Внешние факторы, влияющие на особенности развития общения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:20, реферат

Описание работы

Теоретические аспекты проблемы общения детей дошкольного возраста.
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Общение как психически познавательный процесс.
Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты проблемы общения детей дошкольного возраста.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

В третью категорию вошли личностные мотивы. Ребенок включается в любое  дело, которым занят ровесника, ради того, чтобы сравнить свои и его  возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества – свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности). Это первый вариант личностного мотива, когда он прямо выражает потребности в общении с ровесником, а не подчинен другим потребностям. Второй вариант личностного мотива – ровесник как ценитель тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе как достоинства. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтверждать их ценности. Мотивом общения становятся его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Этот мотив также прямо связан с потребностью в общении, со стремлением ребенка познать свои возможности, подтвердить достоинства, используя отклик на них со стороны ровесника. В обоих вариантах личностных мотивов воплощаются качества сверстника как зеркала в двух функциях, о которых речь шла выше. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 1983

Общение старших дошкольников 5-6 лет протекает  преимущественно в процессе сюжетно-ролевой  игры. Возрастает число контактов  в игре, максимальным становится их разнообразие. Появляются формулирование игровых целей; мнимой ситуации и  вводимые замещения, распределение  ролей и соответствующие обращения, называние партнера шутливым именем, а также многочисленные высказывания, воплощающие роль и дающие направления  игре и поведению участников, - побуждения к определенным действиям, сообщения  и вопросы о сделанном и намеченном. Игра и общение в ней длится больше часа, а иногда (прерывались) в течении нескольких дней и недель. Внеигровые контакты представляют собой вовлечение в игру и ее организацию: определяются общие цели, согласовываются намерения, осуществляются воздействия на ровесника (предложения, критика и указания, как делать). Игра строится на речевом общении, поэтому число невербальных актов резко падает.

В общении детей 5-6 лет присутствуют три варианта делового мотива. 1 вариант  – мотив построения совместной игры, сотрудничества: ребенок ищет в сверстнике сходные интересы, намерения и  готовность вносить творческий вклад  в общее дело. Обособление и  укрепление такого мотива отражает рост число актов, обращенных к «Мы». Адресованность к «Ты» снижается, а «Я» остается на прежнем уровне. 2 вариант делового мотива свойственен лидеру: путем привлечения сверстника к участию в реализации своих цели и замысла он получает подтверждение собственных достоинств. Функционирование данного мотива выражается особым характером коммуникативных актов лидера: он продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые перспективы. 3 вариант делового мотива – знакомство с новыми образцами игры, целями, замыслами; научения лучшему участию в игре. Возраст 5 лет отличается ростом числа познавательных контактов между детьми. эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни. Не менее существенным поводом к познавательным контактам становятся воплощения в игре сказки: возникает диалог, в котором уточняется последовательность и логическая связь событий. Знание потешек, поговорок, считалок превращается в игру, где они выполняют функцию средства расширения общения; ребенок адресует свои знания каждому члену группы, находя удовлетворение в производимом с их помощью эффекте на ровесника.

В познавательных, как и в деловых, мотивах общения выделяется несколько  вариантов: 1 вариант – утверждение  своего превосходства в знаниях  и завоевании особого уважения ровесников; 2 – решение общей задачи, ответ  на интересующий всех вопрос, творческое участие в достижении единой цели; 3 – подтверждение сверстником  правильности понимания, представления  ребенка. Выражение этого мотива – адресуется ровеснику вопрос после высказанного суждения.

В этом возрасте сохраняется позиция  значительного превосходства над  ровесником, выражающаяся в поддразниваниях, насмешках, непринятии в игру и исключения из нее, отвержения, актом агрессии, адресуемой порой каждому из ровесников. Годовикова Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение. Краснодар // - 1998

У детей 5-6 лет возникает также и  новая позиция – признание  достоинств ровесника, иногда превосходящих  собственные, и на основе этого появляются чувства симпатии, дружба. Детям  становится доступно восхищение товарищем. Между детьми начинается обмен равноценными выражениями симпатии, нежности. О  новой позиции свидетельствуют  и сообщения друг другу секретов. Существенной чертой личностных мотивов  становится то, что они порой оказываются  разделенными, общими хотя бы для двух детей, что подтверждается единой оценкой  «Мы», в которой не дифференцируются ни сам ребенок, ни его партнер. Дети гордятся общими достижениями, одинаковыми  ролями.

