Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:20, реферат
Теоретические аспекты проблемы общения детей дошкольного возраста.
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Общение как психически познавательный процесс.
Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста.
Говоря о развитии потребности в общении, прежде всего, имеется в виду процесс ее первичного становления, движение от отсутствия потребности к ее оформлению. Оформившаяся потребность в общении не статична: она качественно преобразуется с изменением характера взаимодействия партнеров, широкого контекста жизнедеятельности ребенка.
После того, как в коммуникациях ребенка обнаруживаются проявления, соответствующие всем четырем критериям (описаны ранее), говорится не о развитии коммуникативной потребности вообще, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1990.
Общение ребенка со сверстниками осуществляется
в игре и по поводу игры. В игре
дети утверждают свои волевые и деловые
качества, радостно переживают свои успехи
и горько страдают в случае неуспеха.
В общении детей друг с другом
возникают цели, которые непременно
следует выполнять. Этого требуют
сами условия игры. Ребенок учится
благодаря включению в игровую
ситуацию, на содержание с разыгрываемых
действий и сюжетов. Если ребенок
не готов или не хочет быть внимательным
к тому, что требует от него предстоящая
игровая ситуация, если не считается
с условиями игры, то он просто изгоняется
сверстниками. Потребность в общении
со сверстниками, в их эмоциональном
поощрении вынуждает ребенка
к целенаправленному
Игра не только забава, но и многотрудное
дело: часто дети осваивают новые
игры через изнурительные
В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.
Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой по себе роли. дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Выполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что «бывает».
Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игре существует два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Так если ребенок взял роль на себя отрицательного героя, то он будет, в соответствии с сюжетом, утрированно злобно относится к детям, взявшим на себя роли других персонажей.
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.
Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие входе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила и разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Общение по поводу игры выступает
в действительности как школа
социальных отношений. Именно в игровых
ситуациях ребенок учится быть человеком.
Для каждого ребенка старшего
дошкольного возраста значимо быть
принятым сверстниками, поэтому он
старается соответствовать
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок не только пользуется речью, но и начинает осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой и, следовательно, овладения общением. У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимения («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала», и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Особое значение для развития общения
имеет объяснительная речь. В старшем
дошкольном возрасте у ребенка возникает
потребность объяснить
Ребенок через общение со взрослым постепенно усваивает значение знаков. Когда ребенок еще только начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка, ему еще недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между знаком и значением. Благодаря этому знак начинает выступать в основной своей функции – функции замещения. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понятно вне его соотношения с развитием других форм. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.
В старшем дошкольном возрасте по-прежнему особое место занимает кукла или мягкие игрушки. Эти игрушки отвечают эмоциональному настрою ребенка на доверительное общение, они выступают как его верные друзья. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. Правда, иногда случается, что ребенок побьет свою куклу, внеся в сюжет ситуацию, в которой кукла оказывается виноватой.
Обнаружив такое отношение к
кукле, взрослый должен примирить негодующего
ребенка с куклой, ведь кукла не
может провиниться, если сам этого
ребенок не хочет. Кроме того, агрессия
ребенка диагностирует
Ребенок любит свою «старую» игрушку, он воспринимает ее интимнее, чем новую куклу. Любимая игрушка не теряет очарования, с ней ребенок играет дольше, чем с какой-либо новой, он возвращается к ней после коротких увлечений. По существу ребенок особым образом общается с куклой. В общении, по меньшей мере, должно быть двое. Кукла или любая другая игрушка как раз и выступает в качестве второго общающегося: ребенок сам вкладывает в нее аффекты, настроение и знания, с которыми он сам и общается. Игрушка – прекрасный объект для рефлексии и верной любви. Общение ребенка с любимой игрушкой обнаруживает те формы общения взрослых с ребенком, которые он наблюдает постоянно. Любимая игрушка должна быть у каждого ребенка, особенно она необходима ребенку, который воспитывается единственным в семье. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология // - М.: Просвещение, 1988, с.148-161
В семье с единственным ребенком родители часто концентрируют свое внимание на ребенке и создают у него эгоистические установки. Любимая игрушка учит ребенка доброте, сочувствию, заботе. Эти чувства он затем переносит в общении со взрослыми и детьми, играя с зависимой от его воли игрушкой, ребенок по-особому учится переносить свои эмоции на эту игрушку. Идеальный кроткий друг нужен как девочкам, так и мальчикам.
Помимо игрушки в качестве любимого друга, ребенок старшего дошкольного возраста обнаруживает интерес к игрушкам, организующим соревнование, речь идет о таких игрушках, как мячи, прыгалки, кегли, луки и стрелы и другие. Ребенок весьма методично, по собственной воле тренируется в овладении этими предметами.
В пять-шесть лет ребенок уже
имеет представление о
Игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, «строит» дома и гараж, «водит» машину и т.д. Девочка убирает в кукольном уголке, «лечит» больного мишку и т.д.
У мальчиков и девочек свои игрушки. При выборе игрушки сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, а девочка – куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу, то нужно выяснить, в чем дело.
Мотивы
– побудительные силы деятельности
и поведение субъекта. В понимании
их природы в психологии нет единого
взгляда. Исходное понятие предложено
А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной
им концепции психики как
Предложенное
понятие дает возможность опереться
на объект (или представление о
нем) в котором мотив «
Мотивы
общения – это те качества партнера,
которые выявились в его
Метафорическое понятие «партнер как зеркало» разводится на 2 функции 1) выявление сходства, подобия партнеров, что позволяет познавать себя через познание другого и сопоставление себя с ним; 2) выявление оценки своих качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку качеств партнера, второй – заключается в побуждении партнера к отклику на инициативу, улавливании и учете его. Отсюда мотивы общения следует искать в двух различных по функции типах качеств: 1) в общих (сходных) свойствах партнера и 2) в способности партнеров давать отклик (оценку) на проявление других участков общения. Названные типы качеств соответствуют двум основным типам коммуникативных мотивов (партнер – подобие субъекта, партнер – ценитель субъекта). Общение не всегда представляет самостоятельную деятельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной. По мере развития у детей различных видов деятельности, прежде всего ведущей – игры, у них возникает необходимость коллективных действий, объединения усилий. Поэтому важнейшее качество, побуждающее их к совместной деятельности, а значит и к общению в ней, - способность к слаженности действий, к согласованности. Такая способность составляет третий основной тип коммуникативных мотивов детей (партнер – равный участник общего дела).
Коммуникативные мотивы теснейшим образом связаны с содержанием потребности в общении.
Так каковы же мотивы общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Определяется три категории мотивов общения ребенка со сверстником.
Первую
и важнейшую категорию
На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умении строить повествования. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя и ценителя. Качества сверстника как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей, составляют вторую категорию – познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.