Внимание и его психические свойства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

а) понятие внимания; б) каковы основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем); в) в чем заключается особенность основных видов внимания (произвольного, непроизвольного, послепроизвольного); г) от каких факторов зависит непроизвольное внимание; д) каковы общие черты внимания и воли человека; е) психологические теории внимания.

Файлы: 1 файл

контр. ПСИХ.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Раскрыть следующие вопросы темы « Внимание и его психические свойства»:

а) понятие внимания; б) каковы основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем); в) в чем заключается  особенность основных видов внимания (произвольного, непроизвольного, послепроизвольного); г) от каких факторов зависит непроизвольное внимание; д) каковы общие черты внимания и воли человека; е) психологические теории внимания.

 

а) Внимание –  это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо объекте.

Раскрывая понятие  внимания как важного для сознания процесса, выделим его функции:

- осуществление  отбора нужной информации;

- обеспечение  избирательных программ действия;

- постоянный  контроль за их осуществлением.

б) Свойства внимания:

Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на каком-либо объекте. Данное свойство внимания всегда связанно либо с нашим интересом к объекту, либо с волевым усилием. Так, монотонная деятельность, неинтересная лекция в такой степени нарушают устойчивость внимания, что только с помощью воли можно ее вернуть.

Концентрация – степень сосредоточенности внимания на одном объекте при отвлечении от других. Концентрация внимания и его объем находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше объем, тем меньше концентрация. И наоборот: высокая концентрация порождает низкий объем внимания и как следствие этого – определенную рассеянность, когда человек настолько погружен в свои мысли, что не замечает многое вокруг себя.

Переключаемость – осмысленный перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой (в этом отличие от рассеянности). Это свойство внимания включается, например, при возникновении чего-либо неожиданного. Переключаемость связанна с таким свойством темперамента, как пластичность. Она необходима людям таких профессий, как летчик, шофер, оператор, а также в деятельности тех, кто постоянно должен общаться с людьми.

Распределение – способность не только параллельно выполнять несколько видов деятельности, но и удерживать их в поле ясного сознания. При этом все объекты остаются в зоне внимания (в этом отличие от переключаемости), хотя уровни концентрации на них полностью не совпадают. Распределение как свойство внимания так же, как и переключаемость (и это мы уже подчеркивали), зависит от наличия у человека пластичности как свойства темперамента.

Объем внимания (равен объему кратковременной памяти) – количество объектов (или укрупненных единиц информации), которые человек способен одновременно удерживать в фокусе ясного сознания.

в) Произвольное внимание – возникает в тех ситуациях, когда человек занят деятельностью, не вызывающей интерес и не обладающей свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. При этом человек прилагает определенные волевые усилия и использует специальные приемы (технику) внимания; именно этот вид внимания включается у вас, когда необходимо изучать неинтересный учебник лишь только для того, чтобы сдать экзамен. Этот вид внимания помогает бороться и с отвлечением внимания, когда что-либо неожиданное и новое мешает нам сосредоточиться на важной работе.

Непроизвольное  внимание – это полная зависимость активности человека от действия сильного и неожиданного раздражителя (факторов).

Послепроизвольное внимание – возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, в которой было задействовано произвольное внимание, постепенно захватывает и увлекает человека, не требуя от него волевых усилий; именно этот вид  внимания являет собой синтез непроизвольного и произвольного внимания.

г) К факторам непроизвольного внимания относятся:

  • интенсивность раздражителя, движение и прерывистость (громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения, мерцающий свет, прерывистые звуки);
  • необычность и новизна предметов и явлений;
  • контрастность;
  • отношение раздражителя к потребностям, интересам, установкам и стереотипам человека.

д) Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо объекте.

Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на каком-либо объекте. Данное свойство внимания всегда связано либо с нашим интересом к объекту, либо с волевым усилием. Так, монотонная деятельность, неинтересная лекция в такой степени нарушают устойчивость внимания, что только с помощью воли можно ее вернуть.

е) Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединяет существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

  Вникание как результат двигательного  приспособления.

Приверженцы этого подхода  исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

Внимание как результат ограниченности объема сознания.

 Не объясняя, что понимается  под объемом сознания, И.Герберг  и У.Гамильтон считают, что  более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

Внимание как  результат эмоции.

Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления.

Внимание  как результат апперцепции, т.е. как  результат жизненного опыта индивида.

Внимание  как особая активная способность  духа.

Сторонники  данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

Внимание  как усиление нервной раздражительности.

Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

 Среди теорий  внимания широкую известность  также приобрела теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием.

Кроме теории Т.Рибо существуют и другие, не менее известные  подходы к исследованию природы  внимания. Например, Д.Н. Узнадзе полагал, что внимание связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания.

 

 

Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений они находятся. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

 

 

1. Восприятие (А) - внимание (В) - ( 5 )

2. Синкретизм (А) - синтез (В) - ( 3 )

3. Тревожность  (А) - сон (В) - ( 2 )

4. Фрустрация (А) - стресс (В) - ( 1 )

5. Самооценка (А)  - самоутверждение (В) - ( 2 )

 

1. Восприятие - процесс формирования субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующих на анализатор или систему анализаторов.

 Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо объекте.

2. Синкретизм - особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста; проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания.

Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему).

3. Тревожность – индивидуально-психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Сон – одно из функциональных состояний человека, врожденный биологический ритм. Можно выделить фазы медленного и быстрого сна, которые различаются по своему психическому значению. Медленные фазы сна сопровождаются отсутствием сновидений. На стадии медленного сна происходит определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации. На стадии быстрого сна спящий, напротив, видит сны. Психическое значение стадии быстрого сна заключается в том, что она помогает человеку преодолевать реальные стрессовые ситуации.

4. Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, тревогой, отчаянием и др. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену, перед началом спортивных соревнований и т.п.)

5. Самооценка – ценность, значимость, который индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности; выступает в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я-концепции». Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе реального и идеального представлений о себе.

Самоутверждение – стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. Способ самоутверждения зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей.

 

Задание 3. Проанализируйте следующие утверждения. Дайте обоснование своему выбору.

 

  1. Образы восприятия одного человека непосредственно не доступны сознанию другого. Так ли это, если да, то почему?

Да, это так. Уже в определении восприятия заложено, что это процесс формирования субъективного образа предмета или явления. Восприятие зависит от прошлого опыта человека, его знаний, интересов, чувств, определенного отношения к предмету восприятия, что выражается в таком свойстве, как апперцепция. Поэтому один и тот же предмет разными людьми может восприниматься по-разному.

  1. Человек способен свободно читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан. Почему?

Это неверно, так  как это зависит от особенностей зрительного анализатора (например, люди с близорукостью, им необходим более крупный шрифт), восприятия, а так же от таких факторов, как состояние усталости, тревожности, стресса.

  1. Восприятие человека является зеркальной копией того, что существует вне его.

 Это утверждение неверно, так как отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.

  1. Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но понимаем всю фразу.

Это верно. Потому что восприятие не является простой  суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется  в течение некоторого времени. Так  же, если человек слушает выступление оркестра, то воспринимает мелодию, а не звучание отдельных инструментов и понимает музыкальную вещь, т.к. воспринимает ее структуру в целом. Это связано с такими свойствами восприятия, как целостность и структурность, а так же осмысленность.

  1. Динамику психической жизни определяют способности.

Да, это так, потому что способности есть понятие  динамическое. Они существуют не только в движении, но и развитии. Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей  деятельности. Именно деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. Всякая способность есть способность к какой-либо деятельности.

 

 

 

Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях.

1. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

2. Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

Информация о работе Внимание и его психические свойства»