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2002 – 489с. | ||
25 |
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы/ С. Степанов.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо,2002 – 592с. | ||
26 |
Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М.: Прогресс, 1982,-231с. | ||
27 |
Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009. | ||
28 |
Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. | ||
29 |
Эббингауз Г. Основы психологии. – М.: СПб. 1999 – 247с. | ||
30 |
Я. Стреляу. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие/Сост. Е.Е. Миронова – Мн: Женский институт ЭНВИЛА, 2005-155с. |
В. – век
Г. – год
Греч. – греческого
Н.э. – нашей эры
Прил. – приложение
РТТ – регулятивная теория темперамента
Т.е. – то есть
Т.д. – так далее
Т.к. – так как
Т.п. – тому подобное
Приложение А |
|
Приложение Б |
|
Приложение В |
|
Приложение Г |
|
Приложение Д |
|
Приложение Е |
|
Приложение Ж |
|
Приложение И |
|
Приложение К |
|
Приложение Л |
|
Приложение М |
|
Информация о работе Влияние темперамента на характер личности