Влияние темперамента на характер личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является темперамент и характер личности Предметом – влияние темперамента на характер.
В ходе исследования мною были использованы следующие методы:
1.Методика Айзенка «Определение типа темперамента».
2.Методика Характерологический опросник (К. Леонгарда).
3.Методика диагностики темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1.Характер и темперамент – фундамент личности………………………………5
1.1.Понятие темперамента…………………………………………………………5
1.2.Типы и свойства темперамента………………………………………………7
1.3.Понятие характера……………………………………………………………11
1.4.Типы характера………………………………………………………………15
1.5.Влияние темперамента на характер личности………………………………18
2.Исследование влияния темперамента и характера на развитие личности…21
2.1.Методика Айзенка «определение типа темперамента»……………………21
2.2.Характерологический опросник Леонгарда…………………………………26
2.3.Методика диагностики темперамента Я. Стреляу…………………………32
Заключение………………………………………………………………………37
Глоссарий…………………………………………………………………………40
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

диплом Литовкина.doc

— 933.00 Кб (Скачать файл)

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с  возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик – слабые процессы  возбуждения и торможения.

 

Многое в наших представлениях о темпераменте изменилось, но многое осталось таким же, каким оно было несколько веков назад. Что же изменилось в наших представлениях о темпераменте человека в последние несколько десятилетий?

Во-первых, в науке произошло четкое разделение темперамента и характера человека. Теперь в большинстве современных учебниках по психологии и тем более в науке темперамент и характер рассматриваются отдельно друг от друга и трактуются как разные характеристики личности человека.

Во-вторых, психологи научились не только описывать типы темперамента, но и производить их диагностику и оценку с помощью специальных тестов, которые были созданы для этой цели.

Таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не полнее соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.

В-третьих, было установлено, что один и тот же человек время от времени может проявлять разные типы темперамента, и это зависит от того, чем он в данный момент времени занимается. Например, один и тот же человек может быть холериком в общении с людьми и одновременно с этим сангвиником в работе. Или другой, нередко встречающийся случай: человек может проявлять флегматический темперамент в работе и меланхолический тип темперамента в общении с людьми. Каждый род деятельности человека имеет свой темп и динамику, и человек, исполняющий свою работу, может постепенно адаптироваться к условиям этой работы. Оценка нервно-психической устойчивости человека необходима для раннего выявления типа нервной системы и подбора адекватной профориентации, корректировки возбуждения и тренировки уравновешенности.

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

активность

свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

2

астеники

худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом.

3

атлетики

широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой.

4

Возбудимость

легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

5

Динамические особенности поведения

характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке.

6

Интроверт

замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя человек, отгороженный от всего окружающего мира.

7

Качество характера

способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать оптимальные решения.

8

Меланхолик

ранимый человек, склонный к постоянному сильному переживанию разнообразных событий, он очень остро реагирует на любые внешние факторы.

9

Моторная регидность

трудность перестройки привычных движений

10

Нейротизм

психическое состояние, которое характеризуются эмоциональной неустойчивостью, тревогой, волнением, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами.

11

Пикники

склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами.

12

Пластичность и ригидность

свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. 

13

Проблема характера

проблема целостного охвата психических особенностей индивида.

14

Реактивность

характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

15

Ригидность

инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.

16

Ригидность мышления

инерция суждений, установок, способов решения задач.

17

Ригидность памяти

пересерверация, навязчивость образов памяти.

18

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены.

19

Сбалансированность черт характера

цельность, устойчивость, уравновешенность.

20

Сензитивность

определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.

21

Сенсорная ригидность

пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула

22

Соотношение реактивности и активности

определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.     

23

Темп реакций

характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

24

Темперамент

индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.   

25

Тревожность

напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

26

Флегматик

невозмутим, неспешен, имеет устойчивое настроение и стремления, внешне очень скуп на проявление чувств и эмоций.

27

Характер

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.  

28

Характер человека

обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды.

29

Холерик

порывистый, страстный, быстрый, однако совершенно неуравновешенный человек, с резко меняющимся настроением с всевозможными эмоциональными вспышками и быстро истощаемый.

30

Экстраверт

отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).

31

Экстраверсия, интраверсия

определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).   

32

Эмоциональная возбудимость

характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.    

33

Эмоциональная ригидность

продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия


 

Список использованных источников

      1

Абрамова Г.С. практическая психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002-368с.

2

Анастази А. Дифференцированная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении.

М.: Апрель, ЭКСМО-Пресс, 2001


3

Андреева Г.М. Общая психологи. СПб.: Питер, 2001.

4

Аронсон, Эллиот. Психологические законы поведения человека в социуме: (Пер. с англ.)/ Эллиот, Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. – СПб.: Нева: прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 558с. – Социальная психология

5

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: ЛОРРИ,2000.

6

Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

7

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: «Просвещение»,2000

8

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология»/Ю.Б. Гиппенрейтер.  – М.: ЧеРо:Юрайт, 2000. – 322с.

9

Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность.- Минск: «Народное образование», 2003

10

Димитриус Эллен. Читать человека как книгу: Как научиться понимать людей и предсказывать их поведение в любой ситуации/Эллен Димитриус, Марк Мазарелла.-М.: Эксмо,2003. – 480с. (Психология – это просто).

11

Егидес А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности/ А. Егидес. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2002. – 319с.: ил.-(Практическая психология).

12

Ковалев А.Г. психология личности. – М.: «Просвещение», 1999.

13

Корягин К.Г. Большой словарь психолога. М.: Альфа, 2007.

14

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001,412с.

15

Левитов Н.Д. психология характера. – М.: «Просвещение»,2000

16

Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.:2000.

17

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

18

Методика изучение структуры темперамента Я. Стреляу. (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)/ Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович, - Минск,2002.

19

Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: 1994г.

20

Петровский А.В. Теоретическая психология6 учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -  М.: Академия, 2001.- 496 с. – (Высшее образование) Библиогр.: С. 492-493.

21

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга первая. – М.: Владос, 1999г.

22

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.

23

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: «Наука»,2002

24

Словарь практического психолога/сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2002 – 489с.

25

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы/ С. Степанов.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо,2002 – 592с.

26

Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М.: Прогресс, 1982,-231с.

27

Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009.

28

Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

29

Эббингауз Г. Основы психологии. – М.: СПб. 1999 – 247с.

30

Я. Стреляу. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие/Сост. Е.Е. Миронова – Мн: Женский институт ЭНВИЛА, 2005-155с.


Список сокращений

В. – век

Г. – год

Греч. – греческого

Н.э. – нашей эры

Прил. – приложение

РТТ – регулятивная теория темперамента

Т.е. – то есть

Т.д.  – так далее

Т.к. – так как

Т.п. – тому подобное

 

Приложения

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

Приложение И

Приложение К

Приложение Л

Приложение М


 


 



Информация о работе Влияние темперамента на характер личности