Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении влияния типа родительского отношения на особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет посредством анализа уровня их готовности к школьному обучению.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
Исследовать влияние типа родительского отношения на особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет.
Проанализировать влияние родителей на психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет, учитывая их тип родительского отношения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
1.1 Типы родительских отношений
1.2 Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет
1.3 Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
2. Экспериментальное исследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
2.1 Программа экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Использованные материалы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

Для проведения анализа по показателям двух методик отобразим полученные данные в таблице.

 

Сводная таблица по двум методикам

Типы родительского отношения

Уровни психологической готовности к обучению в школе

 

Высокий

Средний

Низкий

Принятие

1 ребенок

2 ребенка

-

Кооперация

3 ребенка

1 ребенок

1 ребенок

Симбиоз

1 ребенок

2 ребенка

1 ребенок

Контроль

-

1 ребенок

2 ребенка

Маленький неудачник

-

-

-


 

Полученные результаты, представленные в таблице 1 указывают, на то, что у родителей с таким типом родительского отношения, как кооперация, дети имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе. Тогда как по показателям родительского отношения отвержение и симбиоз психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне. По шкале контроль родительского отношения мы видим достаточно низкие показатели психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • что у родителей проявляющих искренний интерес к интересам ребенка, высоко оценивающих способности ребенка, поощряющие самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ними на равных (кооперация), дети таких родителей имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе;
  • родители имеющие выраженное положительное отношение к ребенку, принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом (принятие), у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне;
  • родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждают от неприятностей (симбиоз), дети таких родителей имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению;
  • родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывают ребенку почти во всем свою волю, у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на низком уровне.

 

Заключение

 

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Родительская позиция характеризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодействии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность, ригидность, прогностичность. Динамичность определяет способность родителя не использовать различные дисциплинарные методы, системы запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограничены. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в методах воспитания, будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.

Успешность обучения в начальных классах школы во многом зависит от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем, уровень развития общения со сверстниками, самооценка, что является немаловажным фактором готовности к школе.

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и словесных основ словесно – логического мышления.

Также важную роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

Экспериментальное исследование влияние типа родительских отношений на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет показало, что у родителей с таким типом отношения к ребенку, как кооперация, выявлен высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. Тогда как у родителей с высокими показателями по шкалам принятие и симбиоз дети имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению. Низкий уровень психологической готовности к школьному обучению проявляется у родителей с контролирующим стилем отношения к ребенку.

Это дает основание утверждать, что тип родительских отношений имеет тенденцию к влиянию на психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет.

 

Список использованных источников

 

1. Абдурасулова Т.Д. Социально-психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников // Психолог в детском саду – 1999 – №2

2. Антошина М.А., Большакова Н.Г., Горячева Т.Г., Султанова А.С. Работа психолога в подготовительной группе детского сада // Психолог в детском саду – 1999 – №2

3. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем // Психолог в детском саду – 2005 – №2

4. Белова Е.С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду – 2008 – №1

5. Белогай К.Н. Особенности воспитания детей в семье родителями разного пола // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №2

6. Бирюкевич Е.А. Методика «Лесенка»: знакомая незнакомка // Психолог в детском саду – 2006 – №1

7. Богиович Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.

8. Воронина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства // Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1998.

9. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду – 2005 – №2

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

11. Габидулина М. Отцы глазами  детей // Школьный психолог – 2003 – №1

12. Готовность к школе/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

13. Диагностическая и коррекционная  работа школьного психолога/ Под  ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

14. Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в детском саду – 2006 – №4

15. Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии – 1989 – №1

16. Зайцева Т.В. Факторы и условия супружеской удовлетворенности браком: дилемма двойной идентичности // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №1

17. Иванова Г.М., Колтукова Ю.О. Психологические особенности семейного воспитания // Семейная психология и семейная терапия – 2006 – №3

18. Каталог-справочник: Дошкольное  образование в России: программы, пособия для педагогов и детей, дидактические игровые материалы, аудио-, видеокассеты. – М., 1999.

19. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Вып. 2 – Томск, 1996

20. Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа -2003 – №4

21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

22. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии – 1996 – №6

23. Крайг Г. Психология  развития. – СПб., 2000.

24. Кузьменко В.У. Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье // Психолог в детском саду – 2006 – №3

25. Малявина С.С., Пивцайкина О.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях: гендерный аспект // Психолог в детском саду – 2006 – №3

26. Матейчек З. Родители  и дети. – М., 1992.

27. Минеева О.А. Третья планета. Семейные структуры и идеология // Семейная психология и семейная терапия – 2006 – №2

28. Мид М. Культура и  мир детства. – М., 1988.

29. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции школьника» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 1988 – №1

30. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

31. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

32. Петухова И.А. Роль семьи в развитии одаренных детей // Журнал практического психолога – 2005 – №6

33. Поливанова К.Н. Типология индивидуальных вариантов психического развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Новые исследования в психологии – 1988 – №2

34. Поддъяков Н.Н. Ребенок – дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание – 2003 – №4

35. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка // Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1997.

36. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7 летнего возраста // Вопросы психологии – 1986 – №4

37. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии – 2000 – №3

38. Степанова Г. Социальное  развитие дошкольников и его  педагогическая оценка в условиях  детского сада // Дошкольное воспитание – 1999 – №10

39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.

40. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии – 1983 – №4

41. Уотсон Дж. Психологический  уход за ребенком. – М., 1930.

42. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Яр., 1998.

43. Шабельников В.К. Семья в геополитическом конфликте 21 века // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №4

 


Информация о работе Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7 лет