Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:05, реферат
В своей работе я постарался дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постарался выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.
1. Введение.
2. Внимание:
2.1. Общее понятие о внимании. Определение.
2.2. Виды внимания.
2.3. Свойства и функции внимания.
2.4. Рассеянность.
3. Способы тренировки и развития внимания.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Московский государственный университет приборостроения и информатики.
Реферат.
По дисциплине «Психология и педагогика»
Выполнил:
Cтудент 1 курса
ЭФ-2. Бизнес-информатика
Быков Владимир Сергеевич
Научный руководитель:
Кафедра “Психологии ”
Преподаватель: Шинев Станислав Борисович
Москва - 2013.
Содержание
1. Введение.
2. Внимание:
2.1. Общее понятие о внимании. Определение.
2.2. Виды внимания.
2.3. Свойства и функции внимания.
2.4. Рассеянность.
3. Способы тренировки и развития внимания.
4. Заключение.
5. Список использованной
Введение
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что “явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию”. Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой “внимание” довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться.
В своей работе я постарался дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постарался выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.
В своем реферате я использовал работы таких авторов, как Ж. Годфруа, Р.С. Немов, В.С. Кузин и других.
Внимание
2.1. Общее понятие о внимании. Определение
Психическая
деятельность не может
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.
Внимание обычно выражается
в мимике, в позе, в движениях.
Внимательного слушателя легко
отличить от невнимательного.
Но иногда внимание направлено
не на окружающие объекты, а
на мысли и образы, находящиеся
в сознании человека. В данном
случае говорят об
Внимание можно определить
как психофизиологический
2.2. Виды внимания
Психологи выделяют ряд видов внимания.
Таковыми являются непроизвольное и
произвольное внимание, природное и
социально обусловленное
Непроизвольное внимание, наиболее
простое и генетически
1. Характер и качество
2. Ко второй группе причин
относятся те внешние
3. Третья группа причин связана
с общей направленностью
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
2.3. Свойства и функции внимания
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование преследует .ель установить, насколько прочно и устойчиво оно сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не выполняется, совмещение деятельности невозможно.
Для исследования распределения внимания
используются таблицы Шульте. На этих
таблицах изображены два рядя беспорядочно
разбросанных цифр, красных и черных.
Испытуемый должен в определенной последовательности
называть серию цифр, чередуя каждый
раз красную и черную цифру. Иногда
эксперимент усложняют - на красную
цифру надо показывать в прямом порядке,
а на черную - в обратном. Как показали
исследования, у отдельных испытуемых
здесь отчетливо выступают
Многие психологи считают, что распределение внимания является обратной стороной егопереключаемости. Переключаемость или переключение внимание определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство внимания - это его объем. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую информацию на части, не превышающие возможности человека. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания.
Исследование объема внимания обычно
производится путем анализа числа
одновременно предъявляемых элементов
(чисел, букв), которые могут быть
с ясностью восприняты субъектом. Для
этих целей используют прибор - тахистоскоп
- позволяющий предъявить определенное
число раздражителей так
Внимание в жизни и