Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:20, реферат
Теоретические аспекты проблемы общения детей дошкольного возраста.
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Общение как психически познавательный процесс.
Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста.
В третью категорию вошли личностные мотивы. Ребенок включается в любое дело, которым занят ровесника, ради того, чтобы сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества – свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности). Это первый вариант личностного мотива, когда он прямо выражает потребности в общении с ровесником, а не подчинен другим потребностям. Второй вариант личностного мотива – ровесник как ценитель тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе как достоинства. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтверждать их ценности. Мотивом общения становятся его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Этот мотив также прямо связан с потребностью в общении, со стремлением ребенка познать свои возможности, подтвердить достоинства, используя отклик на них со стороны ровесника. В обоих вариантах личностных мотивов воплощаются качества сверстника как зеркала в двух функциях, о которых речь шла выше. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 1983
Общение
старших дошкольников 5-6 лет протекает
преимущественно в процессе сюжетно-ролевой
игры. Возрастает число контактов
в игре, максимальным становится их
разнообразие. Появляются формулирование
игровых целей; мнимой ситуации и
вводимые замещения, распределение
ролей и соответствующие
В общении детей 5-6 лет присутствуют три варианта делового мотива. 1 вариант – мотив построения совместной игры, сотрудничества: ребенок ищет в сверстнике сходные интересы, намерения и готовность вносить творческий вклад в общее дело. Обособление и укрепление такого мотива отражает рост число актов, обращенных к «Мы». Адресованность к «Ты» снижается, а «Я» остается на прежнем уровне. 2 вариант делового мотива свойственен лидеру: путем привлечения сверстника к участию в реализации своих цели и замысла он получает подтверждение собственных достоинств. Функционирование данного мотива выражается особым характером коммуникативных актов лидера: он продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые перспективы. 3 вариант делового мотива – знакомство с новыми образцами игры, целями, замыслами; научения лучшему участию в игре. Возраст 5 лет отличается ростом числа познавательных контактов между детьми. эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни. Не менее существенным поводом к познавательным контактам становятся воплощения в игре сказки: возникает диалог, в котором уточняется последовательность и логическая связь событий. Знание потешек, поговорок, считалок превращается в игру, где они выполняют функцию средства расширения общения; ребенок адресует свои знания каждому члену группы, находя удовлетворение в производимом с их помощью эффекте на ровесника.
В познавательных, как и в деловых, мотивах общения выделяется несколько вариантов: 1 вариант – утверждение своего превосходства в знаниях и завоевании особого уважения ровесников; 2 – решение общей задачи, ответ на интересующий всех вопрос, творческое участие в достижении единой цели; 3 – подтверждение сверстником правильности понимания, представления ребенка. Выражение этого мотива – адресуется ровеснику вопрос после высказанного суждения.
В
этом возрасте сохраняется позиция
значительного превосходства
У детей 5-6 лет возникает также и новая позиция – признание достоинств ровесника, иногда превосходящих собственные, и на основе этого появляются чувства симпатии, дружба. Детям становится доступно восхищение товарищем. Между детьми начинается обмен равноценными выражениями симпатии, нежности. О новой позиции свидетельствуют и сообщения друг другу секретов. Существенной чертой личностных мотивов становится то, что они порой оказываются разделенными, общими хотя бы для двух детей, что подтверждается единой оценкой «Мы», в которой не дифференцируются ни сам ребенок, ни его партнер. Дети гордятся общими достижениями, одинаковыми ролями.
Каковы же мотивы общения у детей 6-7 лет.
Игра
все еще занимает значительное место
в жизни детей 6-7 лет. Однако положение
старших в детском саду, ожидание
скорого перехода в школу и
систематические учебные
В связи со значительной ролью игры в жизни детей 6-7 лет их деловые мотивы общения подобны мотивам 6-7-леток. Но в этом возрасте деловые мотивы общения создаются не столько в игре, сколько на фоне серьезных жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и познавательным одновременно.
Наибольшее число контактов возникает не в процессе игры, а по ходу решения какой-либо случайной задачи.
В
6-7 лет впервые познавательные мотивы
выдвигаются на передний план. В
их состав входят объяснения причин случившегося,
высказывание гипотез по поводу развития
явления, сообщения об их свойствах,
приглашение к исследованию и
т.п. Важнейшим преобразованием
Число личностных контактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств.
Усиление позиции расположения к ровеснику связано с растущим интересом к его личности; его своеобразному вкладу во взаимодействия, проявлению им оригинального типа поведения, отношения к ситуации. Чувствительность к ответственному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает: Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопр. психологии. 1985. № 4
Ребенок оказывается способен даже изменить свое неприязненное отношение к ровеснику, оценив достоинство его ответной позиции. Успехи ровесника могут вызвать восхищение у ребенка.
Таким образом, развитие у детей мотивов общения со сверстниками имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т.е. устойчивым, внутренним образованьям – потребностям, склонностям, суждениям и мнениям. В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей.
Это мы рассмотрели мотивы общения детей старшего дошкольного возраста. Теперь перейдем к средствам общения дошкольников со сверстниками.
Средства
общения – внешний, непосредственно
наблюдаемый его слой. По терминологии
А.Н. Леонтьева, они равнозначны операции
и составляют операционально-техническую
сторону коммуникативной
По определению М.И. Лисиной «под средствами общения понимаются те операции, с помощью которых ребенок строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействия с другим человеком». Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста// - М., 1999.
Поскольку
средства общения – структурный
компонент целостной
Однако эти средства могут не только определяться задачами и мотивами общения, но и влияет на развитие его мотивационно-потребностной стороны. Овладение новыми средствами общения открывает дополнительные возможности и соответственно выдвигает иные коммуникативные задачи.
Таким образом, между задачами и средствами общения существуют сложные диалектические отношения: действие и операции общения определяются и направляются побуждающими их задачами; вместе с тем в реальной живой ткани общения, воплощенной в конкретных действиях и операциях, возникают новые задачи и мотивы общения. В результате разворачивается единый диалектический процесс генезиса коммуникативной деятельности, в которой задачи общения претерпевают определенные преобразования, порождающие их качественно – новые виды и формы.
Можно выделить четыре характеристики коммуникативных действий сверстников.
Первое
– разнообразие коммуникативных
действий и расширенный их диапазон.
Именно в общении сверстников
проявляются такие сложные
Второе яркое отличие коммуникативных действий сверстников заключается в их эмоциональной насыщенности. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов, связана с тем, что, начиная со старшего дошкольного возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
Третья
характеристика средств общения
со сверстником заключается в
их нестандартности и
Такая
несогласованность
Отмеченные
характеристики коммуникативных действий
определяют специфические особенности
как вербальных, так и невербальных
средств общения. При взаимодействии
сверстников подавляющее
Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Можно выделить три формы
общения дошкольников со сверстниками,
которые последовательно
Первая это – эмоционально-
Рассмотрим вторую и третью формы общения.
В ситуативно-деловой форме контактируя со сверстниками, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Это направленность и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Потребность в игровом сотрудничестве определяется в деловых мотивах общения детей. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают у детей в процессе их занятий: игры, выполнения бытовых работ и прочее. Вопросы, ответы, разъяснения, иронические реплики, насмешки, свидетельствуют о внимании дошкольников к умениям и поступкам товарищей и еще более об их желании привлечь внимание к себе. Деловые качества самого ребенка и его товарищей, служащие причиной их обращения друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. «Сейчас и здесь» - вот что принимает в расчет ребенок.
В рамках ситуативно-делового
общения ребенок жадно