Внимание и его психологические свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

Цель моей теоретической работы: дать определение понятию «внимание».
Задачи:
1. Выявление определений отдельных психологических свойств внимания.
2. Выявить взаимосвязь свойств внимания между собой.
3. Рассмотреть некоторые теории внимания зарубежных и отечественных психологов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Теории внимания. 5
2.Свойства внимания 11
3.Рассеянность и внимательность. 14
Заключение. 15
Список используемой литературы. 17

Файлы: 1 файл

vnimanie.docx

— 60.62 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П.Горячкина»

 

 

Факультет заочного образования

Кафедра «Педагогика и  психология»

Контрольная работа по дисциплине: «Общая психология» 

На тему: «Внимание и его психологические свойства»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Артамонова В.Д.

Группа:

26п/эк

Шифр:

 

Вариант:

63

Проверил:

 

 

 

Москва 2013г. 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.Теории внимания. 5

2.Свойства  внимания 11

3.Рассеянность  и внимательность. 14

Заключение. 15

Список используемой литературы. 17

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Что такое внимание и что  значит быть внимательным? Житейский  ответ на этот вопрос, наверное, может  дать каждый. Но что понимает под  этим наука?

 

“Глаза его читали, но мысли были далеко”, - так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений  Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную  тему), то, вдруг, ловим себя на том, что  думаем совсем о другом. Без целенаправленного  устойчивого внимания невозможна никакая  серьезная работа и запоминание  в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим  вниманием”.

 

Актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь в каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, ощущает, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, является актуальным в данный момент времени, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Внимание к объекту  вызывает естественную потребность  что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Внимание, сливаясь с действием  и взаимно переплетаясь, создает  крепкую связь с объектом.

Для самого человека, и внешнему наблюдению внимание открывается как  направленность, настроенность и  сосредоточенность любой психической  деятельности. Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта, но его результатом является улучшение  всякой деятельности, к которой оно  присоединяется.

Внимание развивается  постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством  личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек- это человек  наблюдательный, он достаточно полно  и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем  у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими  людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание  настроений и переживаний другого  человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и  умение учесть все это в своем  поведении и общении с ним  отличают внимательного к людям  человека и свидетель.

Непроизвольное внимание вызывается неожиданностью и контрастом раздражителей, внутренним состоянием организма (человек, испытывающий чувство  голода, не может не обратить внимание на вид тарелки с едой). Когда речь идет о непроизвольном внимании мы не обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием.

Произвольное (преднамеренное) внимание происходит при определенных намерениях и приложении усилий по доброй воле это намерение осуществить. Любая деятельность предъявляет  высокие требования к уровню развития произвольного внимания.

Цель моей теоретической  работы: дать определение понятию «внимание».

 

Задачи:

  1. Выявление определений отдельных психологических свойств внимания.
  2. Выявить взаимосвязь свойств внимания между собой.
  3. Рассмотреть некоторые теории внимания зарубежных и отечественных психологов
  4. Анализ литературы по выбранной теме.

 

1.Теории внимания.

Одна из ранних классификаций  видов внимания принадлежит американскому  психологу Вильяму Джемсу (1842-1910). Она была подробно изложена в его  известном двухтомном труде "Основы психологии", вышедшем в 1890 году. Им были выделены шесть видов внимания и их подвиды:

– непроизвольное, конкретное, ҹувственное;

– непроизвольное, конкретное, интеллектуальное;

– непроизвольное, опосҏедствованное, интеллектуальное;

– произвольное, опосҏедствованное, ҹувственное;

– произвольное, опосҏедствованное, интеллектуальное.

Изучение внимания и выделение  его видов было проведено американским психологом Джеймсом Марком Болдуином (1861-1934), главным достижением которого считается разработка понятия "круговой реакции". Он предполагал, что между организмом и окружающей средой имеет место процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Им было описано текучее внимание как состояние торопливого, стремительного, неадекватного наблюдения, быстрого перехода, ассимиляции ("в одно ухо влетело, в другое вылетело").

Выдающийся отечественный  психолог Н.Н. Ланге дал определение внимания с биологической точки зрения и выделил ряд его видов рефлективное, инстинктивное, волевое, а также показал роль движений в процессе волевого внимания. Он определял внимание как целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия и подчеркивал, ҹто внимание есть некоторый процесс усиления или изменения восприятия.

Рефлективное внимание, согласно Н.Н. Ланге, состоит из некоторого ощущения, рефлективного движения, приспосабливающего орган к наилуҹшему восприятию эҭого ощущения. Этот вид внимания происходит без всякого волевого ҏешения, механически.

Примерами этого вида внимания в области зрения он считал рефлекс аккомодации хрусталика к ближайшим расстояниям, рефлексы зрачка (сужение глазного отверстия), рефлекторное сведение осей зрения, пассивное направление взгляда, движения головы, пеҏемещающие глаза. В области слуха к рефлективному вниманию им отнесены: рефлекторный поворот головы к источнику звука, а также рефлекс мускула барабанной перепонки, который состоит в натяжении барабанной перепонки соответственно интенсивности слухового раздражения. В отношении вкусовых раздражений он считал таким приспособлением начальные акты глотания, то есть рефлекторные движения языка и полости рта.

Просто огромное значение придавал Н.Н. Ланге инстинктивному вниманию, которое он характеризовал как приспособление к наилучшему восприятию. Этот вид внимания вызывается инстинктивными эмоциями любопытства и удивления. Он считал, что этот вид является довольно таки распространенным, так как этот инстинкт лежит в основе всякой любознательности, всякой науки и т.д.

