Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении влияния типа родительского отношения на особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет посредством анализа уровня их готовности к школьному обучению.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
Исследовать влияние типа родительского отношения на особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет.
Проанализировать влияние родителей на психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет, учитывая их тип родительского отношения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
1.1 Типы родительских отношений
1.2 Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет
1.3 Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
2. Экспериментальное исследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
2.1 Программа экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Использованные материалы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны[23].

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Cемья – наиболее распространенный  вид социальной группы, основная  ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую  часть времени в течение жизни  находится человек. Семейные отношения  обычно определяют психологию  и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2 – 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям – бабушек и дедушек.

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект–систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий–постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент–специфика самого процесса семейного воспитания.

Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

Таким образом, родители играют важнейшую роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению. Если родители принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда ребенок развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители не принимают ребенка, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли бы способствовать более благоприятной психологической готовности к школьному обучению.

 

2. Экспериментальное  исследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет

 

2.1 Программа экспериментального  исследования

 

Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет показал, что она освещается обычно авторами при упоминании такого фактора, как тип родительского отношения, который играет немаловажную роль в психологической готовности ребенка к обучению в школе. Изучить более подробно влияние этого фактора нам позволит экспериментальное исследование.

Цель практической части исследования – исследовать влияние типа родительского отношения на особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет.

Задачи исследования:

  1. Определить тип родительского отношения у родителей, воспитывающих детей 6–7 лет.
  2. Изучить уровень и особенности психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет в зависимости от типа родительского отношения.
  3. Обобщить и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

 

2.2 Анализ и интерпретация  констатирующего эксперимента

 

Этапы исследования:

1. Выявить типы родительских  отношений.

2. Определить уровень психологической  готовности детей к обучению  в школе.

3. Обобщить и проанализировать  полученные результаты.

Методики исследования:

2.2.1 Тест-опросник родительского отношения. (Приложение 1)

Авторы: А.Я. Варга и В.В. Столин.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: Владос – пресс, 2001

Цель методики: выявить родительское отношение по вопросам воспитания детей и общения с ними.

2.2.2 Экспресс диагностика готовности к школе.

Авторы: Л.А. Венгер, Г.Г. Кравцов.

Методические рекомендации/ Под ред. Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова. – М., 1988.

Цель методики: изучить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития.

Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, а определение уровня личностного и умственного развития – задача дошкольного учреждения и школы.

Для этого из огромного количества методик были отобраны те, которые наиболее информативны, прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования в ситуации тестового испытания. Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным и интересным для ребенка.

Личностная готовность

Из всех характеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра, сформированности которые нам кажутся наиболее важной для школьного обучения. Это:

  • умение строить в адекватных системах обучения отношения со взрослыми;
  • умение общаться со сверстниками;
  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Отношения со взрослыми:

К концу дошкольного возраста поведение ребенка становиться все более произвольным.

Наша цель – выявить уровень развития произвольности в общении с взрослыми. Это сделать можно разными путями. Например, использовать игру типа «Запрещенные слова», где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Ответы детей и их поведение во время подобной игры показывает, как ребенок воспринимает такой ситуации позиции взрослого, как понимает его «нелепые» вопросы, пытается ли ответить так, чтобы не нарушить правила игры. Дети, психологически не готовые к школе, обычно «честно» отвечают на любые вопросы взрослого и соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом. Для них важно «правильность» ответов, а не соблюдение игровых правил. В предлагаемом наборе функцию оценки уровня произвольности в общении со взрослым выполняет субтест «Запрещенные слова» (Приложение 10).

Отношения со сверстниками.

Вторым важнейшим компонентом личностной готовности к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками.

Определить уровень развития общения ребенка со сверстниками можно в наблюдении за его совместной с другими детьми деятельностью и игрой.

Конечно, эта задача не осуществима в ситуации тестового обследования. Поэтому родителям было предложено ответить на вопросы коммуникативно-личностного опросника для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми» (Приложение 2).

Отношение к себе.

Третий компонент личной готовности к школе связан с развитием самосознания ребенка, что проявляется, в частности, в изменении его самооценки. Чтобы определить уровень самооценки ребенка мы использовали методику «Какой Я?» (Приложение 3).

Интеллектуальная готовность

На основании вышеизложенных теоретических представлений включены в диагностический комплекс следующие тестовые процедуры:

  1. «Нелепицы»: Цель: установление эмоционального контакта с ребенком (Приложение 4).
  2. Пространственно-арифметический диктант: Цель: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект – диагностика сформированность навыков счета в пределах 10 (Приложение 5).
  3. «Последовательные картинки»: Цель: диагностика умения 
    устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика 
    развития монологической речи (Приложение 6).
  4. «Геометрические фигуры»: Цель: диагностика уровня развития наглядно – схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект – диагностика знания ребенком названий геометрических фигур (Приложение 7).
  5. «Аналогии»: Цель: диагностика сформированности основ понятийного мышления (Приложение 8).
  6. «Логопедический»: Цель: диагностика звукопроизношения и умения произвести звуко-буквенный анализ (Приложение 9).
  7. «Запрещенные слова»: Цель: диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам (Приложение 10).
  8. «Ключи»: Цель: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности (Приложение 11).
  9. «Чтение»: Педагогический аспект – диагностика знания букв, умения 
    читать (Приложение 12).
  10. «Рисунок человека»: Цель: диагностика образного мышления и тонкой моторики (Приложение 13).

11. «Составление слов»: Цель: диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса (Приложение 14). Если по сумме баллов (суммируется результат по анкетам и по субтестам) результат ребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендацию обратиться к психологу или к логопеду (ниже 18 – желательно, ниже 16 – обязательно).

При просмотре анкеты можно сразу выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 – о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 – о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой-либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностике, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.

2.2.1. Результаты исследования  по тесту-опроснику родительского  отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

В экспериментальном исследовании принимали участие 15 семей, дети которых посещают подготовительную группу дошкольного учреждения.

На первом этапе исследования участникам было предложено ответить на вопросы теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), с целью выявить стиль семейного воспитания.

Как отмечалось ранее, особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.

В результате исследования по данной методике были получены следующие результаты:

  • Принятие – 3 человека;
  • Кооперация – 5 человек;
  • Симбиоз – 4 человека;
  • Контроль – 3;
  • Маленький неудачник – не выявлено.
      1. Результаты исследования уровня психологической готовности к обучению в школе

Результаты, полученные в ходе исследования детей по экспресс диагностике готовности к школе, выглядят следующим образом, из 15 обследуемых детей 5 человек имеют высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, 6 человек – средний и 4 человека – низкий.

 

Таблица показателей по субтестам

Название методики

 

Экспериментальная 
группа

1. «Нелепицы»

2. «Простр.-ариф. диктант»

3. «Последов-ные картинки

4. «Геом-е фигуры»

5. «Аналогии»

6. «Логопед-ский»

7. «Запр. слова»

8. «Ключи»

9. «Чтение»

10. «Рисунок чел.-ка»

11. «Сост-е слова»

Всего

1. Аня

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

1

19

2. Антон

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

2

3. Витя

1

1

1

1

1

1

1

         

4. Дима

1

1

0

0

               

5. Ира К.

1

1

0

0

               

6. Ира Б.

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

20

7. Коля

2

1

2

1

               

8. Катя

0

1

0

0

               

9. Настя

1

1

1

2

               

10. Оля

2

1

2

2

               

11. Олег

2

1

2

2

               

12. Семен

1

2

1

1

               

13. Таня

1

1

1

1

               

14. Федя

1

1

2

1

               

15. Юра

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

22

Информация о работе Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7 лет