Каковы  же мотивы общения у детей 6-7 лет.

Игра  все еще занимает значительное место  в жизни детей 6-7 лет. Однако положение  старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и  систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы. Знания детей расширяются. Игра становится серьезнее: старшие дошкольники  воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей повышаются требования к  выдумке, изобретательности, появляется новый тип игр – с правилами (подвижные, настольные, словесные). У  детей 6-7 лет выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.

В связи со значительной ролью игры в жизни детей 6-7 лет их деловые  мотивы общения подобны мотивам 6-7-леток. Но в этом возрасте деловые  мотивы общения создаются не столько  в игре, сколько на фоне серьезных  жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и  познавательным одновременно.

Наибольшее  число контактов возникает не в процессе игры, а по ходу решения  какой-либо случайной задачи.

В 6-7 лет впервые познавательные мотивы выдвигаются на передний план. В  их состав входят объяснения причин случившегося, высказывание гипотез по поводу развития явления, сообщения об их свойствах, приглашение к исследованию и  т.п. Важнейшим преобразованием познавательных мотивов общения детей 6 лет –  их обособление от мотива подтверждения  своих достоинств. Познавательный мотив  общения – это уже поиск  коллективного решения задачи, отношение  ко всем участникам как к равным. Высказывания адресуются не к «Ты», а к «Мы».

Число личностных контактов, выделенных в  самостоятельные эпизоды, у старших  дошкольников увеличивается. Ребенок  доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает  поступок ровесника, сравнивает его  с другими детьми, обсуждает происшедшие  события, выражает сопереживание. Самые  интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику  свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению  к партнерам. Иногда это развернутое  признание достоинств.

Усиление  позиции расположения к ровеснику  связано с растущим интересом  к его личности; его своеобразному  вкладу во взаимодействия, проявлению им оригинального типа поведения, отношения  к ситуации. Чувствительность к ответственному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает: Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопр. психологии. 1985. № 4

Ребенок оказывается способен даже изменить свое неприязненное отношение к  ровеснику, оценив достоинство его  ответной позиции. Успехи ровесника  могут вызвать восхищение у ребенка.

Таким образом, развитие у детей мотивов  общения со сверстниками имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т.е. устойчивым, внутренним образованьям – потребностям, склонностям, суждениям и мнениям. В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей.

Это мы рассмотрели мотивы общения детей  старшего дошкольного возраста. Теперь перейдем к средствам общения  дошкольников со сверстниками.

Средства  общения – внешний, непосредственно  наблюдаемый его слой. По терминологии А.Н. Леонтьева, они равнозначны операции и составляют операционально-техническую  сторону коммуникативной деятельности. Средства общения – это те наблюдаемые  поведенческие проявления, которые  адресованы другому; из них складывается живая ткань общения. Леонтьев А.Н. / Деятельность и общение // Вопросы философии, 1999, №1.

По  определению М.И. Лисиной «под средствами общения понимаются те операции, с  помощью которых ребенок строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействия с другим человеком». Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста// - М., 1999.

Поскольку средства общения – структурный  компонент целостной деятельности, очевидно, что они определяются общим  содержанием этой деятельности. Как  всякое действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, так и конкретное действие общения  и реализующие его операции починены определенной коммуникативной задаче. В связи с этим развитие средств  общения необходимо рассматривать  в контексте целостной деятельности общения и формирование новых  потребностей и задач коммуникативной  деятельности. Именно конкретные задачи общения создают условия и  необходимость для овладения  определенными коммуникативными средствами, для их совершенствования и развития.

Однако  эти средства могут не только определяться задачами и мотивами общения, но и  влияет на развитие его мотивационно-потребностной стороны. Овладение новыми средствами общения открывает дополнительные возможности и соответственно выдвигает иные коммуникативные задачи.