Н.Н. Ланге выделял инстинктивные приспособительные действия, называемые им выразительными движениями. К их числу он относил следующие инстинктивные движения: оглядывание, прислушивание, выразительные движения бровей и т.д. Эти инстинктивные движения были вычленены не только у человека, но и у животных еще Ч. Дарвиным. К числу внешних знаков инстинктивного внимания он также относил неподвижность животного или человека, пораженного изумлением, тот моментальный паралич мышц нижней челюсти, вследствие чего широко раскрывается рот. К характерному знаку инстинктивного внимания им была отнесена также задержка дыхания. Кроме внешних приспособлений инстинктивного внимания Н.Н. Ланге говорил о внутренних приспособлениях психического характера, имеющих своим началом эмоцию удивления.

Н.Н. Ланге выделял также волевое внимание, которое отличается тем, ҹто цель процесса уже заранее известна субъекту.

 

При волевом внимании человек  волевым усилием удерживает в  сознании мысль, образ, пытаясь их зафиксировать. Волевое внимание имеет целью  понимание. Следовательно, долевое чувственное внимание состоит в ассимиляции ҏеального ощущения с соответственным образом воспоминания.

Н.Ф. Добрынин предлагал классифицировать виды внимания по степени активности личности. Он считал, ҹто вначале возникает непроизвольное внимание (невольное, вынужденное), затем - произвольное как вид внимания с максимальным проявлением активности. После этого возможно появление спонтанного внимания, называемого после произвольным.

Существует классификация  видов внимания, основанная на житейских  и профессиональных наблюдениях. Например, А.Ф.Кони выделяет сосҏедоточенное  и рассеянное внимание, а также  различает внимание, направленное на процессы и на конечные результаты. Рассеянное внимание выражается в трудности сосредоточения на одном предмете и рассеивании на побочные обстоятельства.

Традиционно выделяют два  основных вида внимания: внимание, вызываемое объектом (непроизвольное) и внимание, поддерживаемое усилиями субъекта (произвольное). Так же принято выделять после произвольное внимание.

Основой при разграничении  произвольного и непроизвольного  внимания является отношение к целям  и намерениям субъекта. Непроизвольное внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами, без усилия, без наличия поставленной цели. Непроизвольное внимание называют также пассивным, эмоциональным.

Специфическое значение внимания, как выражения отношения личности к объекту, сделало это понятие  особенно дискуссионным. Представители  английской эмпирической психологии —  ассоцианисты — вовсе не включали внимание в систему психологии, для  них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и  их ассоциации; поэтому для них  не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие  внимания начинает играть всё большую  роль. Оно служит для выражения  активности сознания и используется как корректив к ассоциативной  психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом внимание по большей части  мыслится как внешняя по отношению  ко всему содержанию сила, которая  извне формирует данный сознанию материал.

 

Это идеалистическое понимание  внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.) отрицает вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гештальтпсихологии.

Первая механистическая  попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Т. Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторным установкам. Вторая, связанная с теорией гештальтпсихологии, сводит явление внимания к структурности сенсорного поля (Рубин).

Не подлежит сомнению, что  рефлекторные установки играют существенную роль в начальных, наиболее примитивных  формах внимания. Хорошо известно, что  при действии на организм какого-нибудь раздражителя организм обычно рефлекторно  приспособляется к наилучшему его  восприятию. Так, когда на периферическую часть сетчатки падает световой раздражитель, глаз обычно поворачивается в его  сторону, так что он попадает в  поле лучшей видимости. При действии на барабанную перепонку идущего  сбоку звукового раздражителя следует  рефлекторный поворот в сторону  источника звука. Значение этих установок  заключается в том, что они  приводят к усилению одних процессов  за счёт торможения других. Таким образом, уже рефлекторные реакции организма  создают благоприятствующие условия  для выделения некоторых раздражителей. К этим рефлекторным реакциям установки  и сводят рефлексологи внимание.

Не подлежит сомнению, что  объяснение внимания в отрыве от таких  рефлекторных установок, как отправного пункта в процессе развития, было бы явно ненаучным. Но объяснять внимание только этими рефлекторными установками  также неправильно и невозможно. В своих высших, специфически человеческих проявлениях внимание — сознательный процесс. Сами установки человека далеко не всегда являются рефлекторными. Они  часто образуются на основе сознательных процессов, в которых участвует  внимание. Таким образом, рефлекторные установки могут быть и причиной и следствием внимания и попросту его внешним выражением. Но внимание в целом никак не сводимо к  рефлекторным установкам.

Так же неудовлетворительна, как эта попытка сведения внимания к рефлекторной установке, и попытка  свести внимание к структурности  восприятия.

Попытка свести внимание к  структурности восприятия не выдерживает  критики по ряду оснований. Во-первых, для внимания существенна возможность  выделения частей, сторон, моментов, — словом, анализа, а не одностороннее  господство структурного целого; во-вторых, хотя внимание бесспорно сначала  проявляется в отношении чувственного содержания и связано с его членением, однако существенная черта высших форм внимания заключается в отвлечении. Внимание связано с абстракцией, с возможностью расчленить структуру восприятия, кое от чего отвлечься и сознательно направить взор в определённую сторону. С мыслительной операцией абстракции внимание связано не менее тесно, чем со структурностью восприятия Жане приводит случай с больной, для которой непреодолимые трудности представляло достать булавку из коробки, в которой вперемежку находились булавки и пуговицы. Она брала коробку, с тем чтобы выполнить это задание, но, как она поясняла, она не могла сосредоточиться мыслью на булавках, потому что ей попадались под руки и приковывали внимание пуговицы; точно так же она не могла сосредоточиться и на пуговицах, поскольку в поле зрения постоянно попадали булавки; в результате она лишь беспомощно перебирала одни и другие. Мы не находимся в такой поглощающей власти вещей.

Информация о работе Внимание и его психологические свойства