Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:05, реферат
В своей работе я постарался дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постарался выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.
1. Введение.
2. Внимание:
2.1. Общее понятие о внимании. Определение.
2.2. Виды внимания.
2.3. Свойства и функции внимания.
2.4. Рассеянность.
3. Способы тренировки и развития внимания.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Для рецептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в оперативной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
2.4. Рассеянность
Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянность: мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.
Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.
3. Способы тренировки и развития внимания
Внимание, как
и все остальные психические
процессы, имеет низшие и высшие
формы. Первые представлены
Историю развития внимания, как и
многих других психических функций,
пытался проследить Л.С. Выготский
в русле своей культурно-
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:
1. Первые недели-месяцы жизни.
Появление ориентировочного
2. Конец первого года жизни.
Возникновение ориентировочно-
3. Начало второго года жизни.
Обнаружение зачатков
4. Второй-третий год жизни.
5. Четыре с половиной - пять
лет. Появление способности
6. Пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Внимание играет важную роль в различных
профессиях, связанных с осмыслением
большого количества информации и общением.
Именно поэтому, важно создать условия,
необходимые для его появления,
сохранения и развития. Среди подобных
условий можно назвать
Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:
- правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
- своевременная диагностика и
лечение нарушений зрения, слуха,
заболеваний внутренних
- учет дневного ритма
- чередование умственных и
Создание благоприятной
- отсутствие сильных внешних
раздражителей - обеспечение тишины
(легкий шум способствует
- обеспечение гигиенических
- оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
- привычные условия работы.
Организация деятельности:
- установить приоритеты (определить,
что главное, а что
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.
Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.
Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.
Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:
- медитация (один из терминов,
употребляющихся для
- пальминг (происходит от слова
palm, что в переводе на русский
язык означает “ладонь”). Ладони
человека представляют собой
превосходный инструмент для
защиты глаз. Когда человек закрывает
глаза, это способствует их
расслаблению и отдыху. Однако
глаза, самой природой
Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
- активизация слухового центра.
Известный российский физиолог
академик П. Анохин в своих
исследованиях установил, что
в деятельности человеческого
мозга порой возникают
1. Проходя по улице, нужно
стараться поймать и удержать
в памяти отдельные фразы
2. Нужно стараться различать
голоса часто встречающихся
3. Стоя так, чтобы не видеть
разговаривающих между собой
людей, попытаться различить
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции, собрании,
заседании, постараться затем
записать все, что запомнили
из услышанного. Мысленно
4. Заключение
В своем реферате я дал понятие внимания, выделил его виды и функции, рассмотрел способы тренировки и развития внимания.
Но это не предел. Изучение психики
и личности человека, познавательных
процессов и способов их тренировки
и развития становится все более
совершенным. Психологи изобретают
более новые, более современные
модели для изучения этих процессов.
Человек, используя эти модели, глубже
познает свой внутренний мир, что
позволяет открыть новые
5. Список использованной
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
2. Годфруа Ж. Что такое
3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1999. – 336 с.
4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
6. Общая психология: Курс лекций
для первой ступени
7. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с.