Таким образом, между задачами и средствами общения существуют сложные диалектические отношения: действие и операции общения  определяются и направляются побуждающими их задачами; вместе с тем в реальной живой ткани общения, воплощенной  в конкретных действиях и операциях, возникают новые задачи и мотивы общения. В результате разворачивается  единый диалектический процесс генезиса коммуникативной деятельности, в  которой задачи общения претерпевают определенные преобразования, порождающие  их качественно – новые виды и  формы.

Можно выделить четыре характеристики коммуникативных  действий сверстников.

Первое  – разнообразие коммуникативных  действий и расширенный их диапазон. Именно в общении сверстников  проявляются такие сложные действия, как притворство (стремление сделать  вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и т.д.

Второе  яркое отличие коммуникативных  действий сверстников заключается  в их эмоциональной насыщенности. Столь сильная эмоциональная  насыщенность контактов, связана с  тем, что, начиная со старшего дошкольного  возраста, сверстник становится для  ребенка более предпочитаемым и  привлекательным партнером по общению.

Третья  характеристика средств общения  со сверстником заключается в  их нестандартности и нерегламентированности. При взаимодействии с ровесниками дошкольники используют самые неожиданные и самобытные средства. Нерегламентированность общения дошкольников позволяет партнеру проявить самобытное начало в его формирующейся личности. Сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных проявлений ребенка. С возрастом контакты сверстников все более опосредуются социальными нормами и правилами. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использованные самобытных, непредсказуемых средств – относительная черта контактов ровесников до конца дошкольного возраста. Четвертая особенность коммуникаций дошкольников – преобладания инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Гибкость отношения к партнеру, которая проявляется в чувствительности к его воздействиям и адекватности ответов, согласно данным Л.Б. Митяевой и Е.О. Смирновой существенно меньше в сфере общения ребенка со сверстником.

Такая несогласованность коммуникативных  действий детей часто порождает  конфликты, протесты и т.п.

Отмеченные  характеристики коммуникативных действий определяют специфические особенности  как вербальных, так и невербальных средств общения. При взаимодействии сверстников подавляющее большинство  их контактов происходит с участием речи.

 

 

Формы общения  детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Можно выделить три формы  общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют  друг друга на протяжении пяти лет  жизни дошкольников (2-7 лет).

Первая это – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (второй и четвертый годы жизни  ребенка). Вторая – ситуативно-деловая  форма общения детей со сверстниками (4-6 лет) и третья форма внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет).

Рассмотрим вторую и третью формы общения.

В ситуативно-деловой форме  контактируя со сверстниками, дошкольники  стремятся наладить между собой  деловое сотрудничество. Это направленность и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Потребность  в игровом сотрудничестве определяется в деловых мотивах общения  детей. Все основные поводы для обращения  друг к другу возникают у детей  в процессе их занятий: игры, выполнения бытовых работ и прочее. Вопросы, ответы, разъяснения, иронические реплики, насмешки, свидетельствуют о внимании дошкольников к умениям и поступкам  товарищей и еще более об их желании привлечь внимание к себе. Деловые качества самого ребенка  и его товарищей, служащие причиной их обращения друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. «Сейчас  и здесь» - вот что принимает  в расчет ребенок.

В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится  стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит  в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, не успевая хорошенько всмотреться в самих партнеров. Это достигает максимальной яркости  и приобретает форму специфического феномена «невидимого зеркала». Но невидимость сверстника в дошкольном возрасте совершенно особенная – она сочетается с ревнивым и пристрастным интересом ко всему, что тот делает. На 5-ом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах своих товарищей, дают советы, просят скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Обычно дошкольникам свойственно особая манера поведения. Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Мы видим ее корень в стремлении ребенка узнать о себе лучшее на уровне ситуативно-делового общения. Это связано со вторым, по значению для детей этого возраста содержанием, потребности в общении со сверстником – в признании и уважении.

Информация о работе Внешние факторы, влияющие на особенности развития общения детей дошкольного возраста